Неудивительно, что в условиях сложившейся политической и экономической ситуации количество случаев банкротства предприятий всех форм собственности увеличивается.
У всех на слуху ряд громких банкротств учреждений финансовой системы АТ «Дельта Банк», ПАО «ВиЭйБи Банк» и т.д.
Убытки предприятий, понесенные в связи с экономическим кризисом, не оставляют им шансов на дальнейшее существование и единственным возможным вариантом для них является банкротство.
К сожалению, на принятии решения о банкротстве все беды руководителей и собственников не заканчиваются, ведь им предстоит пройти достаточно длительную и трудоемкую процедуру банкротства.
Что же такое банкротство и какие основные проблемы существуют при его проведении?
Прежде всего стоит начать с того, что банкротство тесно связано с процедурой ликвидации юридического лица. Согласно статье 104 Гражданского кодекса Украины, юридическое лицо прекращается в результате реорганизации или ликвидации, а порядок банкротства устанавливается законом. В данном случае отсылочная норма говорит о Законе Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон).
Субъект хозяйствования может быть признан судом банкротом в случае недостаточности его имущества для удовлетворения требований кредиторов.
Следует учитывать, что, согласно статье 95 Закона, обязательным условием обращения в суд для признания предприятия банкротом является соблюдение должником порядка ликвидации юридического лица.
Сняться с учета
Поскольку государственное регулирование в вопросах прекращения юридического лица занимает значимое место, у наших клиентов нередко возникают проблемы в процессе снятия с учета в контролирующих органах, поэтому считаю необходимым остановиться на этом этапе процедуры банкротства подробнее.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Закон о регистрации) суд, который принял решение о возбуждении производства в деле о банкротстве юридического лица, о проведении санации должника и назначении управляющего санацией, о признании юридического лица банкротом и открытии ликвидационной процедуры, должен направить такое решение государственному регистратору.
Далее государственный регистратор обязан оповестить органы статистики, доходов и сборов, Пенсионного фонда Украины, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, фондов социального страхования и соответствующие органы лицензирования о внесении в ЕГР записи о судебном решении, о начале производства о признании юрлица банкротом.
Уведомление о принятии решения о банкротстве служит сигналом для некоторых государственных органов к началу проведения внеплановой документальной проверки.
Таким образом, получение справок от соответствующих органов напрямую зависит от работы государственного регистратора и поданных ему документов.
Действия контролирующих органов после получения оповещения кратко можно изложить следующим образом.
Согласно пункту 11.5 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 9 декабря 2011 года № 1588 (Порядок), если контролирующий орган получил документ (сведения) о судебных решениях или сведения из ЕГР относительно принятого судом решения о возбуждении производства по делу о банкротстве или признании банкротом налогоплательщика, он должен принять решение о проведении/непроведении документальной внеплановой проверки налогоплательщика.
Результатом проведения проверки в случае отсутствия задолженности по уплате налогов и сборов должна стать выдача справки по форме № 22-ОПП.
Если же такие возражения есть, контролирующий орган выдает справку по форме № 27-ОПП. В таком случае необходимо помнить, что возражения должны быть аргументированы.
Следует учитывать, что, согласно Закону Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с проведением административной реформы», с 1 октября 2013 года функции администрирования единого социального взноса переданы органам Министерства доходов и сборов, реорганизованному в Государственную фискальную службу.
Таким образом, на сегодня обязанность выдачи справки относительно отсутствия задолженности по единому социальному взносу возложена на Государственную фискальную службу.
Аспекты ее выдачи предусмотрены приказом Министерства финансов Украины от 24 ноября 2014 года № 1162 (Приказ).
Так, в соответствии с разделом IV Приказа в случае получения фискальным органом информации о банкротстве предприятия им проводится внеплановая документальная проверка относительно правильности начисления единого взноса.
После проведения такой проверки составляется акт, на основании которого плательщик осуществляет окончательные расчеты.
После этого фискальный орган составляет справку об отсутствии задолженности по уплате единого взноса по форме № 3-ЕСВ.
При наличии задолженности фискальный орган должен направить уведомление государственному регистратору о невозможности проведения государственной регистрации прекращения юридического лица по форме № 5-ЕСВ.
Таким образом, в случае банкротства предприятия его собственникам и руководителям нужно быть готовыми к проведению контролирующими органами проверок.
Суды говорят
Полезным для использования в аспекте получения вышеупомянутых справок может быть постановление Окружного административного суда г. Киева от 19 августа 2014 года № 826/10147/14, в котором указано: «Налоговый орган в суд не представил доказательств принятия необходимых мер, предусмотренных Порядком № 1588 о проведении внеплановой документальной проверки истца, по результатам которой в случае отсутствия задолженности налогоплательщика и его обособленных подразделений перед бюджетом по уплате платежей, контроль за взиманием которых осуществляют контролирующие органы, предусмотрена выдача справки по форме № 22-ОПП.
Изложенное свидетельствует о бездействии налогового органа по рассмотрению заявления истца № 47 от 14 мая 2010 года, поскольку действующим законодательством определены обязанности контролирующего органа относительно проведения документальной внеплановой проверки или принятия решения о непроведении такой проверки при наличии определенных оснований, но ни одна из них ответчиком не исполнена».
Действия налогового органа в данном споре определены судом как противоправное бездействие.
В нашей практике были ситуации, когда на момент утверждения судом ликвидационного баланса налоговым органом не была проведена проверка. В этом случае судебная практика (постановление Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 29 сентября 2015 года № 904/9382/14) говорит следующее: «Апелляционный суд не соглашается с доводами апеллянта, что невозможность проведения налоговой проверки может быть основанием для отмены определения суда об утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного баланса, ликвидации банкрота и прекращении производства по делу, поскольку запрет хозяйственному суду относительно утверждения отчета ликвидатора и ликвидационного баланса в связи с тем, что не была проведена налоговая проверка должника, не предусмотрен ни Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», ни Хозяйственным процессуальным кодексом Украины… Итак, непроведение налоговой проверки контролирующим органом по субъективным причинам не исключает утверждения хозяйственным судом отчета ликвидатора и ликвидационного баланса, прекращения производства по делу о банкротстве».
Таким образом, как свидетельствует судебная практика, непроведение проверки контролирующими органами в процессе банкротства пре1дприятия не является основанием для прекращения процедуры банкротства как таковой, а действия контролирующих органов в случае непредоставления информации о невозможности проведения такой проверки могут быть определены судом как противоправные.
Экспертное заключение
Если смотреть на процесс банкротства сквозь призму нормативных актов, то все выглядит довольно просто, но в нашей практике бывали прецеденты, когда именно на стадии получения вышеуказанных справок у клиентов возникали проблемы. Поэтому необходимо рассматривать каждый отдельный случай, так как выработать единый подход невозможно. Главное, что может быть рекомендовано для всех без исключения случаев, — это обеспечение контроля на всех стадиях процесса банкротства и выстраивание положительных взаимоотношений с сотрудниками государственных органов, которые, как показывает практика, играют не последнюю роль в процедуре банкротства.
ШЕВЦОВ Олег — юрист МЮК «Александров и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…