Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Установка по требованию

«Лоукост-компании хотят, чтобы в рамках выделенного бюджета юристы были одновременно и универсальными солдатами, и узкопрофильными специалистами»
вносит ясность управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз

ВИКТОР МОРОЗ

Родился в 1985 году в Пугачеве (Саратовская область, Россия). В 2007 году окончил Национальный авиационный университет по специализации «Воздушное и космическое право» (специальность «Правоведение»). В 2012 году окончил Институт права интеллектуальной собственности (специальность «Защита прав интеллектуальной собственности»).
В 2006 — 2010 годах работал линейным менеджером в ЗАО «Украинские вертолеты», представляя интересы данной авиакомпании в работе с иностранными правительствами и международными неправительственными организациями. В 2010 году создал универсальную юридическую компанию «Правовая гильдия «ВикториАл», которую возглавил на должности генерального директора, а затем — в качестве управляющего партнера. С августа 2015 года — управляющий партнер АО Suprema Lex.

— Является ли развитие авиации приоритетом для государства? Каковы особенности законодательства в данной сфере?
— Из-за выгодного географического положения Украины развитие авиационного транспорта считается для нашего государства приоритетным направлением. Законодательство, регламентирующее жизнедеятельность авиационной отрасли, имеет свою особенность: на уровне законов определены лишь общие положения, а все нюансы регламентируются подзаконными актами Министерства инфраструктуры Украины и Государственной авиационной службы Украины, которые нередко противоречат друг другу. Юристам, работающим в сфере авиации, приходится решать различные вопросы: начиная от антимонопольного и корпоративного права и заканчивая правом интеллектуальной собственности, международной торговли и банковским правом. Сегодня в связи с введением безвизового режима с Европейским Союзом перспективным представляется обеспечение возможности дешевого полета из Украины в Европу. Данная задача решается во всем мире благодаря лоукост-авиации (от англ. low cost — «дешевый»). Однако в Украине, как показал пример авиакомпании Ryanair, не готовы к приходу лоукостеров. Есть недостатки и в правовой базе в аспекте возможности предоставления льгот по авиационным сборам и платежам с учетом соблюдения требований антимонопольного законодательства.

— Что влияет на формирование цены авиабилетов в нашем государстве? ­Стоит ли ожидать ее снижения вследствие прихода иностранных компаний?
— На формирование цены авиабилетов влияет значительное количество факторов. В их числе и стоимость аэропортового обслуживания, и цена топлива, и налоговая нагрузка на авиакомпании с учетом авиационных сборов и платежей, и количество перевозимых авиакомпанией пассажиров, и дальность полетов, и амортизация воздушных судов. Существует острая необходимость в повышении качества услуг, предоставляемых пассажирам как авиакомпаниями, так и аэропортами, и в одновременном снижении стоимости полетов. Такие цели могут быть реализованы именно благодаря привлечению лоукост-компаний и предоставлению пассажиру возможности выбора между дешевым полетом (воздушной маршруткой) или высококлассным обслуживанием (воздушным лимузином).
Однако приход иностранной авиакомпании на авиарынок Украины сопровождается рядом проблем, связанных с сертификацией ее воздушных судов, согласованием маршрутов полетов, условиями сотрудничества с аэропортами базирования и наземного обслуживания. Данные вопросы требуют немало времени и усилий для согласования на всех уровнях.

— Каких изменений в целом следует ожидать, если украинский рынок авиаперевозок станет доступнее для иностранных операторов?
— Полагаю, что работа иностранных авиакомпаний на украинском рынке авиаперевозок будет способствовать развитию конкуренции между авиаперевозчиками, от чего выиграет в первую очередь потребитель услуг — пассажир. При этом важно, чтобы государство надлежащим образом осуществляло контроль как за соблюдением конкурентного законодательства, так и за безопасностью полетов.

— Среди мифов, используемых против лоукост-авиации, присутствует апелляция к соображениям безопасности. Как налажена работа лоукостеров по снижению рисков в данной сфере? Насколько украинские требования безопасности адекватны современным вызовам?
— Авиационным компаниям, работающим в Украине, необходимо подумать над вопросами стоимости и качества услуг и безопасности полетов. Поскольку в большинстве авиационных компаний используются достаточно старые воздушные суда, проблемы с безопасностью полетов действительно существуют. И присущи они не только лоукост-авиации, но и авиакомпаниям, которые позиционируют себя как компании со средней стоимостью полетов. Следует сказать, что требования украинского законодательства относительно безопасности полетов в целом соответствуют европейским и мировым стандартам, однако выполняются далеко не всеми авиаперевозчиками. Уверен, что необходимо ужесточить контроль за безопасностью полетов.

— Для авиакомпаний бюджетного сектора экономия стоит на первом месте. Не склонны ли они к экономии на юридических услугах? Какие требования бюджетные авиакомпании предъявляют к юристам?
— Действительно, лоукост-компании с целью обеспечения дешевых полетов экономят на многом. Тем не менее руководство бюджетных авиакомпаний понимает, что в высокой конкурентной среде залогом успеха является надежная юридическая защита, что обуславливает наличие вполне адекватных бюджетов на юридическое сопровождение. Но при этом лоукост-компании хотят, чтобы в рамках выделенного бюджета юристы были одновременно и универсальными солдатами, способными решить любые возникающие проблемы, и узкопрофильными специалистами, разбирающимися в тончайших нюансах каждого конкретного вопроса. Соответствовать таким требованиям не так просто.

