На фоне падения мировых цен на нефть и обострения отношений с РФ в Украине основное внимание сосредоточено на вопросах энергетической безопасности и на процессе либерализации газового рынка. Необходимость реформирования газового сектора в Украине обусловлена такими факторами, как обеспечение функционирования и развития нефтегазового комплекса и, что немаловажно, его модернизации, удовлетворение потребностей промышленных и бытовых потребителей в топливно-энергетических ресурсах, а также установление рыночных цен и экономически обоснованных тарифов на такие ресурсы. Последний фактор в свою очередь позволит не только развивать нефтегазовую индустрию, но и внедрять энергосберегающие технологии и более эффективный подход к использованию энергоресурсов, что давно является нормой в экономически развитых странах.
Согласно статистическим данным, за 2014–2015 годы Украина потребила больше газа, чем развитые европейские страны, такие как Франция, Испания и Польша. При этом большая часть внутреннего потребления газа в Украине идет на удовлетворение потребностей населения, что свидетельствует о неэффективном использовании топливно-энергетического ресурса.
Дальнейшее развитие рынка природного газа Украины невозможно без создания прозрачных и понятных для потребителей и инвесторов правил и условий, призванных повысить конкурентоспособность на рынке и предоставить дополнительные стимулы для привлечения в Украину иностранных инвесторов и газодобывающих компаний.
«Новый» рынок газа
1 октября 2015 года вступили в силу основные положения Закона Украины «О рынке природного газа» (Закон о рынке газа), основной целью которого является создание эффективной конкурентной среды на рынке природного газа Украины и его интеграция с рынками природного газа государств — членов Европейского энергетического сообщества, в том числе путем создания региональных рынков газа, обеспечения открытого доступа к рынку газа всех субъектов и потребителей.
Положения указанного закона были разработаны совместно с Секретариатом Энергетического сообщества для имплементации в законодательство Украины положений так называемого Третьего энергетического пакета ЕС, что является обязательством Украины как страны — члена Энергетического сообщества. Имплементация положений Третьего энергетического пакета и интеграция газового рынка Украины предоставит возможность любой украинской или иностранной компании приобрести газ для собственных нужд у независимого продавца и получить доступ к транзитным возможностям ГТС Украины.
Однако для того, чтобы Закон о рынке газа стал действенным механизмом, правительству и Национальной комиссии, осуществяющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) предстоит принять целый ряд мер по внедрению правил поставок и транспортировки газа, функционирования ГТС Украины и методологии установления и расчета тарифа на транспортировку природного газа, а также завершить реформу ценообразования на рынке газа, что послужит стимулом к привлечению инвестиционного ресурса.
Часть нормативно-правовых документов, необходимых для имплементации Закона о рынке газа, были приняты НКРЭКУ 29 сентября 2015 года. Это, в частности, постановления «Об утверждении Методики определения и расчета тарифов на услуги по транспортировке природного газа для точек входа и точек выхода на основании многолетнего стимулирующего регулирования», «Об утверждении Кодекса газотранспортной системы», «Об утверждении Кодекса газораспределительных систем», «Об утверждении Правил поставки природного газа», «Об утверждении Кодекса газохранилищ», об утверждении типовых договоров поставки природного газа поставщиком «последней надежды» и поставки природного газа бытовым потребителям, об утверждении типовых договоров распределения, транспортировки и хранения природного газа.
В октябре 2015 года Кабинет Министров Украины также внес ряд законопроектов, направленных на имплементацию Закона о рынке газа, и, таким образом, принятие дальнейших нормативно-правовых актов по реформированию рынка природного газа в Украине ожидается в 2016 году.
Реформирование НАК «Нафтогаз Украины»
Отдельным актуальным на сегодня вопросом для газового рынка Украины остается реформирование НАК «Нафтогаз Украины», как в части корпоративного управления, так и в вопросах разделения бизнеса по добыче/продаже газа и транспортировке.
И если в решении первого вопроса были достигнуты определенные успехи: в октябре 2015 года КМУ одобрил план корпоративного управления НАК «Нафтогаз Украины», что позволило последнему получить кредит ЕБРР на общую сумму 300 млн евро, то вопрос «отделения» на 100 % принадлежащего Нафтогазу ПАО «Укртрансгаз» остается открытым.
Дальнейшие реформы
Проблемным вопросом остается и отечественная газодобыча, которая в предыдущие годы постоянно росла, а в 2015 году снизилась. Газодобытчики, в частности, сетуют на высокие рентные платежи, установленные с 2014 года.
В этой связи необходимо отметить правительственный законопроект № 2352а, согласно которому с октября 2015 года предлагается снизить рентные ставки на добычу газа с 55 % для месторождений, глубина которых меньше 5000 м, и 28 % для месторождений, глубина которых превышает 5000 м, до 29 % и 14 % соответственно. Кроме того, Министерство энергетики и угольной промышленности предлагает и далее уменьшать рентные ставки до уровня 20 % и 10 % соответственно, а также ввести надбавку к налогу на прибыль в размере 15 % в качестве компенсатора. При таких условиях объем добычи природного газа в 2016 году и в дальнейшем может существенно увеличиваться.
Кроме того, 15 октября 2015 года был зарегистрирован подготовленный КМУ законопроект № 3325 относительно внедрения новой модели рынка природного газа. Документ направлен в первую очередь на приведение ряда законов в энергетической сфере в соответствие с положениями Закона о рынке газа с целью устранения коллизий. Также указанным законопроектом закрепляется требование организационной и юридической независимости операторов газораспределительной системы (ГРС) от других видов деятельности, не связанных с распределением природного газа, установление прозрачных правил по доступу к ГТС, ГРС, газохранилищу или LNG и правил по обеспечению надлежащего обслуживания и модернизации сетей и ответственности за их нарушение (например, отказ в доступе к сетям).
К чему идем
Результатом имплементации положений Закона о рынке газа и вышеуказанных нормативно-правовых актов, направленных на реформирование рынка природного газа Украины, станет в первую очередь обеспечение энергетической безопасности Украины и создание конкурентных условий на энергетическом рынке. Свободный доступ к ГТС Украины и европейским газовым рынкам позволит обеспечивать поставки газа от газотрейдеров как в Украине, так и в странах Энергетического сообщества (в том числе и на европейских хабах TTF, GASPOOL и NCG).
Ожидается и повышение эффективности ГТС Украины. Сегодня она работает в основном для транспортировки газа из России в Украину и Европу, а также для внутреннего рынка. Единство европейских и украинского рынков природного газа в перспективе может обеспечить загрузку мощностей ГТС Украины для транспортировки газа внутри ЕС (например, в Центральную и Западную Европу из Румынии), а также в Молдову и Болгарию.
За счет привлечения инвестиций, в том числе и иностранных инвесторов, заинтересованных в работе на украинском рынке, должна быть произведена модернизация ГТС и подземных хранилищ газа в Украине. А интеграция украинского рынка с рынками членов Энергетического сообщества позволит использовать в рамках европейской системы хранения газа мощности украинских ПХГ, которые являются одними из крупнейших в Европе.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…