Родился в 1969 году в г. Боярка Киевской области. В 1996 году окончил Институт международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко по специальности «Международное право». Имеет степень LLM Юридической школы им. Джона Маршалла (Чикаго, США). С 2006 года — старший партнер GOLAW. Входит в число лучших юристов Украины в сфере банковского и финансового права, корпоративного права и M&A, недвижимости и строительства по данным Legal 500 EMEA 2014 года. Признан одним из лучших юристов в Украине в практиках инвестиций, корпоративного права и M&A, в судебной практике, практиках банковского и финансового права, налогового, земельного права и недвижимости рейтингом Best Lawyers in Ukraine 2018. Член Национальной ассоциации адвокатов Украины, Федеральной палаты адвокатов Германии, Международной ассоциации адвокатов.
— Энергетическая отрасль Украины получила немалый толчок для развития возобновляемых источников энергии, однако без значительных денежных вливаний не обойтись. Насколько эта сфера интересна инвесторам?
— Постоянное увеличение спроса на альтернативные источники энергии наблюдается во всем мире. Начиная с 2015 года мировой объем инвестиций в «зеленую» энергетику превышает инвестиции в традиционные источники, технологии становятся более продуктивными, а их стоимость снижается.
Следуя мировым тенденциям, Украина задекларировала цель достичь 11-процентной доли «зеленой» энергии в конечном энергопотреблении к 2020 году, 25 % — к 2035 году и 91 % — к 2050 году. Сегодня, по оценкам аналитиков, наша страна еще не имеет и половины объема, планируемого к 2020 году. Поэтому даже в условиях стремительного роста возможностей для инвестиций еще достаточно. И мы действительно наблюдаем повышение интереса инвесторов к этому сегменту рынка. Сегодня законодательство предоставляет удобные механизмы для успешной реализации и развития таких проектов.
Больше всего инвесторов привлекает один из самых высоких в Европе «зеленых» тарифов практически на все виды возобновляемых источников энергии, установленный до 2030 года. А для объектов электроэнергетики, введенных в эксплуатацию до декабря 2024-го, есть еще и надбавки в размере 5 % и 10 % за соблюдение определенного уровня использования оборудования украинского производства.
Помимо этого Украина взяла на себя обязанность выкупать у производителей всю «зеленую» электроэнергию и полноценно проводит оплату практически без задержек.
— Почему тогда зарубежный инвестор осторожничает с вложением средств в «зеленую» энергию в Украине?
— Исходя из нашего опыта, можно сказать, что крупных инвесторов отпугивает в первую очередь незащищенность их прав. Законодательство декларирует гарантии неизменности прав инвесторов, но в то же время высок риск, что сами нормы-гарантии могут быть изменены. Мы помним, как несколько лет назад был почти вдвое уменьшен коэффициент «зеленого» тарифа на солнечную энергию, да и Национальный банк Украины вводил запреты на вывод дивидендов, устанавливал разнообразные валютные ограничения.
Кроме того, война на востоке, политическая нестабильность, коррупция и бюрократия — факторы, которые сохраняют актуальность и непосредственно влияют на привлечение иностранных инвестиций в экономику Украины в целом.
В какой-то мере ситуацию мог бы разрешить инвестиционно привлекательный и обязательный к исполнению договор купли-продажи электроэнергии — РРА, закрепляющий необходимые инвесторам гарантии на договорном уровне.
— Может ли внутренний инвестор восполнить нехватку внешнего финансирования?
— По последним данным Госэнергоэффективности, Украина привлекла в развитие альтернативных источников энергии более 700 млн евро за последние три года, это преимущественно зарубежные инвестиции. Причем нередко крупные проекты в этой сфере финансируются несколькими иностранными инвесторами с привлечением средств EBRD и IFC.
Украинским инвесторам тяжело реализовывать подобные проекты, в основном по причине отсутствия технологий. В то же время местным игрокам намного проще понять требования локального законодательства и адаптироваться к реалиям Украины.
