Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №50 (1042) » Курс евро

Курс евро

Украина придерживается курса на интеграцию с энергетическими рынками Европы. Это зафиксировано в Энергетической стратегии-2015 и реализуется, в частности, в новом отраслевом законодательстве. Но внедрение новых механизмов в отрасли усложняется мировоззренческой пропастью в понимании реализации подходов и принципов ЕС и Европейского энергетического сообщества некоторыми субъектами властных полномочий

18 августа 2017 года Кабинет Министров Украины одобрил Энергетическую стратегию Украины на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность» (ЭСУ-2035). Документ, направленный на установление стратегических ориентиров развития энергетического рынка Украины, по сути констатирует экономические и технологические вызовы и ту реальность, в которой Украина находится с 2014 года.

Энергетическая стратегия
Среди прочего ЭСУ-2035 предусматривает, что вышеуказанные вызовы будут частично покрыты путем завершения реформирования энергетического комплекса Украины до 2025 года, включая приведение национального законодательства Украины в соответствие с acquis communautaire Европейского Союза (ЕС) в сфере конкуренции и энергетики и последующую интеграцию с энергетическим рынком ЕС.
Выполнение задач ЭСУ-2035 требует от субъектов властных полномочий прежде всего кардинально новых подходов к регулированию и реализации государственной политики на рынке энергетики, касающихся, в частности, применения базовых принципов и законодательства ЕС в этом секторе, прозрачности и недискриминационного характера правовых и регуляторных механизмов, формирования и внедрения экономически обоснованных тарифов, содействия формированию стимулирующего инвестиционного климата.
Основная проблема — это мировоззренческая пропасть в понимании реализации вышеуказанных подходов и принципов ЕС и Европейского энергетического сообщества в энергетическом секторе некоторыми субъектами властных полномочий, привыкшими к старым методам, когда задекларированные в соглашениях, законах, меморандумах, стратегиях, программах действий и распоряжениях Кабинета Министров Украины принципы и подходы зависели от принятия и утверждения целого ряда вспомогательных подзаконных нормативно-правовых актов и не были обязательны к применению.

Энергетическое сообщество
Цели, заявленные в ЭСУ-2035 и предыдущих стратегиях Украины, полностью корреспондируются с конечной целью создания и функционирования Энергетического сообщества — это создание правовой и экономической базы относительно энергопродуктов и материалов, для транспортировки которых используются электрические и газовые сети, а также реформирование энергетических рынков и их интеграция во внутренний энергетический рынок ЕС путем предоставления потребителям реальной возможности выбора, создание новых возможностей для развития конкуренции и бизнеса, для увеличения трансграничной торговли, в частности, на рынках природного газа и электроэнергии.
В этом контексте полностью логичным шагом для Украины стало подписание 24 сентября 2010 года Протокола о присоединении к Договору о создании Энергетического сообщества (ДЭС), полноправным членом которого Украина стала с 1 февраля 2011 года.
Согласно ДЭС, Украина приняла на себя обязательства поэтапно имплементировать в национальное законодательство нормативно-правовую базу ЕС, в том числе положения acquis communautaire в сфере энергетики, которые являются частью Третьего энергетического пакета ЄС (ТЭП).

ТЭП в газовом секторе
Реформа и имплементация ТЭП стали особо актуальными для рынка природного газа Украины в конце 2013 года и в 2014 году ввиду существенной зависимости энергетического баланса Украины (в 2015 году доля природного газа составила более 26 %) от импорта газа из-за рубежа (до 3 квартала 2014 года практически полностью из РФ), существенного роста мировых цен на газ, оккупации РФ части территории Украины, где ведется добыча газа (потеря около 2 млрд м3 в год), низкой энергоэффективности предприятий и потребителей, а также практического отсутствия до 2014 года диверсификации поставок природного газа.
Таким образом, в связи с выше­указанными факторами реформа рынка газа оказалась вопросом энергетической безопасности и экономического выживания Украины и именно поэтому газовый сектор стал флагманом реформ в нашей стране, в том числе и в части имплементации ТЭП.
С момента принятия Закона Украины «О рынке природного газа» (Закон о рынке газа), основные положения которого вступили в силу 1 октября 2015 года, Украиной не без активной помощи Секретариата Энергетического сообщества был пройден значительный путь по имплементации положений ДЭС и ТЭП/acquis communautaire в сфере энергетики в национальное законодательство Украины. Наглядно мы, ЮФ Aequo, проанализировали и представили информацию относительно выполнения Украиной своих обязательств по ДЭС в части газового сектора в справочнике TOP LEAD «Энергетика Украины 2017» (стр. 40).

