Родился в Чернигове в 1982 году. Получил два высших образования: экономическое — в Европейском университете финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса и юридическое — в Украинской академии внешней торговли. Адвокат. Имеет практический опыт работы с крупными украинскими и международными банками в сфере судебных и корпоративных споров, взыскания задолженности, трансакционных операций и финансовой реструктуризации свыше 12 лет.
С 2017 года возглавляет Арбитражный комитет в процедуре финансовой реструктуризации.
Развивает практику банковского и финансового права, а также практику FinTech в юридической фирме Evris.
— В июне прошлого года был принят Закон Украины «О финансовой реструктуризации». Как вы оцениваете его действие для бизнеса в целом?
— Закон подобного формата необходим в нашей стране, даже если учитывать невероятный размер проблемной задолженности юридических лиц в банковском секторе Украины.
В таком законодательном акте заинтересованы и банковские учреждения, и бизнес. В последнее время мы наблюдаем на рынке повышение интереса к реструктуризации задолженности и ожидаем роста количества успешных кейсов.
Однако самой главной преградой на пути к успеху данного института является то, что Закон «О финансовой реструктуризации» приняли и фактически имплементировали лишь весной 2017 года, когда основной пик кризиса экономики миновал, уступив место затяжной рецессии.
Наша экономика очень нуждалась в подобном законе еще в 2014 году, когда война, разрыв торговых связей и сумасшедшая девальвация гривны повлекли за собой бум дефолтов среди крупнейших компаний промышленности. К сожалению, не имея другого, более удобного инструмента урегулирования задолженности перед банками, бизнес массово уходил в банкротство.
В то же время наличие банкротства делает невозможным инициирование финансовой реструктуризации. Таким образом, самые крупные должники банковского сектора уже отрезаны от возможностей, предоставляемых указанной процедурой, даже если захотят в ней участвовать.
— Какие возможности новый закон открыл для финансовых и банковских учреждений?
— Так как закон был направлен в первую очередь на урегулирование задолженности перед банками, существенная часть преимуществ, предусмотренных им, заключается в побуждении банковского учреждения вступить в переговоры с должником и дать согласие на процедуру финансовой реструктуризации.
Одним из самых значительных преимуществ для банковского сектора, предоставляемых законом, можно назвать отмену санкций за нарушение многих нормативов, установленных Национальным банком Украины (НБУ). В силу льгот банки имеют возможность договариваться о приемлемой для них рассрочке погашения кредита, устанавливать процентную ставку ниже себестоимости кредита и даже 0 %, не боясь нарушения норматива кредитного риска. Банки могут прощать любой объем задолженности без оглядки на норматив краткосрочной ликвидности. Также банки вправе конвертировать всю валютную задолженность в гривну, не нарушая лимиты валютной позиции. Кроме того, закон позволяет не учитывать норматив инвестирования, следовательно, банки могут свободно договариваться о прощении части долга в обмен на долю в уставном капитале должника, тем самым фактически приобретая над ним контроль.
Законом предусмотрены аналогичные льготы для государственных банков и Фонда гарантирования вкладов физических лиц, принимающего участие в процедуре от имени банков с введенной временной администрацией.
Дополнительными преимуществами для банковских учреждений являются всевозможные налоговые льготы (например, освобождение от НДС и рассрочка налога на прибыль), а также внесение изменений в положения законодательства о поручительстве, залоге и ипотеке, позволяющих банкам не бояться прекращения каких-либо указанных обеспечений во время процедуры.
Для небанковских финансовых компаний преимущества не столь явны, поскольку такие учреждения не связаны жестким контролем НБУ. Однако кредитором в самой первой в Украине процедуре финансовой реструктуризации по новому закону выступила именно финансовая компания, воспользовавшаяся возможностью получить налоговые льготы в обмен на успешную рассрочку задолженности проблемного должника.
— С какими вызовами столкнулись игроки финансового рынка в части реструктуризации задолженности в этом году?
— Большая проблема успешной имплементации закона связана с взаимодействием с фискальными органами. Закон о финансовой реструктуризации предусматривает ряд налоговых льгот, а также обязательное вовлечение в процедуру органов Государственной фискальной службы (ГФС) без необходимости их согласия, если налоговый долг менее 1/3 всей задолженности должника.
Тем не менее органы ГФС, как всегда, неохотно упускают возможность пополнения бюджета и трактуют многие положения закона исключительно в свою пользу. Очень часто подобное отношение нивелирует либо существенно затрудняет те преимущества, которые прописаны для должников и их кредиторов.
— Насколько востребован такой инструмент разрешения споров, как Арбитражный комитет?
— Арбитраж в процедуре финансовой реструктуризации — один из самых инновационных институтов в законодательстве Украины. Сегодня все необходимые регламентные документы по арбитражу утверждены и размещены для ознакомления, члены Арбитражного комитета и самостоятельные арбитры избраны и готовы к рассмотрению любого спора, возникающего в процедуре.
К счастью, на данный момент все кейсы финансовой реструктуризации прошли в совершенном согласии. Если за все время существования процедуры арбитраж так и останется невостребованным, это, конечно, расстроит меня как юриста, однако будет свидетельствовать о неоспоримом успехе нового закона и эффективности процедуры.
— Вы являетесь главой Арбитражного комитета по процедуре финансовой реструктуризации и одновременно возглавляете практику банковского и финансового права в ЮФ Evris. Как будете действовать в случае конфликта интересов этих двух ролей?
— Арбитражный комитет — это орган, полномочия которого включаются только во время арбитража. До момента начала арбитражной процедуры я не имею ни малейшей возможности повлиять на решения Секретариата либо любого участника процедуры. Более того, вне арбитража Арбитражный комитет не имеет доступа ни к документам финансовой реструктуризации, ни к любой другой информации о происходящем внутри процедуры.
Таким образом, во время обычного процесса финансовой реструктуризации конфликт интересов совершенно исключен.
В случае начала арбитража в процедуре, в которой я консультировал сторону, закон о финансовой реструктуризации и Арбитражный регламент четко и понятно предписывают последствия: я считаюсь отстраненным от исполнения обязанностей главы Арбитражного комитета и далее все решения будут приниматься без моего участия.
Кроме того, контроль возможных конфликтов интересов является неотъемлемой частью политики нашей фирмы. Даже если есть малейший шанс возникновения конфликта интересов в будущем, мы не сможем оказать услуги такому клиенту.
— С какими изменениями связаны ожидания рынка в ближайшем будущем?
— Во многом благодаря публичной активности Секретариата и всех лиц, задействованных в процедуре, сейчас рынок все больше интересуется возможностями нового закона. В частности, многие наши клиенты, которые раньше лишь присматривались к финансовой реструктуризации, с нашей помощью уже обратились в банковские учреждения за получением согласия на процедуру. За последние пару месяцев такие случаи перестали быть единичными и приобретают массовый характер.
Следует учитывать и «отложенный спрос» на закон — многие компании, особенно крупные холдинги со сложной корпоративной структурой, только сейчас начинают до конца понимать объемы своей задолженности и необходимость ее урегулирования.
Также в ближайшее время скорее всего будут внесены уже наработанные изменения в законодательство Украины, позволяющие устранить некоторые неоднозначности закона относительно налогового регулирования.
Таким образом, мы ожидаем значительного роста количества успешных кейсов финансовой реструктуризации в 2018 году.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…