Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 16 августа 2018 года, 17:25

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

№ 50 (1042) Семейное правоот 12/12/17 (50 ведущих юридических фирм Украины 2017)

Курс евро

Украина придерживается курса на интеграцию с энергетическими рынками Европы. Это зафиксировано в Энергетической стратегии-2015 и реализуется, в частности, в новом отраслевом законодательстве. Но внедрение новых механизмов в отрасли усложняется мировоззренческой пропастью в понимании реализации подходов и принципов ЕС и Европейского энергетического сообщества некоторыми субъектами властных полномочий

Денис Лысенко,
Павел Белоусов
Специально для «Юридической практики»

18 августа 2017 года Кабинет Министров Украины одобрил Энергетическую стратегию Украины на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность» (ЭСУ-2035). Документ, направленный на установление стратегических ориентиров развития энергетического рынка Украины, по сути констатирует экономические и технологические вызовы и ту реальность, в которой Украина находится с 2014 года.

Энергетическая стратегия
Среди прочего ЭСУ-2035 предусматривает, что вышеуказанные вызовы будут частично покрыты путем завершения реформирования энергетического комплекса Украины до 2025 года, включая приведение национального законодательства Украины в соответствие с acquis communautaire Европейского Союза (ЕС) в сфере конкуренции и энергетики и последующую интеграцию с энергетическим рынком ЕС.
Выполнение задач ЭСУ-2035 требует от субъектов властных полномочий прежде всего кардинально новых подходов к регулированию и реализации государственной политики на рынке энергетики, касающихся, в частности, применения базовых принципов и законодательства ЕС в этом секторе, прозрачности и недискриминационного характера правовых и регуляторных механизмов, формирования и внедрения экономически обоснованных тарифов, содействия формированию стимулирующего инвестиционного климата.
Основная проблема — это мировоззренческая пропасть в понимании реализации вышеуказанных подходов и принципов ЕС и Европейского энергетического сообщества в энергетическом секторе некоторыми субъектами властных полномочий, привыкшими к старым методам, когда задекларированные в соглашениях, законах, меморандумах, стратегиях, программах действий и распоряжениях Кабинета Министров Украины принципы и подходы зависели от принятия и утверждения целого ряда вспомогательных подзаконных нормативно-правовых актов и не были обязательны к применению.

Энергетическое сообщество
Цели, заявленные в ЭСУ-2035 и предыдущих стратегиях Украины, полностью корреспондируются с конечной целью создания и функционирования Энергетического сообщества — это создание правовой и экономической базы относительно энергопродуктов и материалов, для транспортировки которых используются электрические и газовые сети, а также реформирование энергетических рынков и их интеграция во внутренний энергетический рынок ЕС путем предоставления потребителям реальной возможности выбора, создание новых возможностей для развития конкуренции и бизнеса, для увеличения трансграничной торговли, в частности, на рынках природного газа и электроэнергии.
В этом контексте полностью логичным шагом для Украины стало подписание 24 сентября 2010 года Протокола о присоединении к Договору о создании Энергетического сообщества (ДЭС), полноправным членом которого Украина стала с 1 февраля 2011 года.
Согласно ДЭС, Украина приняла на себя обязательства поэтапно имплементировать в национальное законодательство нормативно-правовую базу ЕС, в том числе положения acquis communautaire в сфере энергетики, которые являются частью Третьего энергетического пакета ЄС (ТЭП).

ТЭП в газовом секторе
Реформа и имплементация ТЭП стали особо актуальными для рынка природного газа Украины в конце 2013 года и в 2014 году ввиду существенной зависимости энергетического баланса Украины (в 2015 году доля природного газа составила более 26 %) от импорта газа из-за рубежа (до 3 квартала 2014 года практически полностью из РФ), существенного роста мировых цен на газ, оккупации РФ части территории Украины, где ведется добыча газа (потеря около 2 млрд м3 в год), низкой энергоэффективности предприятий и потребителей, а также практического отсутствия до 2014 года диверсификации поставок природного газа.
Таким образом, в связи с выше­указанными факторами реформа рынка газа оказалась вопросом энергетической безопасности и экономического выживания Украины и именно поэтому газовый сектор стал флагманом реформ в нашей стране, в том числе и в части имплементации ТЭП.
С момента принятия Закона Украины «О рынке природного газа» (Закон о рынке газа), основные положения которого вступили в силу 1 октября 2015 года, Украиной не без активной помощи Секретариата Энергетического сообщества был пройден значительный путь по имплементации положений ДЭС и ТЭП/acquis communautaire в сфере энергетики в национальное законодательство Украины. Наглядно мы, ЮФ Aequo, проанализировали и представили информацию относительно выполнения Украиной своих обязательств по ДЭС в части газового сектора в справочнике TOP LEAD «Энергетика Украины 2017» (стр. 40).

