Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №50 (1042) » Встречное продолжение

Встречное продолжение

«Впервые в истории в пределах одной фирмы встречаются и работают юристы трех поколений, а за рубежом — уже и четырех»
Эрнест Грамацкий, президент АФ «Грамацкий и Партнеры», обозначил тренды трансформации мирового юридического рынка

ЭРНЕСТ ГРАМАЦКИЙ

Родился 31 июля 1973 года в Будапеште (Венгрия). С отличием окончил юридический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Защитил диссертацию на тему «Договор хранения в гражданском праве». Практикующий адвокат с 1992 года. В 1998 году основал адвокатскую фирму «Грамацкий и Партнеры». Автор более 300 публикаций, разработал авторские программы специальных курсов: основы правового консалтинга, правовые основы предпринимательской деятельности, правовой бизнес-консалтинг, которые вошли в программу профессиональной подготовки студентов юридического факультета КНУ. Возглавляет ряд общественных организаций, входит в состав наблюдательных советов нескольких благотворительных фондов. Профессиональная и общественная деятельность отмечена государственными наградами Украины и церковно-общественными знаками отличия.

— С каждым годом юридический рынок становится все более насыщенным и инновационным. В каких направлениях это проявляется сейчас больше всего?
— Мы годами вглядывались в беспросветную даль, пытаясь обнаружить угрозы, которыми нас неустанно пугали эксперты: новые офисы иностранных фирм, мультидисциплинарные практики (MDP) аудиторов, юридические боты, смарт-контракты, стартапы LegalTech и проекты NewLaw… Все это должно было в обозримом будущем лишить нас профессии. И изменения наступили, но они пришли не снаружи, а изнутри. Многие капитаны так долго высматривали в бинокль на горизонте фрегат с роботами-аудиторами на борту, что пропустили момент, когда подрос и изменился их собственный экипаж. Причем изменился настолько, что потребовал доступа к штурвалу и половину сундука с монетами. А когда не получил его — пересел в шлюпку и с частью команды ушел в самостоятельное плавание.
Посмотрите, сколько за последние семь лет появилось в нашем море таких новых парусников и маневренных шхун — и все, конечно, с амбициями авианосцев. Это разбросанные по океану осколки легендарных команд, зримые последствия конфликта поколений. Вместе они сегодня — грандиозный юридический флот, готовый побороться за свою часть добычи. Некоторые уже настигают признанных флагманов рынка, иные вовсе не гнались за ростом, а нашли свою тихую гавань; третьи же поднимают черный флаг и по-пиратски атакуют всех демпингом. Есть и такие, кто просто на банане мимо проплывает, — а шума больше, чем от парохода.

— Насколько конкурентное давление молодых фирм изменяет инфраструктуру рынка?
— Нашему рынку около 25 лет — ровно столько в этом году как раз исполняется старейшим брендам. И не так много тех, кто за это время выстоял во всех бурях и штормах, прошел невредимым через все рифы и мели. В этом «красном океане» кто выжил, кто не опустил флаг — тот и молодец. Каждые десять лет рынок обновляется, и новички существенным образом меняют его структуру. Давайте откроем сводную таблицу победителей рейтинга топ-50 за все годы. Сколько выдающихся имен, сколько грандиозных крейсеров, начинавших, как и мы, в 90-е, ушло в небытие, разбилось о скалы времени, хотя и капитаны были опытные, и корабли казались мощнейшими… Иных уж нет, а те далече. Именно они создали этот рынок таким, каким он в общих чертах остается до сих пор. То поколение проложило навигацию, разработало кодекс чести и первые правила сообщества. Со временем кораблей стало больше, а улова — меньше, но во все времена главным было не опускать парус и верить в свою звезду.
Мы все испытываем постоянное давление и сбоку, и снизу. Нужно понимать этот рынок изнутри: здесь каждый юнга мнит себя морским волком, и со временем это количество накапливается и вырастает в качественный поколенческий сдвиг. Собственники и партнеры первых фирм — представители поколения Х, как его называют американские социологи. Они привыкли твердо стоять на ногах, верить в силу рукопожатия, многие из них вышли из науки либо тесно с ней связаны; они сформировали первые стандарты юридического ремесла, но сердце их всегда принадлежало юридическому искусству. К кризису 2009 года уже окрепло и встало на ноги поколение Y — с другими ценностями, приоритетами, способами восприятия мира. Негласное правило «вверх или в сторону» заставило многих выбрать второй вариант. Вот откуда в последующие годы появилось столько делений, дроблений и стартапов-бутиков.

— Различия поколений были настолько непреодолимыми?
— Следует оговориться, что в принципе не было никакого конфликта «отцов и детей». Когда мы ходили с «игреками» под одним парусом, с ними было легко договариваться и легко сосуществовать: по крайней мере мы говорили с ними на одном языке. Они продолжали наше дело, считая нас наставниками, и хотели всего лишь самостоятельности. Они более прагматичны, целеустремленны, предприимчивы. Они изначально встроены в глобальный контекст. Ключевое их преимущество в том, что мы появились ex ovo и начинали свой бизнес интуитивно, наощупь; идущие же по нашим следам были уже начитаны, наслышаны — они знали «как» — и повторяют теперь этот опыт в своих фирмах. Поэтому мне в целом понятен их мир, и многие их идеи я готов разделить.
Наши различия сложно разложить на компоненты формулы, как невозможно и дать рецепт симпатии, дружбы или любви. Если вкратце, то здесь все дело в культурных кодах, или знаках, символах и образах, с помощью которых люди распознают и передают смыслы внутри своего поколения. Это рефлексия ментальной памяти, совокупный накопленный опыт, знаете, как кольца у дерева. У юридических фирм тоже есть свои годовые отметины. Имея более 20 таких колец и даже оставаясь в текущем правовом контексте, ты все равно не можешь смотреть на любые вопросы управления фирмой и работы с клиентами так же, как юрист пятого года или даже советник с десятилетним стажем. Ты просто чуть больше видел, у тебя другая сила интеллектуальной инерции, ты уже где-то все это однажды слышал и можешь сказать, чем все закончится.
Но сейчас поднимается и подает голос уже следующее поколение — миллениалов (это те, кто 5 минут назад на банане проплывал). В их картине мира нет «жестких» правил, карьерных целей и авторитетов, горизонт планирования измеряется ближайшими днями, а Google и iPhone существовали всегда. Это крайнее пока поколение с прогрессирующим дефицитом внимания и ярко выраженным профицитом самомнения будет расти и набирать вес. Дискурс, который существовал в прежних фирмах между X и Y, уже неактуален. Это было будто в прошлом веке: проблемы партнерства, зарплаты и премии, биллинговые часы… Это был мир по книгам Дэвида Майстера. Новая генерация скорее будет жить по книгам Ричарда Сасскинда. Во многих новых фирмах старшие партнеры — «игреки», а основное звено — миллениалы. У этих фирм, как нетрудно догадаться, совершенно иная повестка, поскольку для этих ребят гораздо важнее нематериальная мотивация. Например, под их влиянием начинает предаваться деконструкции древняя, как юридическая профессия, проблема life-work balance.
К моменту прихода поколения Z информационные технологии окончательно стерли грань между «бизнесом» и «жизнью». Баланса давно нет: и работая, и живя одновременно, 24 часа онлайн, они не хотят существовать, как мы, в режиме морального и физического истощения. Своим драйвом они заставляют юридические фирмы становиться человечнее. Впервые на самом консервативном рынке начинают внедряться новые трудовые политики: гибкий график, дистанционная и виртуальная работа, неполное рабочее время, дополнительные отпуска, поэтапный выход на пенсию.

