— Чем запомнился этот год в сфере энергетики, в частности на рынке электроэнергии?
— В 2015 год мы вошли в условиях чрезвычайного положения на рынке электрической энергии, которое было введено еще в августе 2014 года. Экстренные меры были нацелены на обеспечение надежной и стабильной работы объединенной энергетической системы Украины, предотвращение аварийных ситуаций и повреждений электроэнергетических установок. На это время регулятор и профильное министерство, а также ГП «Энергорынок» наделялись широкими полномочиями. Это означало возможность ручного регулирования на рынке, что мы, по сути, и получили, когда несколько раз в начале года Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) снижала «зеленые» тарифы для производителей электроэнергии из возобновляемых источников энергии. Помимо этого, с сентября 2014 года по январь 2015-го «зеленые» тарифы не индексировались относительно официального курса евро к гривне. Такие действия регулятора повлекли ряд исков со стороны инвесторов, и в итоге в июле 2015 года НКРЭКУ решила выплатить компенсацию недополученных средств производителям электроэнергии из возобновляемых источников.
— То есть, по сути, государство занималось в большинстве случаев «гашением» текущих проблем. А были ли предприняты какие-то серьезные шаги по реформированию отрасли?
— Действительно, на рынке было сложное положение — дефицит угля и, как следствие, дефицит электроэнергии, ситуация с Крымом и АТО, где было введено особое регулирование отношений в сфере электроэнергетики. Но, несмотря на это, государство предпринимало и активные действия по реформированию рынка электроэнергии.
Так, во исполнение своих обязательств по имплементации актов Энергетического сообщества в сфере Третьего энергопакета был разработан законопроект «О рынке электрической энергии». Отметим, что проект является одним из трех базовых, которые должны быть приняты в этом году наряду с Законом Украины «О рынке природного газа» (введен в действие с 1 октября 2015 года) и «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг». Обязательства Украины по имплементации актов Энергетического сообщества были также подтверждены в Соглашении об ассоциации. Добавлю, что усиление независимости регулятора путем принятия отдельного закона о нем, принятие вторичного законодательства во исполнение нового Закона «О рынке природного газа», а также адаптация Закона «О рынке электрической энергии» к положениям Третьего энергопакета являются условием для получения Украиной второго и третьего траншей в рамках 1,8 млрд евро макрофинансовой помощи от МВФ.
— Расскажите более подробно о законопроекте о рынке электроэнергии.
— Министерство энергетики и угольной промышленности подготовило в этом году законопроект «О рынке электроэнергии», в разработке которого активно принимало Энергетическое сообщество.
В 2013 году уже был принят Закон «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины». При этом, несмотря на то что данный Закон уже предусматривал переход от действующей модели единого покупателя к рынку прямых договоров, продвижений в реформировании рынка практически не было. Оба документа предусматривают, что полноценно рынок должен заработать с 1 июля 2017 года. Законопроект министерства предусматривает следующие сегменты рынка: двухсторонние договоры, рынок «на сутки вперед», внутренне суточный рынок, балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг.
Целью законопроекта также является недискриминационный доступ к рынку электроэнергии, в том числе к электросетям. У потребителя возникнет возможность свободно поменять поставщика. Кроме того, ожидается, что рыночные цены будут стимулировать компании инвестировать в модернизацию, уменьшая расходы на себестоимость, и, соответственно, больше зарабатывать, что даст импульс развитию частной генерации. Важно отметить, что на первом этапе возможны трудности в работе новой модели энергорынка: его участникам нужно будет уметь правильно предсказать объем потребления электроэнергии, нужной предприятию, а также определить, закупать ли сразу весь объем по прямым договорам либо же докупать потом уже недостающий объем на других сегментах рынка.
— Как в законопроекте «О рынке электрической энергии» решается вопрос с «зеленым» тарифом?
— Дискуссионным вопросом является определение гарантированного покупателя, который будет покупать электроэнергию по «зеленому» тарифу у производителей из возобновляемых источников энергии. Так, по рекомендациям Секретариата Энергетического сообщества, электропоставщики обязаны покупать всю «зеленую» электроэнергию пропорционально объемам своей поставки. В то же время существует позиция, которая закреплена в действующем Законе Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины»: за «зеленую» энергию платить должны крупные ГЭС и АЭС. Но считается, что эта концепция искажает конкуренцию.
Еще один спорный вопрос связан с ответственностью за так называемые небалансы. Согласно законопроекту, производители по «зеленому» тарифу должны платить компенсацию за отклонение фактических объемов отпуска электроэнергии от их суточных графиков отпуска электрической энергии. Это требование касается производителей электроэнергии из солнечной и энергии ветра. Позиция министерства энергетики и Энергетического сообщества на сегодня такова, что ответственность за небалансы должна быть в любом случае, но есть вероятность, что размер ответственности уменьшат либо же отодвинут сроки. Основной аргумент в пользу производителей заключается в том, что на сегодня в Украине нет специализированной техники и аппаратуры, позволяющей предсказывать прогноз погоды с такой же точностью, как во многих европейских странах. Нельзя не упомянуть о принятии в этом году Закона № 514-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии», который привел тарифы на солнечную энергию к экономически обоснованным и самое главное — отменил обязательное требование местной составляющей, преобразовав его в бонус для тех инвесторов, которые используют украинское оборудование.
— Как вы оцениваете инвестиционный потенциал отрасли?
— Летом этого года было объявлено о приватизации ряда предприятий в энергетике. В октябре сроки приватизации перенесли с 2015-го на 2016 год. На наш взгляд, несмотря на устаревшую инфраструктуру, активы энергокомпаний будут интересны инвесторам именно в контексте реформирования рынка и возможности работать по прозрачным и понятным правилам.
Также продолжается работа над интеграцией объединенной энергосистемы (ОЭС) Украины в европейскую энергосистему и приведению условий работы ОЭС в соответствие с требованиями ENTSO-E. Вероятнее всего, это произойдет к 2020 году. Ожидается, что после реализации данного проекта экспорт электричества увеличится в несколько раз. Следствием синхронизации украинской и европейской энергосистем будет приход европейских энергетических операторов, реализация совместных инфраструктурных проектов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…