Каждый год Украина прилагает максимум усилий для улучшения своих позиций в ежегодном отчете исследования группы Всемирного банка Doing Business, надеясь на улучшение инвестиционного климата и приток капитала в случае достижения высоких результатов.
4 марта 2015 года распоряжением Кабинета Министров Украины (КМУ) был утвержден План мероприятий по выполнению Программы деятельности КМУ и Стратегии устойчивого развития «Украина-2020» в 2015 году.
Одна из приоритетных задач правительства в этом ключе — обеспечение существенного улучшения условий ведения бизнеса на территории Украины по тем направлениям, которые учитываются Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией при составлении рейтинга Doing Business, а стратегическая цель — вхождение Украины в ведущую двадцатку.
Данное мероприятие включало в том числе совершенствование процедуры банкротства с учетом практики применения законодательства по вопросам банкротства для решения проблемных вопросов в работе арбитражного управляющего, хозяйственных судов, защиты интересов кредиторов и должников.
Отправная точка
Согласно данным презентованного в октябре 2014 года отчета Всемирного банка Doing Business-2015, Украина заняла 141-ю позицию из 189 по показателю «Разрешение неплатежеспособности». Данный раздел рассматривает временные и финансовые затраты, связанные с процедурами банкротства, а также коэффициент взыскания долга с неплатежеспособной компании.
Следовательно, именно 141-я позиция стала отправной точкой для усовершенствования процедуры банкротства.
В течение 2015 года в прессе не раз звучали заявления представителей власти о том, что принятие того или иного закона позволит Украине подняться на 50 и более отметок в разделе «Разрешение неплатежеспособности».
Инициативы выражались в том числе в законопроектах № 2679 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно улучшения бизнес-климата на Украине)», № 2382 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных правовых аспектов улучшения позиций Украины в рейтинге Doing Business». Однако, как и многие другие проекты, документы так и остались инициативами.
В 2015 году в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» изменения вносились всего один раз — на основании Закона Украины от 14 мая 2015 года, направленного на стабилизацию финансового положения НАК «Нафтогаз Украины».
Как результат, 27 октября 2015 года Всемирный банк обнародовал очередной рейтинг Doing Business-2016, согласно которому Украина улучшила свои показатели в целом по сравнению с прошлогодними результатами, но осталась на том же 141-м месте в разделе «Разрешение неплатежеспособности».
На позицию в рейтинге не смогла повлиять даже Рабочая группа по вопросам усовершенствования законодательства в сфере банкротства, созданная приказом Министерства юстиции Украины от 27 августа 2014 года, в состав которой вошли представители центральных органов государственной власти и специалисты по банкротству.
Отметим, что позиция государства в сфере разрешения неплатежеспособности определяется по следующим индикаторам:
— коэффициенту возврата средств, то есть сколько центов на доллар удается взыскать кредитору;
— среднему времени на ликвидацию;
— средним затратам на процедуру банкротства;
— конечному исходу процесса (ликвидация и продажа активов или продолжение функционирования предприятия);
— эффективности нормативно-правовой базы, регулирующей открытие производства по делу о банкротстве, управление имуществом, процедуру реорганизации и участие кредиторов.
По большей части показателей результаты Украины в несколько раз ниже результатов стран Европы и Центральной Азии. Позитивные оценки эксперты Всемирного банка дали по индексу открытия производства по делу о неплатежеспособности (наличие у кредитора права инициировать дело о реорганизации или ликвидации), а также по критериям отнесения должника к неплатежеспособным и по индексу управления имуществом, который включает в себя условия продолжения или аннулирования контрактов должника после открытия производства по делу о банкротстве, положения законодательства, позволяющие избежать преференциальных контрактов или трансакций с заниженной стоимостью, и наконец, возможность получения кредита после возбуждения дела о несостоятельности.
Почти не изменился для Украины и показатель «передового рубежа» разрешения неплатежеспособности (отображающий удаленность каждой страны от наилучшего результата по всем 189 странам).
Из указанного выше перечня индикаторов следует, что для улучшения позиций Украины в разделе «Разрешение неплатежеспособности» рейтинга Всемирного банка следует не столько менять саму процедуру восстановления платежеспособности, сколько работать над усовершенствованием механизмов ее реализации.
Сдвинуться с места
Как известно, действующая редакция Закона о банкротстве позволяет кредитору или самому должнику инициировать процедуру досудебной санации, в процессе которой стороны совместно переходят в особенный, предусмотренный законом режим, позволяющий в результате восстановить платежеспособность предприятия и предотвратить банкротство.
Однако поиск по Единому государственному реестру судебных решений показывает, что процент подобных дел (об утверждении плана досудебной санации) намного ниже, чем «классических» дел о банкротстве. Кредиторы и должники не всегда находят общий интерес в инициировании санации до открытия производства по делу о банкротстве. Хотя вывести предприятие из-под угрозы банкротства, используя данную процедуру, намного проще и реальнее, чем «спасать» компанию в обычной процедуре санации.
Отмечается крайне низкий для Украины коэффициент возврата средств кредиторам: в 4,6 раза ниже среднего по Европе и Центральной Азии и в 8,7 раз ниже, чем странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Отечественная процедура банкротства редко удовлетворяет требования кредиторов — она скорее позволяет должнику сбросить балласт. В большинстве случаев к моменту открытия производства по делу о банкротстве стоимость активов должника оказывается минимальной и не позволяет удовлетворить требования даже одного крупного кредитора. Кроме того, при реализации имущества в процессе ликвидации его стоимость, как правило, не соответствует реальным рыночным ценах, в результате чего кредиторы получают лишь часть той суммы, на которую рассчитывали.
Нельзя назвать удовлетворительным и соблюдение сроков банкротства в нашей стране. Несмотря на установленные действующим законодательством рамки (115 дней + 2 месяца — для процедуры распоряжения имуществом, 6 месяцев +12 месяцев — для санации и 12 месяцев — для ликвидации), на практике дела о банкротстве тянутся годами, что также негативно сказывается на интересах кредиторов: инфляция съедает долг, имущество обесценивается, а кредиторы все это время вынуждены нести издержки по сопровождению дел о банкротстве (участие представителей, подготовка документов, оспаривание неправомерных решений субъектов властных полномочий и пр.).
Таким образом, несмотря на далеко идущие планы Украины в отношении рейтинга Всемирного банка Doing Business, сдвинуться с мертвой точки в разделе «Разрешение неплатежеспособности» так и не удалось. Остается надеяться, что изменения в Закон о банкротстве не были внесены в силу необходимости их детальной проработки, и в 2016 году они все же будут реализованы, а процедура банкротства — усовершенствована.
РУДНИК Инна — юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры», г. Киев
Языком цифр
Марьяна САЕНКО, юрист ЮФ «Астерс»
За последние несколько лет рейтинг Украины по индикатору «закрытие бизнеса» в рамках Doing Business практически не сдвинулся с мертвой точки. Так, законодательная реформа в сфере банкротства 2011–2013 годов привела к повышению позиции страны всего на четыре пункта. При этом ряд ключевых показателей практически не был улучшен. Говоря языком цифр, речь идет в первую очередь о крайне низких показателях затрат времени (2,9 года) и финансовых ресурсов (42 % от стоимости активов), а также о самом низком в регионе индексе возврата средств в случае дефолта — 8,3 цента к 1 доллару США.
По мнению правительства, законопроект № 3163, недавно включенный в повестку дня Верховного Совета Рады Украины, может существенно улучшить вышеописанную ситуацию. Однако, исходя из содержания документа, а также схожего законопроекта, внесенного на рассмотрение депутатом Иванчуком, к такого рода прогнозам следует относиться очень критически. Несмотря на довольно большой объем актуальных изменений, в законопроектах не был учтен ряд прогрессивных и действенных инициатив, направленных на дерегуляцию профессиональной деятельности арбитражных управляющих. Среди таких инициатив можно выделить, к примеру, передачу некоторых контрольных полномочий Минюста самоуправляемым организациям, а также усиление роли таких организаций в целом.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…