ТЭП в секторе электроэнергии
Вслед за реформой рынка газа происходит реформа рынка электроэнергии — вступление в силу нового Закона Украины № 2019-VIII «О рынке электрической энергии» (Закон о рынке электроэнергии) в июне 2017 года, положения которого будут реализованы постепенно до 2020 года, стало началом имплементации Украиной ТЭП в сфере электроэнергии, перехода к модели двусторонних договоров участниками розничного рынка электроэнергии и обеспечения надежной и бесперебойной поставки электроэнергии конечным потребителям, а также доступа к трансграничным сетям обмена электроэнергией. В частности, предусматривается процедура замены потребителем поставщика электроэнергии, что в конечном счете скажется на снижении стоимости и повышении качества услуг по поставке электроэнергии.
Кроме того, в скором времени ожидается принятие Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), кодексов системы передач и распределения, условий доступа к сетям трансграничного обмена электроэнергией, отсутствие которых стало основанием инициирования специальных процедур против Украины в рамках Энергетического сообщества (Case ENC 01/12: UA/Electricity).
Энергетическое законодательство
Интерес представляет норма нового энергетического законодательства Украины, предусматривающая правило, согласно которому государственные органы обязаны не только применять положения национальных норм, но и руководствоваться вышеуказанными положениями ТЭП и принципами, на которых они основаны.
Так, статья 2 Закона о рынке газа и статья 2 Закона о рынке электроэнергии обязывают субъектов властных полномочий и суды при применении положений указанных законов руководствоваться правоприменительной практикой Энергетического сообщества и ЕС, в том числе решениями Европейского суда, и практикой Европейской комиссии и Секретариата Энергетического сообщества. При этом соответствующие решения таких субъектов властных полномочий должны отвечать принципам беспристрастности, добросовестности, разумности, пропорциональности, прозрачности, недискриминации и своевременности.
Несмотря на кажущуюся декларативность, каждый из указанных принципов наполнен вполне конкретным смыслом. Так, например, согласно принципу пропорциональности, решения субъектов властных полномочий должны быть необходимыми и минимально достаточными для достижения главной цели — удовлетворения общественного интереса.
Сегодня случаи применения положений ТЭП и ДЭС органами государственной власти встречаются не очень часто, но все же имеют место. Среди показательных примеров: решение Антимонопольного комитета Украины № 18-р от 22 января 2016 года, в котором АМКУ при квалификации действий и определении нарушений со стороны ПАО «Газпром» законодательства Украины о защите экономической конкуренции непосредственно руководствовался и применял положения ДЭС и ТЭП, а также решение Окружного административного суда г. Киева от 13 апреля 2016 года по делу № 826/594/16, которым были установлены несоответствия постановлений НКРЭКУ актам законодательства ЕС.
Полагаем, что применение норм и принципов ДЭС и ТЭП со временем станет правилом при принятии соответствующих решений государственными органами и формировании государственной политики в энергетическом секторе, что в свою очередь будет содействовать формированию стимулирующего инвестиционного климата в Украине.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Бремя возможностей

ПОБЕДИТЕЛИ РЕЙТИНГА «50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ» В 1998-2017 ГОДАХ

«Бронзовая лига» ведущих юридических фирм Украины 2017 года

50 ведущих юридических фирм Украины 2017 года

Экспертный совет

Пойти по касательной

Измерение бренда

Умеренность в завтрашнем дне

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

С новым подходом

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная реформа

Частота эксперимента

Палата представителей

Ставка на повышение

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Иск — дело благородное

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная реформа

Установка по требованиям

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Банкротство

Банкротный двор

Группа охвата

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Взыщи ветра в поле

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Отрасли практики

Крупнейшие публичные сделки

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Экспертный потенциал

Игра на занижение

Сбить с долга

Отменная реакция

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Банкротство

Противоречивый характер

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Энергетика

Светлое — в будущее

Энергетическое поле

Курс евро

Энергетический рывок

Зеленый свет

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Банкротство

Мировая волна

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Уголовное право

Бурные новации

Ко всем чертам!

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Конкурентное право

Добро обжаловать

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Налоговая практика

Новый общественный договор по НДС

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Пресечение параллелей

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Методология

Вышли на позиции

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Интеллектуальная собственность

Верховенство — браво!

ІР-адрес

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Конкурентное право

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Налоговая практика

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СПОРОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Крупнейшие публичные судебные и арбитражные дела

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Конкурентное право

Взять высоту

Поток осознания

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Уголовное право

Шум за разум зашел

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Налоговая практика

Спорная заставляющая

По сложному следу

Время доказывания

Плановая поверка

Вывод капитала

Законодательные продолжения

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Уголовное право

Афера влияния

Один за всех

Глас да глаз

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Отрасли практики

Установка по требованию

Исходящий вызов

В темпе М&Арша

Бразды управления

Структурное измерение

Командная работа

Шкала прогресса

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Региональные рынки

Ориентирование на уместности

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Юридический рынок

Фирменый стиль

Течение обстоятельств

Юрфинмониторинг

Позиция нравов

Стоп-кадры

Знак запроса

Эффект присутствия

Всемирный поток

Встречное продолжение

С новым ходом

VOX POPULI

Отрасли практики

Событийный взгляд

Акцент

Звенья одной цели

В фокусе: Медиаактивность

Новости из зала суда

Компания «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» выиграла «дело ритейлеров»

В фокусе: Медиаактивность

Внимание, равняйсь, СМИрно!

В фокусе: Медиаактивность

Новости из зала суда

ВАСУ отказал физлицу в иске к ВККС относительно квалифоценивания судьи

Новости законотворчества

Отрасли практики

Усилена защита вещных прав на землю

Принят новый закон против домашнего насилия

Ответственность разрешительных органов ужесточат

Новости юридических фирм

Частная практика

Asters выступает юридическим советником относительно слияния банков согласно новому закону

ЮФ Sayenko Kharenko усиливает команду налоговой практики

Специалисты Interlegal защитили интересы агротрейдера в споре о взыскании диспача по торговому контракту

Отрасли практики

Приглашение на bail

Ценные замечания

Эмиссия доброй воли

Основание требовать

Работа над помарками

Представительские подходы

Продвижение

Dream Teams

PRо движения

Процессуальные новациии

Запал прочности

Гражданский долг

По образцу и подобию

Быть в темпе

Срочные узы

Переводные положения

Служба опасения

Самое важное

Игра в кадры

Антирейдерская миссия

Английский акцент

Тема номера

Отзывы по делу

Алиментарный вопрос

Первый раздел

Чета в банке

Отчий ком

Судьбоносное лишение

Частная практика

Приз в стадию!

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: