Что именно привлекает мошенников в деятельности компаний и тем самым увеличивает риск совершения атак? Мы определили ряд факторов, которые служат предпосылками к преступным действиям. Среди них:
— проблемы в управлении компанией. Неэффективный контроль над менеджментом компании со стороны собственников создает ситуацию, когда широкие полномочия менеджмента не могут быть уравновешены средствами контроля собственников;
— усиление рыночной доли компаний. Ужесточение конкуренции на рынке вызывает у недобросовестных игроков заинтересованность в устранении сильных конкурентов или в завладении их бизнесом;
— ненадлежащая проверка контрагентов (нужно не только проверять на «входе», но и проводить регулярный мониторинг утвержденных поставщиков), конфликты с бывшими контрагентами;
— сделки со связанными лицами. Такие отношения могут использоваться руководством для вывода прибыли и активов в собственных интересах;
— частая смена основных контрагентов, невозможность работы без посредников;
— отсутствие практики проведения внешнего и внутреннего аудита финансовой отчетности;
— использование специфических видов операций и договоров. К ним относятся сделки в виде инвестирования, лизинга, посреднические сделки, безвозмездные услуги, аутсорсинг и т.п.
Говоря о типичных схемах мошенничества в бизнесе, не можем не проиллюстрировать их несколькими свежими примерами из нашей практики. Скажем, схема «Надежный поставщик». Ее особенность в том, что мошенники выбирают своей целью именно взаимоотношения компании со своим проверенным поставщиком. Высокий уровень доверия — именно на это делают ставку мошенники.
На практике не единичны случаи, когда во взаимоотношения между компанией и поставщиком вмешивается третья сторона — мошенник: компании-покупателю он представляется поставщиком и наоборот — с поставщиком он контактирует от имени покупателя. При этом мошенники настолько детально владеют информацией о своих «жертвах» (в том числе внутренней), что те даже не подозревают о факте вторжения в их коммуникацию третьего лица.
Логическим продолжением такой коммуникации является предложение товара по выгодной цене: для каждой стороны сделки мошенники предлагают более выгодные, чем на рынке, условия. В результате решение принимается в пользу поставки. В процессе документального оформления поставок компании-покупателю приходит письмо о смене реквизитов банковского счета. И как только компания-покупатель перечисляет деньги на счет, предложенный мошенниками, наступает кульминация пьесы: покупатель требует товар, а настоящий поставщик — деньги; и тот и другой начинают понимать, что оказались жертвами виртуозных мошенников. Наиболее уязвимыми в этом случае оказываются трейдинговые компании с большими оборотами, для которых скорость принятия решений является залогом успешного ведения бизнеса.
Еще одна схема — «рекламные услуги». Специфика услуг такова, что, в отличие от товара, их невозможно «пощупать руками», и потребляются они только в момент предоставления. Поэтому для этой сферы (будь то рекламные, маркетинговые, консалтинговые услуги) креативный мозг мошенников продуцирует разнообразные схемы присвоения денежных средств: от завышения стоимости заказанных услуг до подделки документов об услугах на крупные суммы, которые компания-жертва никогда не заказывала.
Куда бежать и что делать? Как правило, компании интересует не только вопрос, как найти и наказать мошенников (все понимают, что эта задача скорее из области фантастики!), а понятная с точки зрения ведения бизнеса цель — вернуть утраченные денежные средства. При этом все осознают, что как только денежные средства «уходят» из банковского счета компании, мошенники сразу направляют их целому ряду фирм, которые в конечном итоге их обналичивают. После этого можно махать кулаками, но возвращать, как правило, уже нечего. И даже судебное решение о взыскании денежных средств может принести лишь моральное удовлетворение.
Сколько времени есть у компании для того, чтобы поймать и остановить движение денежных средств на пути их превращения в наличку? 24 часа! Активные и правильные действия именно в этот промежуток времени являются залогом успеха всех последующих мероприятий по возврату денежных средств. Более поздняя или не совсем правильная реакция снижает шансы на успех пропорционально затраченному времени.
Как правило, одно из первых действий, которые предпринимают компании-жертвы, — это подача заявления о мошенничестве в правоохранительные органы. В то же время всем адвокатам не понаслышке известно: несмотря на императивные требования Уголовного процессуального кодекса Украины, на практике уголовное производство не всегда регистрируется на протяжении 24 часов. И даже после внесения соответствующих сведений в Единый реестр досудебных расследований нужно ходатайствовать перед прокурором/следователем об инициировании перед судом вопроса ареста денежных средств. Далее следует рассмотрение ходатайства следственным судьей. В результате — ценное время утекает, как вода сквозь пальцы. В этом случае не станут панацеей и меры обеспечения (ходатайство об аресте денежных средств) в хозяйственном процессе: реализовать их на протяжении 24 часов даже при самом лояльном подходе судьи практически нереально.
В нашей практике мы применяем иные (исключительно законные!) методы по остановке движения денежных средств. И только после этого разворачиваем активные действия на поприще уголовного процесса.
«Предупрежден — значит вооружен!» — эта прописная истина никогда не теряет своей актуальности и значимости: для компаний принципиально важно сосредоточиться именно на превентивных методах борьбы с мошенничеством, рейдерством и другими видами нарушений, в том числе и коррупционными.
Для этого мы даем три ключевые рекомендации. Первая — провести комплексный аудит существующих в компании практик, связанных с отбором контрагентов, заключением договоров/принятием решений о закупках и продажах товаров/услуг, верификацией стоимости продуктов/услуг. Вторая — проверить наличие корпоративных и трудовых ограничений относительно подписания документов, принятия решений в компании, осуществления оплат контрагентам. Третья — осуществить проверку системы движения документов в компании.
По результатам такого анализа желательно разработать и внедрить эффективную комплаенс-программу, которая будет содержать детализированные положения относительно:
— порядка проведения систематических и комплексных проверок контрагентов, с которыми компания работает или планирует сотрудничать;
— механизмов внутреннего контроля и обнаружения зон риска, в том числе организации проведения внутренних расследований;
— эффективного управления выявленными рисками;
— мер ответственности в случае нарушений и путей реагирования;
— подготовки и подписания внутренней и внешней документации;
— определения ответственных за функционирование комплаенс-системы лиц;
— повышения уровня осведомленности персонала, в том числе об основах комплаенса (путем проведения тренингов и тестирований).
Тем самым компания обеспечит разграничение зон ответственности, а также сможет сформировать механизм управления рисками в каждой из сфер своей деятельности. Внутренний комплаенс помогает сделать текущие бизнес-процессы безопасными и управляемыми, адаптировать их к перманентно меняющейся среде, обеспечив спокойствие собственникам бизнеса.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…