— Какие проблемы, по вашему мнению, сегодня больше всего волнуют фармацевтические компании?
— К сожалению, «визитной карточкой» нашей страны уже давно стали проблемы взаимоотношений с государственными органами, препятствующие ведению бизнеса.
Традиционно общие экономические проблемы отягощаются коррупцией, а часто и банальным непрофессионализмом и невежеством чиновников. Многие согласны с тем, что после двух лет «словесных» реформ, несмотря на все заявления и прокламации со стороны руководства государства, слабо ощущаются любые изменения к лучшему.
Если составить хит-парад преград в работе на фармацевтическом рынке, то возглавит его, по нашему мнению, Государственная фискальная служба Украины. Тут изменения даже не стартовали. Традиционно господствует стратегия искажения закона в пользу бюджета.
«Серебро» в хит-параде достанется Антимонопольному комитету Украины (АМКУ). До последних перестановок Комитет вел активное наступление на все составляющие фармацевтического рынка. Святой целью снижения цен на лекарства оправдывалось все: от попыток заставить аптеки отказаться от маркетинговых договоров с производителями до обвинений всех и вся в антиконкурентном сговоре.
Третье место, на наш взгляд, займет Министерство здравоохранения (МОЗ) Украины. Если первые два госоргана совершают активные, но необоснованные и контрпродуктивные действия, то основные претензии к МОЗ и связанным с ним учреждениям — это их бездействие. Пробуксовывают почти все процедуры Минздрава, а о тендерах для госучреждений вообще лучше не вспоминать.
— Неужели нет света в конце тоннеля?
— Почему же, есть. Несмотря на активное нежелание налоговых органов изменить практику работы с бизнесом, произошло существенное изменение в подходах к решению налоговых дел в административных судах. Сегодня суды становятся неким фильтром, не пропускающим большинство неадекватных, а иногда и откровенно незаконных решений налоговой.
Важно, что налоговые органы и сами не желают лишний раз подвергаться критике. Последние споры с налоговыми органами относительно представительств иностранных фармацевтических компаний мы выиграли на этапе обжалования и рассмотрения внутри самой налоговой — по административной процедуре. Важную роль при этом сыграло привлечение бизнес-ассоциаций, посольств, общественности. Вынесенные «на свет» действия налоговых органов часто выглядят совсем непривлекательно. Следовательно, налоговая сама пытается «замять» скандал и не вспоминать о нем.
К сожалению, пока мы постоянно играем с фискальной службой в эту игру и не видим кардинальных изменений в ее политике. Налоговики признают свои ошибки, но только в отдельных делах, и не замечают, что ошибки системные. Год начался с совершенно необоснованных (то есть незаконных) попыток обложения налогом на добавленную стоимость платежей за рекламу лекарств от нерезидентов, а заканчивается волной неадекватных (но массированных) нападений на представительства фармацевтических компаний. Уже шесть атак отражено, но волна не утихает. Тенденция…
Интересное развитие событий и в АМКУ. Пришло новое руководство, начался активный диалог. По крайней мере, идет обмен мнениями. Однако, опять же, верхушка сменилась, а «средний менеджмент» остался прежним. И именно на уровне исполнителей нас не слышат. Это может означать очередные рецидивы в будущем, ведь самые лучшие решения можно испортить «правильным» исполнением.
— Насколько взвешенную, на ваш взгляд, позицию занял АМКУ относительно маркетинговых договоров производителей с аптеками?
— Это вообще отдельная и очень показательная для нашей страны история. Едва ли не впервые, по крайней мере на фармацевтическом рынке, АМКУ в своих рекомендациях относительно маркетинговых договоров публично расписался в незаконности своих действий. В рекомендациях не было ни одного намека на наличие нарушений антимонопольного законодательства (если не учитывать туманные обороты о том, что что-то «может к чему-то привести»). Более того, регулятор рекомендовал субъектам хозяйствования фактически отказаться от зарабатывания денег и установить цены на уровне себестоимости оказания маркетинговых услуг.
Тем интереснее нам показалась реакция рынка, а также других государственных органов. Рынок испугался, потому что не верил в возможность эффективной борьбы с чиновничьим произволом. Профильное министерство сделало вид, что оно здесь не при чем. Сам же АМКУ, уже после «перезагрузки», официально отказался отозвать волюнтаристский документ. Конец представления.
Впрочем, самое интересное, как всегда, осталось за кулисами официальных действий. Ведь борьба велась с поднятием цен на лекарства. АМКУ был использован как таран в тщетных попытках хоть как-то «повлиять» на ситуацию. И проблемы здесь более глубокие, поскольку касаются отношений государства и бизнеса. Общие экономические проблемы (обвал национальной валюты) у нас в очередной раз попытались решить за счет бизнеса. При этом никто даже не попробовал разобраться, действительно ли маркетинговые договоры влияют на цены (ведь 80 % цены — это отпускная цена производителя), что будет с бизнесом, если их запретить (исчезнут отдельные дорогие, но эффективные лекарства, аптеки останутся без существенного и едва ли не единственного источника дохода). Зато попытались по старой привычке рубануть «с плеча» и посмотреть, что получится.
— В каких юридических услугах сейчас заинтересованы фармацевтические компании?
— Есть ряд стандартных услуг, актуальность которых не падает. Это помощь в регистрации лекарственных средств, ценообразовании, согласование сложных взаимоотношений между украинскими дистрибьюторами и иностранными производителями, сопровождение клинических испытаний, проверка творческих идей маркетологов при продвижении лекарственных средств и др.
Продажи иностранных лекарственных средств уменьшаются, и украинские отделения иностранных компаний начинают искать альтернативные способы удержания позиций на рынке. 2015-й удивил нас постепенным переходом к гривне при расчетах между производителями и дистрибьюторами даже во внешнеэкономических договорах. Фармацевтические компании уже готовы фиксировать цены в гривнах без любой привязки к доллару или евро, а другие вообще структурируют расчеты таким образом, чтобы дистрибьютор мог осуществлять оплату в гривне за рубеж. Благодаря законодательству такие тенденции можно успешно реализовать.
Экономический кризис повлиял и на способ продвижения лекарственных средств. В этом году продолжилась тенденция к сокращению количества медицинских представителей, и, как результат, компании вынуждены искать альтернативные способы продвижения. Очевидно, что действительность требует от компаний решительных действий за небольшие деньги. Актуальность приобретают идеи, которые ранее не воспринимались фармрынком. Это — телефонные звонки врачам, рассылка электронных писем и, конечно, СМС. На первый взгляд, такая промоция вызывает много вопросов, но юристам необходимо балансировать между защитой и креативом. Соответственно, такой способ будет широко применяться в 2016 году.
Иногда материнские компании решают сохранить ценные кадры украинских подразделений и расширяют их круг ответственности путем экспансии украинского офиса на другие постсоветские государства. Еще в 2008 году мы предвидели эту тенденцию и стали предоставлять полный спектр юридических услуг в этих государствах.
Продолжается постепенная трансформация некоммерческих представительств в ООО, и мы по-прежнему остаемся лидером реализации такого преобразования украинских фармподразделений. Стоит отметить спад в процессе создания торговых компаний. Это объясняется нестабильной ситуацией и новой тенденцией к торговле в гривне.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…