— Какие споры возникают в ходе деятельности компаний лоукост-сегмента? Демонстрируют ли судьи понимание специфики данной отрасли?
— В ходе деятельности лоукост-перевозчиков возникает множество различных споров: с пассажирами, другими авиакомпаниями, государством, аэропортами, банками и т.п. Обуславливается это тем, что бюджетные авиакомпании не всегда имеют возможность рассчитаться по своим обязательствам своевременно, что влечет за собой ненадлежащее их исполнение и приводит к соответствующим спорам. Жалобы потребителей, по моему мнению, в большинстве случаев обоснованны. Однако лоукост-компании дорожат своей репутацией и стараются урегулировать такие споры во внесудебном порядке. Но если споры по авиационному праву доходят до судов, то следует признать, что судьи не всегда компетентны в специфике данной отрасли, хотя качество их подготовки все же повышается.

— Насколько эффективна антимонопольная политика в авиационной отрасли? Существуют ли положительные примеры контроля за ценовой политикой?
— В авиационной отрасли в целом и в бюджетных перевозках в частности вопросы конкурентного права и антимонопольного регулирования более чем актуальны. Предоставление тех или иных льгот и преференций бюджетным авиакомпаниям, как правило, граничит с нарушением конкурентного законодательства. Тем не менее государство в лице Антимонопольного комитета Украины старается регулировать конкуренцию в авиационной отрасли и следить за ценовой политикой. Правда, ключевой отечественный авиаперевозчик сохраняет свое монопольное положение и осуществляет ценообразование по собственному усмотрению.

— Как вы оцениваете перспективы изменения законодательства в сфере авиации? Привлекают ли практикующих юристов к процессу реформирования данной сферы?
— Пока отсутствует четкая стратегия развития авиационной отрасли, соответственно, нет и нормативных актов, направленных на ее реализацию. Но надо признать, что в последнее время Министерство инфраструктуры активно говорит о реформе нормативного регулирования авиационной отрасли, стало заниматься устранением недостатков существующих нормативных актов, определяющих правила авиаперевозок, безопасности полетов, деятельности аэропортов и т.п., а также разработкой новых нормативных актов в данной сфере. Положительной тенденцией можно считать привлечение к процессу подготовки проектов нормативных актов юристов, специализирующихся в авиационном праве, что безусловно будет способствовать наполнению законодательства качественными нормами, учитывающими интересы авиационного бизнеса.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

Бремя возможностей

ПОБЕДИТЕЛИ РЕЙТИНГА «50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ» В 1998-2017 ГОДАХ

«Бронзовая лига» ведущих юридических фирм Украины 2017 года

50 ведущих юридических фирм Украины 2017 года

Экспертный совет

Пойти по касательной

Измерение бренда

Умеренность в завтрашнем дне

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

С новым подходом

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная реформа

Частота эксперимента

Палата представителей

Ставка на повышение

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Иск — дело благородное

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная реформа

Установка по требованиям

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Банкротство

Банкротный двор

Группа охвата

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Взыщи ветра в поле

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Отрасли практики

Крупнейшие публичные сделки

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Экспертный потенциал

Игра на занижение

Сбить с долга

Отменная реакция

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Банкротство

Противоречивый характер

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Энергетика

Светлое — в будущее

Энергетическое поле

Курс евро

Энергетический рывок

Зеленый свет

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Банкротство

Мировая волна

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Уголовное право

Бурные новации

Ко всем чертам!

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Конкурентное право

Добро обжаловать

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Налоговая практика

Новый общественный договор по НДС

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Пресечение параллелей

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Методология

Вышли на позиции

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Интеллектуальная собственность

Верховенство — браво!

ІР-адрес

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Конкурентное право

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Налоговая практика

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СПОРОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Судебная практика

Крупнейшие публичные судебные и арбитражные дела

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Конкурентное право

Взять высоту

Поток осознания

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Уголовное право

Шум за разум зашел

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Налоговая практика

Спорная заставляющая

По сложному следу

Время доказывания

Плановая поверка

Вывод капитала

Законодательные продолжения

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Уголовное право

Афера влияния

Один за всех

Глас да глаз

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Отрасли практики

Установка по требованию

Исходящий вызов

В темпе М&Арша

Бразды управления

Структурное измерение

Командная работа

Шкала прогресса

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Региональные рынки

Ориентирование на уместности

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

Юридический рынок

Фирменый стиль

Течение обстоятельств

Юрфинмониторинг

Позиция нравов

Стоп-кадры

Знак запроса

Эффект присутствия

Всемирный поток

Встречное продолжение

С новым ходом

VOX POPULI

Отрасли практики

Событийный взгляд

Акцент

Звенья одной цели

В фокусе: Медиаактивность

Новости из зала суда

Компания «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» выиграла «дело ритейлеров»

В фокусе: Медиаактивность

Внимание, равняйсь, СМИрно!

В фокусе: Медиаактивность

Новости из зала суда

ВАСУ отказал физлицу в иске к ВККС относительно квалифоценивания судьи

Новости законотворчества

Отрасли практики

Усилена защита вещных прав на землю

Принят новый закон против домашнего насилия

Ответственность разрешительных органов ужесточат

Новости юридических фирм

Частная практика

Asters выступает юридическим советником относительно слияния банков согласно новому закону

ЮФ Sayenko Kharenko усиливает команду налоговой практики

Специалисты Interlegal защитили интересы агротрейдера в споре о взыскании диспача по торговому контракту

Отрасли практики

Приглашение на bail

Ценные замечания

Эмиссия доброй воли

Основание требовать

Работа над помарками

Представительские подходы

Продвижение

Dream Teams

PRо движения

Процессуальные новациии

Запал прочности

Гражданский долг

По образцу и подобию

Быть в темпе

Срочные узы

Переводные положения

Служба опасения

Самое важное

Игра в кадры

Антирейдерская миссия

Английский акцент

Тема номера

Отзывы по делу

Алиментарный вопрос

Первый раздел

Чета в банке

Отчий ком

Судьбоносное лишение

Частная практика

Приз в стадию!

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: