Можно выделить три принципиальных нововведения, предусмотренных для уголовного процесса в ходе парламентского рассмотрения законопроекта № 6232 во втором чтении. Во-первых, предложено существенно откорректировать сроки досудебного расследования. Так, сейчас течение срока досудебного расследования начинается с момента уведомления лица о подозрении. Срок с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), который считается началом уголовного производства, до момента сообщения лицу о подозрении фактически остается вне поля процессуального регулирования. На практике это привело к ситуациям, когда так называемые фактовые производства могут длиться годами, поскольку не ограничены сроками. Такие дела содержат реальные угрозы для злоупотреблений со стороны правоохранительных органов, поскольку следователи могут системно осуществлять обыски, проводить допросы и другие следственные действия, не уведомляя при этом лицо о подозрении. Более того, поскольку такое лицо не имеет процессуального статуса подозреваемого, оно лишено права обжаловать соответствующие действия следственному судье.
Изменения в УПК предусматривают, что следователи будут ограничены четкими сроками — тремя или шестью месяцами (они исчисляются с момента внесения сведений в ЕРДР) — для уведомления лица о подозрении, в противном случае производство подлежит закрытию. Основной массив критики данных нововведений сводится к тому, что столь короткие сроки заблокируют работу следственных органов, и большую часть резонансных уголовных производств придется закрыть. При этом противники изменений забывают о том, что предусматривается возможность продления сроков досудебного расследования по решению следственного судьи в тех производствах, где лицо не уведомлялось о подозрении, поэтому продление срока будет зависеть от обоснованности соответствующего ходатайства следователя и уровня сложности каждого дела. В то же время в производствах, в которых лицо уже имеет официальный статус подозреваемого, срок продлевается прокурором. Кроме того, сохраняется подход, согласно которому срок приостановления производства не включается в общий срок уголовного производства. С такой точки зрения, законодательные нововведения приобретают больше положительный, чем отрицательный характер, поскольку способствуют обеспечению процессуальных прав сторон уголовного процесса.
Вторым важным законодательным ноу-хау является предоставление подозреваемому права обжаловать уведомление о подозрении. По результатам рассмотрения жалобы следственный судья может отменить подозрение, при этом его решение подлежит апелляционному обжалованию. Такие изменения нельзя оценивать однозначно. Конечно, с позиции стороны защиты, эта норма предоставляет адвокатам более широкий инструментарий, позволяющий эффективно блокировать досудебное расследование, многократно обращаться с ходатайствами об отмене подозрения. Правда, такие положения не совсем корреспондируются с общими стадиями уголовного производства, ведь подозрение — это по сути документ уголовного обвинения, который в дальнейшем, при наличии доказательств, ляжет в основу обвинительного акта. Кроме того, они диссонируют с философией действующего УПК Украины, в соответствии с которой рассматривать уголовное производство по сути и исследовать обоснованность обвинения — это прерогатива суда, а не следственного судьи. Вместе с тем механизм обжалования подозрения частично будет напоминать старую, весьма претензионную, практику обжалования постановления о возбуждении уголовного дела. Поэтому, с точки зрения законодательной последовательности, такой шаг представляется весьма сомнительным.
Третий важный момент — внесение изменений в статьи 132 и 184 УПК, регулирующие вопрос подсудности рассмотрения ходатайств о применении мер обеспечения уголовного производства. Следует отметить, что в юридическом сообществе достаточно долго велась дискуссия относительно определения территориальной юрисдикции суда при рассмотрении ходатайств стороны обвинения. Проблема заключалась в толковании термина «орган досудебного расследования», ведь в некоторых случаях следственные подразделения территориально отделены от органа досудебного расследования. Например, сложилась ситуация, когда следователи отдельных подразделений Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ), прокуратуры города Киева обращались с ходатайствами не в суд по месту нахождения ГПУ или прокуратуры города Киева, а по фактическому месту расположения соответствующего подразделения. Аналогичная история была у Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), ходатайство которого рассматривал Галицкий районный суд г. Львова ввиду того, что место нахождения Львовского территориального управления НАБУ — Галицкий район Львова. Неоднократно по этому вопросу высказывался и Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ), так, в одном из разъяснений он отметил, что в подобных случаях следователь должен обращаться в суд именно по месту регистрации органа досудебного расследования, а не по месту фактического расположения структурного подразделения. Однако в дальнейшем ВССУ свою правовую позицию изменил, указав на допустимость рассмотрения ходатайств по месту расположения подразделения органа досудебного расследования.
Предложенные изменения расставляют все точки над «і» в этом вопросе, так как однозначно предусматривают: ходатайство о применении мер обеспечения уголовного производства на основании определения следственного судьи подается в местный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого находится (зарегистрирован) орган досудебного расследования как юридическое лицо. Аналогичные правила установлены и для определения следственного судьи о проведении обыска.
Необходимо отметить, что такой подход может быть частично оправдан в отношении органов, которые действуют в пределах города Киева, ведь за каждым из них будет закреплен соответствующий районный суд столицы. Однако чрезвычайно опасными новые правила могут стать для подразделений национальной полиции, а именно — для территориальных отделений полиции в районах областей. Сегодня как юридические лица зарегистрированы только главные управления Национальной полиции Украины в областях, районные отделения не имеют статуса юридических лиц, поэтому, исходя из предложенных изменений, следователи таких отделов будут вынуждены подавать ходатайства только в областных центрах — по месту регистрации главного управления. Такая ситуация может парализовать работу органов национальной полиции на местах, на которые возложены функции по расследованию большинства преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Украины.
В завершение следует подчеркнуть, что предложенные детализацию и частичное сокращение процессуальных сроков можно считать положительными сдвигами в уголовном процессе, чего не скажешь о предоставлении права на обжалование подозрения и чрезмерное ограничение территориальной подсудности по рассмотрению ходатайств следователей. Реализация этих нововведений на практике может привести к эффекту, противоположному тому, на который рассчитывали законодатели.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…