Родился в 1985 году в Пугачеве (Саратовская область, Россия). В 2007 году окончил Национальный авиационный университет по специализации «Воздушное и космическое право» (специальность «Правоведение»). В 2012 году окончил Институт права интеллектуальной собственности (специальность «Защита прав интеллектуальной собственности»).
В 2006 — 2010 годах работал линейным менеджером в ЗАО «Украинские вертолеты», представляя интересы данной авиакомпании в работе с иностранными правительствами и международными неправительственными организациями. В 2010 году создал универсальную юридическую компанию «Правовая гильдия «ВикториАл», которую возглавил на должности генерального директора, а затем — в качестве управляющего партнера. С августа 2015 года — управляющий партнер АО Suprema Lex.
— Является ли развитие авиации приоритетом для государства? Каковы особенности законодательства в данной сфере?
— Из-за выгодного географического положения Украины развитие авиационного транспорта считается для нашего государства приоритетным направлением. Законодательство, регламентирующее жизнедеятельность авиационной отрасли, имеет свою особенность: на уровне законов определены лишь общие положения, а все нюансы регламентируются подзаконными актами Министерства инфраструктуры Украины и Государственной авиационной службы Украины, которые нередко противоречат друг другу. Юристам, работающим в сфере авиации, приходится решать различные вопросы: начиная от антимонопольного и корпоративного права и заканчивая правом интеллектуальной собственности, международной торговли и банковским правом. Сегодня в связи с введением безвизового режима с Европейским Союзом перспективным представляется обеспечение возможности дешевого полета из Украины в Европу. Данная задача решается во всем мире благодаря лоукост-авиации (от англ. low cost — «дешевый»). Однако в Украине, как показал пример авиакомпании Ryanair, не готовы к приходу лоукостеров. Есть недостатки и в правовой базе в аспекте возможности предоставления льгот по авиационным сборам и платежам с учетом соблюдения требований антимонопольного законодательства.
— Что влияет на формирование цены авиабилетов в нашем государстве? Стоит ли ожидать ее снижения вследствие прихода иностранных компаний?
— На формирование цены авиабилетов влияет значительное количество факторов. В их числе и стоимость аэропортового обслуживания, и цена топлива, и налоговая нагрузка на авиакомпании с учетом авиационных сборов и платежей, и количество перевозимых авиакомпанией пассажиров, и дальность полетов, и амортизация воздушных судов. Существует острая необходимость в повышении качества услуг, предоставляемых пассажирам как авиакомпаниями, так и аэропортами, и в одновременном снижении стоимости полетов. Такие цели могут быть реализованы именно благодаря привлечению лоукост-компаний и предоставлению пассажиру возможности выбора между дешевым полетом (воздушной маршруткой) или высококлассным обслуживанием (воздушным лимузином).
Однако приход иностранной авиакомпании на авиарынок Украины сопровождается рядом проблем, связанных с сертификацией ее воздушных судов, согласованием маршрутов полетов, условиями сотрудничества с аэропортами базирования и наземного обслуживания. Данные вопросы требуют немало времени и усилий для согласования на всех уровнях.
— Каких изменений в целом следует ожидать, если украинский рынок авиаперевозок станет доступнее для иностранных операторов?
— Полагаю, что работа иностранных авиакомпаний на украинском рынке авиаперевозок будет способствовать развитию конкуренции между авиаперевозчиками, от чего выиграет в первую очередь потребитель услуг — пассажир. При этом важно, чтобы государство надлежащим образом осуществляло контроль как за соблюдением конкурентного законодательства, так и за безопасностью полетов.
— Среди мифов, используемых против лоукост-авиации, присутствует апелляция к соображениям безопасности. Как налажена работа лоукостеров по снижению рисков в данной сфере? Насколько украинские требования безопасности адекватны современным вызовам?
— Авиационным компаниям, работающим в Украине, необходимо подумать над вопросами стоимости и качества услуг и безопасности полетов. Поскольку в большинстве авиационных компаний используются достаточно старые воздушные суда, проблемы с безопасностью полетов действительно существуют. И присущи они не только лоукост-авиации, но и авиакомпаниям, которые позиционируют себя как компании со средней стоимостью полетов. Следует сказать, что требования украинского законодательства относительно безопасности полетов в целом соответствуют европейским и мировым стандартам, однако выполняются далеко не всеми авиаперевозчиками. Уверен, что необходимо ужесточить контроль за безопасностью полетов.
— Для авиакомпаний бюджетного сектора экономия стоит на первом месте. Не склонны ли они к экономии на юридических услугах? Какие требования бюджетные авиакомпании предъявляют к юристам?
— Действительно, лоукост-компании с целью обеспечения дешевых полетов экономят на многом. Тем не менее руководство бюджетных авиакомпаний понимает, что в высокой конкурентной среде залогом успеха является надежная юридическая защита, что обуславливает наличие вполне адекватных бюджетов на юридическое сопровождение. Но при этом лоукост-компании хотят, чтобы в рамках выделенного бюджета юристы были одновременно и универсальными солдатами, способными решить любые возникающие проблемы, и узкопрофильными специалистами, разбирающимися в тончайших нюансах каждого конкретного вопроса. Соответствовать таким требованиям не так просто.
— Какие споры возникают в ходе деятельности компаний лоукост-сегмента? Демонстрируют ли судьи понимание специфики данной отрасли?
— В ходе деятельности лоукост-перевозчиков возникает множество различных споров: с пассажирами, другими авиакомпаниями, государством, аэропортами, банками и т.п. Обуславливается это тем, что бюджетные авиакомпании не всегда имеют возможность рассчитаться по своим обязательствам своевременно, что влечет за собой ненадлежащее их исполнение и приводит к соответствующим спорам. Жалобы потребителей, по моему мнению, в большинстве случаев обоснованны. Однако лоукост-компании дорожат своей репутацией и стараются урегулировать такие споры во внесудебном порядке. Но если споры по авиационному праву доходят до судов, то следует признать, что судьи не всегда компетентны в специфике данной отрасли, хотя качество их подготовки все же повышается.
— Насколько эффективна антимонопольная политика в авиационной отрасли? Существуют ли положительные примеры контроля за ценовой политикой?
— В авиационной отрасли в целом и в бюджетных перевозках в частности вопросы конкурентного права и антимонопольного регулирования более чем актуальны. Предоставление тех или иных льгот и преференций бюджетным авиакомпаниям, как правило, граничит с нарушением конкурентного законодательства. Тем не менее государство в лице Антимонопольного комитета Украины старается регулировать конкуренцию в авиационной отрасли и следить за ценовой политикой. Правда, ключевой отечественный авиаперевозчик сохраняет свое монопольное положение и осуществляет ценообразование по собственному усмотрению.
— Как вы оцениваете перспективы изменения законодательства в сфере авиации? Привлекают ли практикующих юристов к процессу реформирования данной сферы?
— Пока отсутствует четкая стратегия развития авиационной отрасли, соответственно, нет и нормативных актов, направленных на ее реализацию. Но надо признать, что в последнее время Министерство инфраструктуры активно говорит о реформе нормативного регулирования авиационной отрасли, стало заниматься устранением недостатков существующих нормативных актов, определяющих правила авиаперевозок, безопасности полетов, деятельности аэропортов и т.п., а также разработкой новых нормативных актов в данной сфере. Положительной тенденцией можно считать привлечение к процессу подготовки проектов нормативных актов юристов, специализирующихся в авиационном праве, что безусловно будет способствовать наполнению законодательства качественными нормами, учитывающими интересы авиационного бизнеса.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…