— Во всем мире сегодня делают ставку на альтернативные источники энергии, как в общих чертах регулируется этот процесс за рубежом?
— Двигателем развития «зеленых» технологий выступают различные механизмы стимулирования со стороны государства. Единого подхода к определению таких механизмов ни в мире, ни в Европе нет.
К примеру, в Германии производство электроэнергии из возобновляемых источников в основном поддерживается за счет системы премирования. Вознаграждение и уровень премии определяются при помощи тендеров. Однако малые электростанции мощностью до 100 кВт поддерживаются «зеленым» тарифом. Кроме того, для инвестиций в новые энергоустановки предоставляются кредиты с низкими процентными ставками. «Зеленые» производители имеют преимущество подключения к энергосетям, а операторы сетей при покупке и передаче электроэнергии обязаны отдавать приоритет электроэнергии из возобновляемых источников.
В Великобритании поддержка производителей происходит за счет комбинации «зеленых» тарифов, контрактов на разницу, системы квот и налоговых механизмов. «Зеленые» тарифы предусмотрены только в Англии, Уэльсе и Шотландии для установок мощностью менее 5 МВт. А с 2013 года введен налог на парниковые газы для станций, использующих ископаемые виды топлива.
— Недавние изменения в примерный РРА соответствуют мировой практике?
— В каждой стране своя практика, но можно с уверенностью сказать, что наконец-то инвесторов услышали, поскольку принятые изменения в той или иной степени учитывают требования EBRD и IFC.
Несомненно, самым важным изменением является возможность заключения так называемого Pre-PPA и установление срока действия РРА до 2030 года. Иными словами, есть возможность заключить договор купли-продажи электроэнергии еще до начала строительства станции. Интересно, что обязательство гарантированного покупателя заключать основной договор до момента окончания строительства и введения объекта в эксплуатацию возникает только с июля 2019 года, поэтому остается открытым вопрос, будут ли Pre-PPA заключаться до этой даты.
Не менее важное дополнение: положения о разрешении споров, в том числе в арбитраже, и расширение перечня обстоятельств форс-мажора.
— Чего недостает в договоре, чтобы заинтересовать EBRD и IFC?
— К сожалению, НКРЭКУ не учла ряд важных предложений EBRD и IFC. К примеру, важное для кредиторов условие о передаче в залог прав требований по договору. В примерном РРА оно обрело сложно реализуемую форму в виде возможности получить доступ к средствам должника на банковском счете и даже право распоряжения ими. Для полноценной реализации такого права этот вопрос должен регулироваться не РРА, а на уровне закона или в конкретных договорах.
Хотелось бы также увидеть более детальный порядок внесения изменений в PPA в случае изменений в законодательстве, способный защитить инвесторов от нестабильности правового поля Украины. Договор должен быть самостоятельным документом, который даже в случае изменения законодательства будет гарантировать инвестору право защиты своих интересов в суде.
Кроме того, обращаю внимание, что Законом Украины «О рынке электрической энергии» предусмотрено использование типового договора, а не примерного, который существует сейчас. По нашей информации, типовой договор еще не начали разрабатывать, но определенно это произойдет в ближайшее время. Надеемся, что в нем будут отображены все пожелания международных финансовых учреждений.
— Какие условия из договоров РРА других стран целесообразно позаимствовать Украине?
— Нужно понимать, что рынок «зеленой» энергетики каждой страны уникален ввиду особенностей правовых систем, климатических и географических условий того или иного государства. Просто перенять чей-то опыт, к сожалению, невозможно, и простое заимствование может не возыметь позитивного эффекта. В то же время целесообразно прислушаться к рекомендациям EBRD и IFC, поскольку именно эти организации сегодня аккумулируют знания и опыт общепринятых подходов к договорам купли-продажи альтернативной энергии в мире. Также важно учесть, что такие проекты — это не только «чистая» электроэнергия, но и обычный бизнес, создающий рабочие места, развивающий сельские территории и, в конце концов, платящий налоги.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…