11 июня 2017 года вступил в силу Закон Украины «О рынке электрической энергии» № 2019-VIII (Закон). Новая модель рынка электроэнергии на Украине должна соответствовать требованиям Третьего энергетического пакета законодательства ЕС и Энергетического сообщества, предусматривающим равный и гарантированный доступ к электросетям, конкуренцию и прозрачность при ценообразовании. Законом вводится торговля электрической энергией по двусторонним договорам и на образованных сегментах рынка.
Разделение функций
В промежутке времени за сутки до дня поставки оператор рынка организовывает рынок «на сутки наперед», а с целью обеспечения большего страхования от небалансов вводится непрерывный внутрисуточный рынок. Создается балансирующий рынок, на котором оператор системы передачи (ОСП) должен осуществлять покупку и продажу электроэнергии для балансирования объемов спроса и предложения электроэнергии и урегулировать небалансы сторон, ответственных за баланс. Также вводится рынок вспомогательных услуг, на котором ОСП покупает дополнительные услуги для обеспечения надежной работы объединенной энергосистемы (ОЭС) Украины и надлежащего качества электрической энергии.
Новые принципы функционирования данной модели рынка заложены в статье 3 Закона. Одной из ее ключевых особенностей является демонополизация, то есть разделение функций производства, поставки от транспортировки электрической энергии. Юридическое и организационное разграничение операционных видов деятельности энергокомпаний, занимающих сейчас монопольное положение, по замыслу авторов закона, сбалансирует интересы всех субъектов хозяйственных отношений и повысит конкуренцию. Также важным условием обеспечения легкости ведения бизнеса является доступ к объектам энергетической инфраструктуры. Сейчас вопрос присоединения к электросетям — один из самых сложных и неурегулированных. Заказчики услуг по присоединению постоянно сталкиваются с системными нарушениями их прав энергокомпаниями-монополистами. Законом предусматривается сохранение за операторами системы распределения и передачи значительного влияния. Монополисты и в дальнейшем будут определять условия доступа к местным и магистральным электрическим сетям. Закон эту проблему не разрешил, но урегулировать процедуру присоединения к электросетям можно с помощью вторичного законодательства. Произойдет ли демонополизация и в других сегментах рынка электрической энергии, покажет содержание принятых подзаконных актов. Некоторые уже разработаны и опубликованы. Проанализируем следующие из их числа: Правила рынка и Правила рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка.
Правила рынка
Правила рынка регулируют участие, работу и взаиморасчеты участников рынка электрической энергии, торговлю электроэнергией по двусторонним договорам, а также функционирование созданных сегментов рынка. Согласно Правилам, участие в рынке электрической энергии является публичным, а доступ участников на рынок — гарантированным с равными правами всех субъектов. Администратор расчетов может применять к участнику рынка такие меры воздействия: направить уведомление о прекращении полномочий участника; опубликовать информацию о прекращении полномочий участника рынка на веб-сайте; ограничить права участника на подачу окончательного уведомления физического отпуска/отбора объемов электроэнергии, предложений, касающихся услуг по балансированию, предложений относительно резерва на аукционе; требовать обесточивания установки или оборудования участника. Основанием для введения этих ограничений служит нарушение участником своих обязательств, однако Правила оставляют за администратором расчетов дискрецию в выборе мероприятия, подлежащего применению. Это создает почву для нарушения принципа равенства и недискриминации субъектов рынка электрической энергии.
Правилами предусмотрено осуществление торговли электрической энергией по двусторонним договорам на электронной платформе, которой управляет ОСП. Участники будут иметь право самостоятельно договариваться и решать вопросы финансового обеспечения своих двусторонних договоров за исключением исполнения обязательств по договорам об урегулировании небалансов. Для стороны, ответственной за баланс, предусмотрена обязанность предоставления финансовых гарантий. ОСП осуществляет приобретение вспомогательных услуг посредством проведения аукционов. Поставщики вспомогательных услуг обязаны воздерживаться от каких-либо согласованных действий, которые могут нарушить или угрожать срывом процедуры подготовки и проведения аукционов. Информацию о нарушителях экономической конкуренции ОСП предоставляет Национальной комиссии по регулированию рынка электроэнергетики и коммунальных услуг (регулятор). Однако регулятор не наделен компетенцией антимонопольного ведомства и не осуществляет оценку и квалификацию признаков нарушений законодательства о защите экономической конкуренции. Данная процедура реагирования ОСП на антиконкурентное поведение поставщика вспомогательных услуг не является эффективным инструментом предотвращения нарушений экономической конкуренции.
Балансирующий рынок
Основной вопрос, касающийся участия в балансирующем рынке, связан с расчетом за небалансы, что предусматривает оплату участником рынка разницы измеренного производимого/потребленного объема электроэнергии и зарегистрированных объемов отбора/производства электрической энергии с учетом допустимого предельного отклонения. Ответственной стороной за небалансы балансирующей группы производителей по «зеленому» тарифу выступает гарантированный покупатель. До 31 декабря 2020 года производители «зеленой» энергии, которые входят в состав балансирующей группы производителей по «зеленому» тарифу, освобождаются от возмещения гарантированному покупателю стоимости урегулирования небаланса. Гарантированный покупатель обязан также покупать всю «зеленую» электроэнергию по цене, которая значительно выше, чем стоимость ее дальнейшей реализации на рынке. Смешивание дорогой «зеленой» электроэнергии с дешевой электроэнергией от традиционных источников генерации выравнивает ее стоимость на рынке, и это должно способствовать созданию конкуренции между производителями. Вместе с тем уже с 2020 года поставщики электрической энергии обязаны будут компенсировать гарантированному покупателю разницу стоимости купленной и проданной «зеленой» электроэнергии. В результате указанную разницу в стоимости будет покрывать потребитель. Вследствие удорожания «зеленой» электроэнергии для конечного потребителя электрическая энергия, произведенная традиционными способами, будет оставаться конкурентоспособной с точки зрения цены.
Правила «суток»
Также обнародован проект Правил рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка. Законом предусмотрено функционирование «оператора рынка» на сегментах рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка. Согласно Правилам, за оператором рынка закрепляется право устанавливать цены на электрическую энергию для каждой торговой зоны по результатам торгов, что уменьшает возможность участников определять стоимость электрической энергии по рыночным механизмам. Предложенные процедуры не учитывают риски, связанные с вероятными нарушениями экономической конкуренции путем антиконкурентных согласованных действий между участниками рынка. Этого можно избежать, если предоставить доступ всем заинтересованным субъектам к ценовым показателям на электрическую энергию по каждой заявке участника торгов. Именно данный принцип положен в основу биржевой торговли («энергетическая биржа»). Если это предложение будет учтено, то в итоге будет обеспечено создание более конкурентной среды, устранение проявлений ценовой дискриминации, монопольного давления и теневых трансакционных схем. Следовательно, Правила требуют доработки с привлечением профессиональных юристов и экспертов электроэнергетики.
КОСТЮЧЕНКО Олег — руководитель практики энергетики АК «Соколовский и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…