В англосаксонской правовой семье существует такое понятие — Black Letter law. Им обозначаются сферы практики, в которых нет никаких юридических пробелов, все предельно просто и понятно. Разумеется, в Украине таких сфер нет. Время от времени то законодатель, то суд могут внезапно озадачить бизнес, а в некоторых случаях и друг друга.
Совершенной terra incognita для законодателя является индустрия информационных технологий. Нет, разумеется, законом давно определено, что такое ЭВМ. Где-то даже слово Интернет встречается.
А помните, как в детстве на футбольное поле во дворе приходили хулиганы и настойчиво предлагали сыграть с ними в футбол? Играть в футбол они не умели, но умели отлично плевать между зубами, громко нецензурно ругаться и двинуть локтем в печень при случае. Когда всем такой футбол надоедал, хулиганы предлагали самым смелым из нас покурить за гаражами.
В украинском хай-тек происходит нечто очень похожее. Много лет назад математик получил у ICANN права управлять украинским доменным пространством. Первый «ботаник» вернулся из Силиконовой долины и начал писать код для своего бывшего работодателя уже в другом статусе. Начавшаяся с непонятных слов, смешных растянутых свитеров индустрия высоких технологий сегодня по разным оценкам составляет от 3 до 10 % ВВП.
Все это время ни один украинский чиновник не пытался установить регулируемые цены на доступ к Интернету или нормы выработки кода. Именно благодаря непониманию происходящего индустрия и смогла окрепнуть. Только в последние годы государство решило протянуть свою руку IТ-шникам. Пока назвать эту руку рукой помощи нельзя даже с натяжкой. Но обо всем по порядку.
Министерство глупых походок
В правительстве и в парламенте масса представителей хай-тек. Это отличный тренд. Но некоторые из них, к сожалению, заигрываются в политику, считая, что необходимо создать Министерство информационных технологий.
Что в этом плохого? Если кратко, то плохо все. Государство — неэффективный управленец. Доверить государству, в котором большинство чиновников работают на собственных компьютерах со скачанным с торрентов программным обеспечением, регулирование отрасли IТ как минимум страшно. Только недавно законодатели определились с тем, что считать конечным пользованием программного обеспечения (software end use), а что — передачей прав и поправили наконец определение роялти в Налоговом кодексе. Сейчас даже боязно откашляться и сообщить законодателям, что софт переходит в облака и определение роялти, видимо, снова придется переписывать.
Но в предложении создать Министерство есть и позитив. Наглядный пример — Израиль, там в правительстве есть должность CTO (Chief Technology Officer). В его обязанности входит государственная политика по внедрению софта в государственных органах. Скажем, в Киеве (пример сугубо гипотетический) строят электронное правительство на базе MS SharePoint, а во Львове решили приобрести готовую платформу, разработанную на базе open source решений, у эстонцев. Так вот, задачей СТО является недопущение ситуаций, когда софт будет несовместим друг с другом.
В сухом остатке — да, СТО для государственных органов, безусловно, нужен, а вот министерство — нет, не нужно.
Электронная коммерция
Где-то за океаном Amazon тестирует доставку товара дронами. А в Украине, которая по уровню развития находится на расстоянии всего 100 лет от США, разгорелись нешуточные споры о необходимости интернет-магазинам иметь РРО.
Но шутки в сторону, мы все серьезные люди. В этом году был наконец принят закон об электронной коммерции. Текст закона и процесс его принятия очень не свойственны украинскому правотворчеству, потому тут есть о чем рассказать.
Из хорошего: текст закона готовился представителями интернет-сообщества, а депутаты лишь лоббировали его принятие. Закон написан очень необычным, живым языком, без терминов вроде «оператор ЭВМ». Потому он как минимум не воспринимается смешно бизнесом.
С принятием закона интернет-торговля моментально переместилась из серой зоны в белую. При этом добросовестным торговцам не придется ничего существенно изменять для того, чтобы получить преимущества от закона. Иными словами, закон решил проблемы магазинов, не создав при этом других, более серьезных проблем.
Из плохого: конечно, закон не идеален, и этого не скрывают сами разработчики. Закон находился на согласовании различных государственных органов несколько лет. За это время от него отсекли массу положений, которые было проще отсечь, чем бесконечно обсуждать. Например, в законе нет ни слова об электронных деньгах. Самое плохое, что одновременно с такой длительной процедурой обсуждения прогресс, конечно же, стоял в стороне и ждал, пока каждый украинский чиновник оправдает свое существование очередным замечанием к тексту закона.
В результате мы получили отличный закон. Пусть не вовремя, пусть не идеальный, но все же получили. Теперь можно в спокойном режиме исправить в нем недочеты.
Стартапы
Из хорошего: несколько месяцев назад компания Snapchat купила одесскую компанию Looksery за 140 млн долл. США. Месяцем ранее Oracle купил компанию с днепропетровскими корнями Maxymiser. В этом году, несмотря ни на что, в украинские проекты хай-тек приходили длинные деньги. Как от местных ангельских инвесторов, так и от зарубежных венчурных фондов и стратегических инвесторов.
Развитие IТ-аутсорсинга, естественно, стало логическим шагом к образованию качественных стартапов. За последние несколько лет в Украине появились и умные деньги, которые смогли обеспечить финансирование некоторых стартапов на ранней стадии. Так хорошие программисты, настойчивые инвесторы и неразвитое законодательство сделали Украину привлекательной страной для появления хай-тек-проектов.
Из плохого: за день до публичного объявления сделки в упомянутый выше Maxymiser милиция пришла с обыском. Looksery всей командой перебираются в США. Чуть позднее стало известно, что вся команда днепропетровской компании 908.vc уезжает в Польшу.
Причины этого самого «плохого» напрочь перечеркивают достижения «хорошего». Обыски в IТ-компаниях — это лишь для Украины нормальная ситуация. Любой обыск в любом из офисов компании, торгующейся на NYSE (например, Luxoft) — это моментально статья на Bloomberg со всеми вытекающими.
Еще в феврале этого года в Уголовный процессуальный кодекс были внесены изменения, согласно которым проводить изъятие серверов и компьютеров можно только если на них есть физические следы преступления. Если же правоохранительные органы интересует информация, то ее необходимо копировать вместо того, чтобы изымать носители этой самой информации.
Но за девять месяцев, видимо, правоохранительные органы не успели вклеить изменения в свои потрепанные кодексы. Только в последние дни мы стали слышать жалобы от следователей, что судьи стали отказывать в санкции на изъятие.
Наверное, я не открою страшную тайну, если скажу, что ни одно изъятие компьютеров и серверов в Украине еще не было направлено на получение доказательств. Это банальное законное вымогательство. Иначе мы бы видели массу обвинительных приговоров, в основу которых была бы положена полученная с изъятой техники информация.
Мы — не США и не Израиль, мы даже не Эстония. У нас к бизнесу государство относится, как к врагу. Потому отрасль хай-тек развивается у нас лишь для того, чтобы примкнуть к экосистеме Силиконовой долины или ее аналогу в Израиле, Германии или в той же Польше. Мы не питаем иллюзий в отношении политики государства. Поэтому уверены, что в следующем году все больше проектов получат инвестиции и уедут из Украины. Те же, кто останется, продолжат развиваться вопреки. Надеемся, в следующий раз начнем обзор рынка IТ-2016 со слов «извините, наши прогнозы не сбылись».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…