Одной из мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в Украине, должно было стать введение налога на выведенный капитал. Согласно налоговой реформе, реализованной в положениях Закона № 1797-VIII от 21 декабря 2016 года, Кабинет Министров Украины должен был подать соответствующий проект парламенту еще 1 июля с.г. Однако работа над документом пока продолжается — Министерство финансов законопроект подготовило, но правительство еще не утвердило. Мы же попробуем разобраться, оправдает ли ожидания бизнеса очередной этап реформы.
Основная идея законопроекта состоит в замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал, а также в полном отказе от налога на репатриацию. Неэффективность последнего и заставила авторов законодательной инициативы обратить свое внимание на опыт Эстонии.
Отличие налога на выведенный капитал от налога на прибыль в том, что он не взимается с прибыли, полученной налогоплательщиком, где прибыль равна доходам за вычетом расходов. Налог на выведенный капитал взимается при выплате дивидендов или путем осуществления приравненных к распределению прибыли платежей и операций. Проектом предлагаются три основные ставки налога: 5 %, 15 % и 20 %.
Преимущества для бизнеса
В результате исключения налога на прибыль отменяются и авансовые взносы по нему. Таким образом, налог на выведенный капитал существенно упрощает администрирование. А снижение налоговой нагрузки на бизнес действительно может улучшить инвестиционную привлекательность Украины.
Впрочем, учитывая практику работы с контролирующими органами и наличие в предложенном законопроекте приравненных к выведенному капиталу операций, еще и с более высокой ставкой налогообложения, можно прогнозировать особый интерес контролирующих органов к таким операциям. Поэтому бизнесу стоит уже сейчас активно изучать предлагаемые нововведения и тщательно готовиться к более аргументированному подтверждению своих выплат (расходов) первичными документами и договорами, а также соответствующими отчетами, подтверждающими такие расходы.
Кстати, приятным станет и нововведение для самих инвесторов, которые получают дивиденды. При получении любых выплат от плательщика налога на выведенный капитал с учетом его уплаты учредители, собственники корпоративных прав и акций освобождаются от уплаты налога на доходы физлиц.
Контроль и админнагрузка
Пробелы в действующем налоговом законодательстве приводят к разным трактовкам контролирующими органами — расчет налога на прибыль базируется на бухгалтерском учете, а контролирующие органы и по сей день несовершенно владеют учетными стандартами. В результате бизнес находится в постоянном стрессе во время проверок и коммуникаций с налоговыми органами и часто вынужден искать защиту в судебных инстанциях. Теперь же предлагается отойти от практики проверки финансовой отчетности и определения прибыли ежеквартально или ежегодно. Взамен устанавливается правило подачи отчетности за период (квартал, год), в котором была совершена налогооблагаемая операция.
Проектом также предусматривается право запрашивать во время проведения проверки информацию о соответствии стоимости товаров и необоротных активов уровню обычной цены. При этом на контролирующий орган возлагается «обязанность доказательства» такого несоответствия. И если сейчас под обычной ценой понимается договорная, то при установлении новых правил для определения обычной цены под контроль могут попасть не только операции по выводу капитала, но и любые другие операции, облагаемые НДС.
Что касается административной нагрузки, то действующие периоды для формирования, подачи отчетности и уплаты налога на прибыль остаются прежними: квартал и год. Причем такие сроки зависят не от размера дохода или прибыли, а от сути операций. Так, календарный квартал устанавливается для операций по выводу капитала и для операций, приравненных к ним. Напомним, что срок подачи квартальной отчетности составляет 40 дней, и для нового налога увеличение сроков не предусматривается. При этом за год необходимо предоставить отчетность по операциям, которые определяются контролируемыми, но при этом не соответствуют принципу «вытянутой руки», а также в случае, если осуществлялась уплата денежных средств по исполнению долговых обязательств перед нерезидентом — связанным лицом.
Замена стандартов бухучета
Авторы идеи введения налога на выведенный капитал утверждают, что такая реформа решает проблему уклонения от уплаты налогов. Тем не менее база налогообложения может существенно увеличиться. Это связано с тем, что налог взимается со стоимости операции и не учитывает факт наличия убытка. При этом при совершении вполне законных операций у предприятия может возникнуть обязанность уплатить довольно большую сумму налога, но при этом оно не получит прибыли. К таким операциям относятся, например, благотворительность или выплаты роялти, вложения в объекты инвестиций за границей. Таким образом, плательщиками нового налога могут стать вполне добросовестные предприятия, не получившие прибыль.
Вообще, довольно странным кажется распределение на операции по выведенному капиталу и операции, которые приравниваются к ним. Само по себе словосочетание «вывод капитала» наталкивает на мысль, что за этими операциями скрываются схемы оттока денег в низконалоговые юрисдикции и уклонения от уплаты налогов. Но анализ самих операций показывает обратное — именно под приравненными к операциям по выводу и скрываются такие схемы. Ввиду достаточно негативного восприятия названия налога государству, желающему смягчить давление на бизнес и при этом сохранить капитал и налоги внутри страны, следует задуматься о более созидающем названии. Как говорится, как вы яхту назовете, так она и поплывет.
Кроме того, отмена налога на прибыль затронет всю систему налогового учета, отлаженную на протяжении достаточно долгого периода даже для Украины. Такое кардинальное реформирование влечет за собой необходимость внесения изменений в стандарты бухучета, в частности, придется полностью отменить Положение (стандарт) бухгалтерского учета 17 «Налог на прибыль». В связи с этим в рассматриваемом законопроекте стоило бы учесть порядок учета отсроченных налоговых обязательств и отсроченных налоговых активов, возникших по итогам последнего отчетного периода для налога на прибыль.
В преддверии перемен
По моему мнению, Украине внедрение модели налога на выведенный капитал в данное время невыгодно — как показывает мировая практика, это предусматривает временную разницу по поступлению денежных средств в бюджет. К тому же введение такой системы может еще ухудшить и так неблагоприятную экономическую ситуацию в стране.
Риск и в том, что несовершенство новой налоговой системы, характерное для всего вновь имплементированного в нашей стране (например, чего только стоит ситуация с блокировками налоговых накладных в системе электронного администрирования), может привести к широкому использованию инструментов по уклонению от уплаты налога и снизить среднесрочные доходы, если такие «дыры» не удастся закрыть.
Тем не менее серии громких скандалов с раскрытием журналистами схем по выводу денежных средств в офшоры для уклонения от уплаты налогов чиновниками и олигархами, а также давление общественности вынуждают власть действовать более решительно. Президент Украины еще в апреле подписал указ о разработке мер по борьбе с оттоком капитала. Поэтому после поддержки законопроекта о введении налога на выведенный капитал Нацсоветом по реформам можно ожидать, что реализация этой идеи вполне вероятна в ближайшем будущем. С учетом отечественных традиций изменений налогового законодательства можно прогнозировать, что начнется она уже в 2018 году.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…