Профильный судейский закон был концептуально обновлен полтора года назад, когда 2 июня 2016-го, прежде чем внести изменения в Конституцию Украины относительно правосудия, парламент принял новую редакцию Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон). Правда, в ходе реформирования процессуального законодательства отдельные его положения вновь решили пересмотреть и откорректировать. Наряду с расширением опций «электронного суда» — внедрением новой Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (подробно о ней читайте на стр. 23 этого номера «ЮП») в Законе предусмотрели и ряд других новаций. Причем отдельные изменения уже вступили в силу (они были введены в действие 29 ноября с.г., на следующий день после опубликования нового процессуального законодательства), именно о них мы и расскажем далее.
Следует отметить, что соответствующая законодательная коррекция главным образом направлена на создание временных механизмов для решения организационных вопросов на этапе создания новой обители Фемиды, которые в первый раз будут апробированы при запуске Верховного Суда (ВС). Функциональный карт-бланш в этой части предоставляется временно исполняющему обязанности руководителя аппарата нового Суда (изменения в части 5 статьи 147 Закона, в частях 2 и 7 статьи 155 Закона). Скажем, он будет утверждать временные структуру и штатную численность аппарата Суда по согласованию с председателем Государственной судебной администрации Украины. При этом в действующем правиле о том, что отбор работников аппарата Суда осуществляется на конкурсной основе (часть 5 статьи 155 Закона), предполагается исключение — «кроме случаев перевода государственных служащих в соответствии с законодательством о государственной службе».
Корректируются также заключительные и переходные положения Закона. В частности, они дополняются новым пунктом 51, в котором говорится о том, что временно исполняющий обязанности руководителя аппарата ВС утверждает временную структуру, временную численность аппарата Суда и назначает на должности работников аппарата ВС в количестве, необходимом для обеспечения начала работы новой кассационной инстанции. При этом предлагается продлить установленный в абзаце 1 пункта 4 указанных положений временной промежуток создания ВС, который отсчитывается со дня вступления в силу Закона — с шести месяцев до одного года. Правда, этот временной люфт можно считать изменениями «задним числом», поскольку даже годичный дедлайн для создания нового Суда уже истек 30 сентября с.г.
Кроме организационных и временных коррективов законодатели предусматривают и концептуальные новации. Скажем, вводится новое правило перевода судей, которое, очевидно, в первую очередь будет касаться судей ныне действующих Верховного и высших специализированных судов, тех, кто не стал победителем конкурса в новый ВС или вообще не принимал в нем участия. В части 3 статьи 82 Закона устанавливается, что перевод судьи на должность судьи в другой суд того же или низшего уровня может осуществляться вне конкурса только в случаях реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда, в котором такой судья занимает должность судьи. Ранее, отметим, «внеконкурсная» функция была доступной только для перевода судьи в суд того же уровня. В таких законодательных условиях при решении вопроса относительно дальнейшего профессионального будущего судей ликвидируемых с 15 декабря с.г. Верховного и трех высших специализированных судов, которые примут решение продолжать судейскую карьеру, у Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Высшего совета правосудия фактически были бы «связаны руки». А расширение опций «внеконкурсного» перевода предоставляет органам, ответственным за формирование судейского корпуса, больше возможностей для кадровых маневров.
Вместе с тем изменениями в статью 133 Закона меняется статус Совета судей Украины. Если раньше этот орган определялся как «высший орган судейского самоуправления в период между съездами судей», то сейчас Совет судей Украины является, цитируем новую часть 1 статьи 133 Закона, «высшим органом судейского самоуправления и действует как исполнительный орган съезда судей Украины». Новации предусматриваются и в статье 157 Закона, в которой прописывается, что каждый судья сможет иметь не помощника, а помощников. Сколько именно — не уточняется. Отметим, что судьи самостоятельно осуществляют отбор помощников. Последние назначаются и увольняются с должностей руководителем аппарата соответствующего суда по представлению судьи. Правда, новации статьи 157 Закона вступят в силу только с 15 декабря с.г.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…