— Почему именно сейчас международное налоговое планирование стало глобальным трендом?
— Правительства большинства стран мира в связи с финансовым кризисом прилагают усилия для разработки механизмов расширения налогооблагаемой базы за пределами своих стран. Этот тренд прослеживается в принятии государствами международных соглашений, реформировании национального законодательства с целью борьбы со схемами агрессивного налогового планирования, установления контроля над доходами резидентов по всему миру и применения максимальной ставки налогов.
Сейчас можно уверено сказать: грядут большие перемены. Инициативы, заложенные еще в 2000-е, активно развивались в последние годы, стали внедряться на практике. Ожидается, что они будут имплементированы в самое ближайшее время.
— На кого могут повлиять такие инициативы?
— Речь идет как о частных лицах, так и о бизнесе. Под угрозой оказались структуры, находящиеся в низконалоговых юрисдикциях, а также клиенты, использовавшие методы ухода от налогообложения либо значительное снижение налоговой ставки без создания реального присутствия (substance) в стране резидентства.
— Какие инструменты могут использовать страны для ужесточения требований?
— У государств сегодня есть широкий выбор инструментов, разработанных в последнее время. Прежде всего стоит отметить план BEPS — это уникальная инициатива Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) и G20 по унификации лучших мировых практик борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. Проект стартовал в 2013 году, а в октябре 2015 года представлены последние наработки рабочей группы, которые будут внедряться различными способами, а именно: изменение национального законодательства стран, изменение модельной конвенции ОЭСР и, конечно же, беспрецедентный многосторонний инструмент для глобального внесения изменений в уже существующие соглашения об избежании двойного налогообложения.
Не стоит также забывать и об инициативе Европейской комиссии, которая в начале 2015 года внесла изменения в Директиву о материнских и дочерних компаниях ЕС. Согласно изменениям, преимущества Директивы не могут применяться в случае, если тот или иной инструмент/соглашение используется компаниями только во избежание налогообложения и не является «подлинным», то есть не имеет реальных коммерческих и экономических оснований.
— Прослеживается ли сотрудничество стран в борьбе с уклонением от налогообложения?
— Безусловно, расследования такого рода будут иметь результаты только в случае сотрудничества стран. Несмотря на желание некоторых классических офшорных юрисдикций и даже отдельных стран Европы оставить свои налоговые преимущества без изменений, давление мирового сообщества и «Большой двадцатки» достаточно сильное.
Показательным примером международной слаженной работы можно считать подписание многостороннего соглашения об автоматическом обмене информацией. Документ предусматривает обмен информацией между финансовыми учреждениями и налоговыми органами о счетах физических и юридических лиц. Первые обмены между такими странами, как Британские Виргинские острова, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Великобритания, Каймановы острова, а также между большинством европейских стран произойдут уже в сентябре 2017 года.
США, выступив в роли мирового законодателя, приняли FATCA — закон, по которому все иностранные финансовые учреждения должны передавать информацию о счетах плательщиков налогов США или компаний, в которых они имеют существенное участие, налоговой службе США.
Разумеется, качественный эффект от инициатив может быть достигнут только в случае внедрения единых подходов, правил всеми странами.
— Коснется ли реформирование международных подходов непосредственно провайдеров услуг (консультантов)?
— В рамках плана BEPS на международном уровне предлагается внедрить правило обязательного раскрытия схем агрессивного налогового планирования. Иными словами, советники должны будут подавать регулярные отчеты о предлагаемых моделях налогового планирования, в ходе которых значительно снижается ставка налогообложения. Параллельно схожие идеи выдвигаются и Европейской комиссией. Суть такова: автоматическому обмену должны подлежать все налоговые консультации, предоставленные за последние десять лет, которые продолжают действовать.
— Какие, по вашему мнению, международные инициативы будут иметь особое значение для украинских клиентов?
— Новые правила подготовки документов по трансфертному ценообразованию, борьба со злоупотреблением при использовании налоговых конвенций, искусственное избежание статуса постоянного представительства — это то, что сразу приходит на ум. Косвенно любое изменение международных норм либо национального законодательства отдельной страны может иметь значение, так как деятельность иностранных компаний, собственниками которых являются украинские резиденты, регулируется законодательством страны регистрации.
— Предпринимает ли какие-либо шаги украинское государство в борьбе с уходом от налогообложения?
— На международной арене Украину нельзя назвать активным участником процесса разработки такого рода проектов. Но, хотя Украина и не является членом ЕС и ОЭСР, украинское правительство и непосредственно органы Государственной фискальной службы могут воспользоваться многими из упомянутых выше наработок. Также напомню, что правительство Украины и ОЭСР в октябре 2014 года подписали рассчитанный на два года Меморандум о взаимопонимании относительно углубленного сотрудничества. Так что мы поддерживаем мировые тренды.
Более того, на национальном уровне в Украине внедрен уникальный в своем роде проект о раскрытии бенефициарных собственников юридических лиц в публичных реестрах. На такой радикальный шаг европейские страны не могут решиться уже несколько лет. Реализация этой законодательной новеллы на практике вызвала значительные сложности у многих клиентов, включая международные корпорации. Но, к сожалению, в Украине ответственность за несоблюдение требования о раскрытии возложена на руководителей украинских компаний, в то время как международный подход предусматривает ответственность самого бенефициара. Также никто не отменял возможность фискальных органов Украины получать информацию о бенефициарах иностранных компаний в рамках обмена налоговой информацией по запросу на основании конвенций об избежании двойного налогообложения.
Пока не были внедрены правила контролируемых иностранных компаний и правила налогообложения при непрямой продаже недвижимости. Хотя стоит отметить, что уже в проекте новой редакции Конвенции об избежании двойного налогообложения с Кипром предусмотрено право украинского государства обложить налогами доходы резидента Кипра от отчуждения акций и других корпоративных прав, если более 50 % стоимости таких корпоративных прав прямо или косвенно связано с недвижимым имуществом, расположенным на территории Украины.
— Что вы посоветуете клиентам в отношении налогового планирования с учетом международных тенденций?
— Клиентам надо сделать выбор: игнорировать реальность либо жить по правилам. Конечно же, четкое соблюдение всех требований и приведение в соответствие с ними структуры своей компании может оказаться затратным процессом, но такие шаги необходимы, если компания намерена продолжать работать и иметь уверенность в завтрашнем дне.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…