ТЭП в секторе электроэнергии
Вслед за реформой рынка газа происходит реформа рынка электроэнергии — вступление в силу нового Закона Украины № 2019-VIII «О рынке электрической энергии» (Закон о рынке электроэнергии) в июне 2017 года, положения которого будут реализованы постепенно до 2020 года, стало началом имплементации Украиной ТЭП в сфере электроэнергии, перехода к модели двусторонних договоров участниками розничного рынка электроэнергии и обеспечения надежной и бесперебойной поставки электроэнергии конечным потребителям, а также доступа к трансграничным сетям обмена электроэнергией. В частности, предусматривается процедура замены потребителем поставщика электроэнергии, что в конечном счете скажется на снижении стоимости и повышении качества услуг по поставке электроэнергии.
Кроме того, в скором времени ожидается принятие Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), кодексов системы передач и распределения, условий доступа к сетям трансграничного обмена электроэнергией, отсутствие которых стало основанием инициирования специальных процедур против Украины в рамках Энергетического сообщества (Case ENC 01/12: UA/Electricity).
Энергетическое законодательство
Интерес представляет норма нового энергетического законодательства Украины, предусматривающая правило, согласно которому государственные органы обязаны не только применять положения национальных норм, но и руководствоваться вышеуказанными положениями ТЭП и принципами, на которых они основаны.
Так, статья 2 Закона о рынке газа и статья 2 Закона о рынке электроэнергии обязывают субъектов властных полномочий и суды при применении положений указанных законов руководствоваться правоприменительной практикой Энергетического сообщества и ЕС, в том числе решениями Европейского суда, и практикой Европейской комиссии и Секретариата Энергетического сообщества. При этом соответствующие решения таких субъектов властных полномочий должны отвечать принципам беспристрастности, добросовестности, разумности, пропорциональности, прозрачности, недискриминации и своевременности.
Несмотря на кажущуюся декларативность, каждый из указанных принципов наполнен вполне конкретным смыслом. Так, например, согласно принципу пропорциональности, решения субъектов властных полномочий должны быть необходимыми и минимально достаточными для достижения главной цели — удовлетворения общественного интереса.
Сегодня случаи применения положений ТЭП и ДЭС органами государственной власти встречаются не очень часто, но все же имеют место. Среди показательных примеров: решение Антимонопольного комитета Украины № 18-р от 22 января 2016 года, в котором АМКУ при квалификации действий и определении нарушений со стороны ПАО «Газпром» законодательства Украины о защите экономической конкуренции непосредственно руководствовался и применял положения ДЭС и ТЭП, а также решение Окружного административного суда г. Киева от 13 апреля 2016 года по делу № 826/594/16, которым были установлены несоответствия постановлений НКРЭКУ актам законодательства ЕС.
Полагаем, что применение норм и принципов ДЭС и ТЭП со временем станет правилом при принятии соответствующих решений государственными органами и формировании государственной политики в энергетическом секторе, что в свою очередь будет содействовать формированию стимулирующего инвестиционного климата в Украине.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 50 (1042) от 12/12/17 Текущий номер

Семейное право

№ 50 (1042)
В фокусе: Медиаактивность

Внимание, равняйсь, СМИрно!

Отрасли практики

Работа над помарками

Продвижение

Измерение бренда

Процессуальные новациии

Запал прочности

Какую книгу вы хотели бы написать?

монографию

мемуары\биографическую

художественную о юристах

художественную не о юристах

научно-популярную о юриспруденции

детскую

кулинарную

сборник кроссвордов

которую издадут

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА