C подписанием Соглашения с ЕС Украина взяла на себя обязательства по проведению реформ, которые коснулись и вопросов конкуренции. В ноябре парламентом были рассмотрены сразу несколько важных новаций: в целом был принят проект № 4287 относительно порядка рассмотрения концентраций по заявкам субъектов из санкционного списка, а также приняты за основу проекты № 6723 и № 6746 относительно отдельных процедурных моментов (упрощенного порядка рассмотрения концентраций, порядка исполнения решений АМКУ) и процессуальных гарантий для участников антимонопольных разбирательств. Актуальным остается и принятый в первом чтении проект № 2431 относительно определения органами АМКУ размера штрафов. Аналогичный внутренний документ АМКУ самим ведомством применялся не во всех делах.
В целом деятельность АМКУ стала более прозрачной и открытой для бизнеса. Реформаторские процессы оказались причиной и следствием дальнейшего углубления сотрудничества АМКУ с конкурентными ведомствами других стран и международных организаций. Не без влияния последних АМКУ продолжает пересматривать свои подходы к правоприменению, ставя во главу угла качество, а не количество дел.
Но обратной стороной медали либерализации антимонопольного регулирования является ужесточение строгости наказания за нарушения. Размеры штрафных санкций АМКУ показывают свой дальнейший экспоненциальный рост, а «индексация» штрафов на фоне общего падения экономики становится более ощутимой для бизнеса.
Контроль слияний
В марте завершилась штрафная амнистия по концентрациям, осуществленным без разрешения АМКУ, позволившая бизнесу очистить свою корпоративную историю, а Комитету — увидеть актуальные структуры бизнес-групп.
Пересмотр финансовых порогов и упрощение процедуры рассмотрения заявок на концентрации продолжают приносить свои плоды. Комитет тщательнее изучает суть заявленных концентраций и задействованные рынки.
Наблюдается более европейский подход к рассмотрению сделок, предметом которых являются отдельные активы или изменение характера контроля над бизнесом. Действующее законодательство — недостаточно гибкое в вопросах применения таких новаторских концепций, поэтому нуждается в срочном усовершенствовании.
С другой стороны, получение согласования сделки со стороны АМКУ сейчас требует намного больше ресурсов и профессиональной поддержки, например, в части подготовки сторонами сделки сложного рыночного экономического анализа.
Фокус на расследованияХ
Уходящий год запомнился завершением ряда громких антимонопольных расследований и судебных разбирательств. Комитет традиционно был активен на рынках социально значимых товаров — бензина и фармацевтики, а результатом стали решения с миллионными штрафами.
И если в «бензиновом» деле аргументация ведомства о незаконном повышении цен операторами рынка полностью дублирует предыдущую практику АМКУ, выраженную в том, что синхронное повышение цен является признаком сговора на рынке, то в деле «фармацевтов» АМКУ впервые сосредоточился на анализе отношений между производителями лекарственных средств со своими дистрибьюторами.
Из нашего опыта работы по таким делам можно сделать вывод, что Комитету пока еще не хватает основательного экономического анализа рынка и должного исследования последствий для конкуренции тех или иных практик в дистрибуции, что уже подтвердил суд высшей инстанции в одном из таких дел.
Следует также упомянуть и решение о наложении рекордных в истории Украины антимонопольных штрафов за злоупотребление доминирующим положением, например, в отношении «Газпрома». АМКУ отстоял в судах беспрецедентный штраф, наложенный на российского газового монополиста (вместе с пеней штраф составил около 172 млрд грн). А последующее изменение судом порядка взыскания указанного штрафа за счет не только денежных средств, но и всех принадлежащих компании активов «Газпрома», в том числе за рубежом, открывает перед Комитетом новые возможности: теперь для АМКУ неприкасаемых нет.
Отличился этот год и наложением внушительных штрафов за недобросовестную конкуренцию — «Лайфселл» был оштрафован на 19,5 млн грн за сообщение о посекундной тарификации звонков, что, по мнению АМКУ, не соответствовало действительности. Какие же неправомерные преимущества указанный оператор получил перед конкурентами, которые использовали схожие практики, АМКУ оставляет открытым.
Переход к использованию системы госзакупок ProZorro значительно нагрузил АМКУ работой по контролю за нарушениями в закупочной сфере, и здесь отмечается усиление координации Комитета и правоохранительных органов. Нередко именно АМКУ выступает локомотивом в расследованиях о многомиллионных сговорах на тендерах, а выводы таких разбирательств впоследствии ложатся в аргументацию правоохранителей в смежных делах.
Государственная помощь
Со 2 августа 2017 года вступил в силу закон, регулирующий порядок предоставления государственной помощи. Теперь АМКУ должен тщательно контролировать любую государственную поддержку, искажающую конкуренцию. Незаконная государственная помощь (которая, к слову, может иметь различные формы, а не только прямые денежные вливания) подлежит возврату государству в полном объеме.
Тем не менее внедрение законодательства о госпомощи не во всех случаях гармонизировано с продолжающимися реформами отдельных индустрий (например, энергетики), что вызывает множество вопросов со стороны участников рынков.
Кроме того, участники рынка ожидают конкретных процессуальных инструментов защиты своих интересов от государственного вмешательства и протекционизма в пользу отдельных участников рынков, «успешность» которых исторически во многом базируется на разнообразных формах государственной помощи и поддержки.
Тренды и рекомендации
Дальнейшие тенденции видны невооруженным глазом: внушительная дискреция ведомства, рекордные размеры штрафных санкций и усиление координации ведомства с другими контролирующими органами страны — все это указывает на то, что с АМКУ следует серьезно считаться, а его «аппетит» к резонансным расследованиям и сопутствующим штрафам будет и дальше возрастать.
Ожидается, что в следующем году АМКУ продолжит начатые реформы. В частности, бизнес рассчитывает на вступление в силу ранее утвержденного Комитетом документа, который должен урегулировать вопросы, связанные с оценкой антимонопольных запретов и ограничений в дистрибуции. Также бизнес ожидает новой редакции методики определения рынков, адаптированной с учетом европейской практики.
Важно отметить, что ввиду отсутствия развитой правоприменительной практики в Украине все чаще в антимонопольных делах и расследованиях (в том числе судами) применяются законодательство и практика ЕС, а юристы, имеющие опыт применения европейского права, будут как раз основными проводниками имплементации европейского опыта.
В части правоприменения с большой долей вероятности в фокусе внимания Комитета останутся социальные рынки. В то же время мы ожидаем смещения акцента в сторону более сложных дел, таких как картели с международной составляющей. Международным компаниям, ведущим бизнес в Украине, стоить учитывать, что если в отношении их группы ведутся антимонопольные дела за рубежом, у АМКУ есть все основания использовать зарубежные прецеденты для инициирования аналогичных разбирательств в Украине.
Таким образом, ключевой задачей бизнеса, желающего оградить себя от внимания АМКУ, является внедрение корпоративного антимонопольного комплаенса. Роль внутрикорпоративного комплаенса заключается не только в выполнении функции качественного управления антимонопольными рисками — это также хорошее подспорье и готовая позиция на случай возможных разбирательств с участием АМКУ. При этом эффективность комплаенса повышается при налаженном конструктивном диалоге с АМКУ.
2018 год во многом будет показательным для последующей трансформации АМКУ. Планка уже сейчас поднята высоко, а планы на дальнейшее усиление регуляторной роли АМКУ достаточно амбициозны, что подогревает ожидания общества и стимулирует ведомство еще больше интенсифицировать свою деятельность. И, судя по последним итогам, АМКУ к роли настоящего antitrust watchdog готов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…