— Тем не менее чувствуется некоторый скепсис в отношении молодого поколения…
— Отнюдь. Просто некоторые его представители не столько озабочены изменением или развитием общества, сколько стремятся совершить личный бунт во имя юношеского восторга перед собственной индивидуальностью. Каждое новое поколение достойно, умно, интересно, тщеславно. Этим живет юридический бизнес. К тому же всякое деление на генерации более чем условно. Это ведь не историческая смена формаций, когда одни виды вытесняют другие. Диффузия поколений происходит как на рынке в целом, так и внутри самих фирм. Мы склонны недооценивать этот тренд, но западные обозреватели пишут об этом как о главной трансформации мирового юридического рынка: впервые в истории в пределах одной фирмы встречаются и работают юристы трех поколений, а за рубежом — уже и четырех (партнеров старше 65 лет они называют «traditionalists», чтобы тактично избежать слова «dinosaurs»). Это здорово, потому что это одна из форм diversity, которая не позволяет превратиться юридической фирме в «эхокамеру» — замкнутое в себе сообщество, мыслящее одинаково.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Бремя возможностей

ПОБЕДИТЕЛИ РЕЙТИНГА «50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ» В 1998-2017 ГОДАХ

«Бронзовая лига» ведущих юридических фирм Украины 2017 года

50 ведущих юридических фирм Украины 2017 года

Экспертный совет

Пойти по касательной

Измерение бренда

Умеренность в завтрашнем дне

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

С новым подходом

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная реформа

Частота эксперимента

Палата представителей

Ставка на повышение

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Иск — дело благородное

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная реформа

Установка по требованиям

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Банкротство

Банкротный двор

Группа охвата

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Взыщи ветра в поле

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Отрасли практики

Крупнейшие публичные сделки

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Экспертный потенциал

Игра на занижение

Сбить с долга

Отменная реакция

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Банкротство

Противоречивый характер

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Энергетика

Светлое — в будущее

Энергетическое поле

Курс евро

Энергетический рывок

Зеленый свет

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Банкротство

Мировая волна

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Уголовное право

Бурные новации

Ко всем чертам!

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Конкурентное право

Добро обжаловать

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Налоговая практика

Новый общественный договор по НДС

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Пресечение параллелей

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Методология

Вышли на позиции

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Интеллектуальная собственность

Верховенство — браво!

ІР-адрес

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Конкурентное право

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Налоговая практика

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СПОРОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Крупнейшие публичные судебные и арбитражные дела

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Конкурентное право

Взять высоту

Поток осознания

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Уголовное право

Шум за разум зашел

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Налоговая практика

Спорная заставляющая

По сложному следу

Время доказывания

Плановая поверка

Вывод капитала

Законодательные продолжения

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Уголовное право

Афера влияния

Один за всех

Глас да глаз

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Отрасли практики

Установка по требованию

Исходящий вызов

В темпе М&Арша

Бразды управления

Структурное измерение

Командная работа

Шкала прогресса

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Региональные рынки

Ориентирование на уместности

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Юридический рынок

Фирменый стиль

Течение обстоятельств

Юрфинмониторинг

Позиция нравов

Стоп-кадры

Знак запроса

Эффект присутствия

Всемирный поток

Встречное продолжение

С новым ходом

VOX POPULI

Отрасли практики

Событийный взгляд

Акцент

Звенья одной цели

В фокусе: Медиаактивность

Новости из зала суда

Компания «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» выиграла «дело ритейлеров»

В фокусе: Медиаактивность

Внимание, равняйсь, СМИрно!

В фокусе: Медиаактивность

Новости из зала суда

ВАСУ отказал физлицу в иске к ВККС относительно квалифоценивания судьи

Новости законотворчества

Отрасли практики

Усилена защита вещных прав на землю

Принят новый закон против домашнего насилия

Ответственность разрешительных органов ужесточат

Новости юридических фирм

Частная практика

Asters выступает юридическим советником относительно слияния банков согласно новому закону

ЮФ Sayenko Kharenko усиливает команду налоговой практики

Специалисты Interlegal защитили интересы агротрейдера в споре о взыскании диспача по торговому контракту

Отрасли практики

Приглашение на bail

Ценные замечания

Эмиссия доброй воли

Основание требовать

Работа над помарками

Представительские подходы

Продвижение

Dream Teams

PRо движения

Процессуальные новациии

Запал прочности

Гражданский долг

По образцу и подобию

Быть в темпе

Срочные узы

Переводные положения

Служба опасения

Самое важное

Игра в кадры

Антирейдерская миссия

Английский акцент

Тема номера

Отзывы по делу

Алиментарный вопрос

Первый раздел

Чета в банке

Отчий ком

Судьбоносное лишение

Частная практика

Приз в стадию!

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: