Стабильности рады — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (936) » Стабильности рады

Стабильности рады

Налоговая реформа сегодня на устах не только политиков, международных советчиков, представителей бизнеса, но и всего общества. Однако пока процесс находится в стадии обсуждения разработанных документов и их согласования, бизнес живет по установленным правилам, включая новшества конца прошлого года и более свежие точечные корректировки, которых также накопилось немало.

И бизнес, и эксперты в сфере налогового права практически в первые дни после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71-VIII от 28 декабря 2014 года и ряда других «налоговых» законов заговорили об их несовершенстве, несмотря на позитивные отзывы о самой идее внедрения новых механизмов налогового регулирования. Среди наиболее обсуждаемых тем — налоговый компромисс, введение системы электронного администрирования НДС, изменение ставок и порядка взимания единого социального взноса (ЕСВ), налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Кроме того, существенные изменения претерпели и правила трансфертного ценообразования (ТЦО).

 

Трансферт ценообразования

«Усовершенствование» парламентом системы ТЦО породило больше вопросов, чем преференций для бизнеса. Фактически сразу же в парламенте зарегистрировали законопроект, которым в том числе предусматривалось снижение критерия определения операций контролируемыми до 20 млн грн, но приняли его лишь в июне текущего года.

Бизнесу вновь следует готовиться к усилению регулирования в этой сфере, поскольку в начале октября опубликован окончательный пакет мер ОЭСР в рамках реализации плана BEPS (Декларации по борьбе с размыванием налоговой базы). Как поясняет аудитор, партнер, руководитель практики ТЦО Международного правового центра EUCON Лариса Врублевская, из 15 действий, предусмотренных планом, четыре посвящены трансфертному ценообразованию. Подразумевается внесение изменений в основной рекомендательно-методический документ в сфере ТЦО — Рекомендации ОЭСР для налоговых администраций и транснациональных компаний.

«Например, предусматривается ряд требований к составу и структуре документации по контролируемым операциям. Документация должна быть предельно детализирована и должна состоять из основного файла (Master File), представляющего общий обзор бизнеса и природы операций, локального файла (Local File) c информацией о конкретных трансакциях между компаниями и отчета Country-by-Country, который будет подаваться за соответствующий период, начиная с 2016 года», — обращает внимание эксперт.

Такие нормы проекта BEPS должны быть имплементированы в национальное законодательство. Кроме этого, предусмотрены изменения в отношении порядка определения налоговой базы в сделках с нематериальными активами. Г-жа Врублевская также отмечает, что предложено использовать концепцию экономического собственника активов, согласно которой фактический владелец нематериального актива не может претендовать на весь объем дохода от его использования, если другая компания поддерживает, развивает, защищает этот актив. Для операций с сырьевыми товарами предлагается определять стоимость в соответствии с рыночными котировками.

«Кстати, наше законодательство в сфере ТЦО уже сейчас предусматривает такие механизмы определения цены в контролируемых сделках для биржевых товаров. Если характеризовать тенденции в целом, то можно сказать, что следует ожидать усиления контроля за сделками и квалификации операций в соответствии с принципом «превалирования сути над формой». Согласно рекомендациям ОЭСР, сделки в случае несоответствия договорным условиям могут быть переквалифицированы для целей налогообложения», — констатирует г-жа Врублевская.

 

Недоадминистрирование

Если в сфере ТЦО бизнесу следует ориентироваться на новый план ОЭСР, то внедрение такого нового механизма, как система электронного администрирования НДС, носит исключительно национальный и технический характер. И ни для кого не секрет, что у бизнеса возникло с ним множество труд­ностей.

«Ключевой проблемой стал факт массового блокирования контролирующими органами доступа плательщиков налогов к Единому реестру налоговых накладных, причем зачастую в «ручном» режиме. Такие факты объяснялись налоговыми органами «техническими неполадками», — рассказывает партнер ЮФ «Династия» Анна Поддубная. По ее словам, основные причины блокирования доступа — наличие отрицательного баланса на электронных счетах налогоплательщика после обнуления системы, расхождения по НДС с контрагентами, связанные в большинстве случаев с недобросовестностью контрагентов, либо непринятие налоговыми органами сумм корректировок к таким накладным.

«Сам факт обязательности регистрации налоговых накладных привел к массовым злоупотреблениям по отношению к плательщикам налогов. Многочисленные обращения в налоговые органы в порядке административного обжалования таких фактов не давали положительных результатов, вследствие чего суды оказались перегружены исками, связанными с оспариванием таких действий. При этом сотрудники контролирующих органов зачастую забывали о существовании решения Европейского суда по правам человека от 22 января 2009 года по делу «Булвес против Болгарии» в части отсутствия у плательщика налогов обязанности контроля налоговой дисциплины контрагентов, а также о подпункте 56.21 статьи 56 Налогового кодекса Украины относительно принятия решения в пользу плательщика налогов при выявлении обстоятельств, в которых спорная ситуация может быть решена как в пользу налогоплательщика, так и в пользу контролирующего органа», — отмечает г-жа Поддубная.

В то же время, по ее мнению, исправить сложившуюся ситуацию можно с помощью модернизации программного обеспечения, выраженной в устранении конфликтов в графах реестра при регистрации налоговых накладных и расчетах корректировки.

Кроме того, необходимым фактором эффективной работы с Единым реестром налоговых накладных однозначно является соблюдение ГФС Украины как держателя реестра, норм действующего законодательства Украины и практики Европейского суда.

«Игнорирование указанных обстоятельств непременно приведет отечественный бизнес в упадок, поскольку в связи с «обкаткой» системы электронного администрирования НДС плательщики налогов вынуждены изымать денежные средства из оборота предприятия и оплачивать НДС, в том числе по нескольку раз по факту одних и тех же хозяйственных операций», — уверена эксперт.

 

Компромисса не вышло

Еще одним нововведением, с которым столкнулись налогоплательщики в этом году, является институт налогового компромисса. Воспользоваться этим механизмом плательщики могли с 17 января по 16 апреля с.г. К слову, эксперты неоднократно заявляли о том, что применение налогового компромисса за такой период не оправдает себя. Так, согласно официальным данным ГФС, воспользоваться этим механизмом изъявили желание 5119 налогоплательщиков (из них 2236 заявлений касались несогласованных налоговых обязательств, находящихся в процессе обжалования). Компромисс был достигнут в 1511 случаях, закрыто 170 уголовных производств, бюджет получил 138,1 млн грн. В целом по результатам применения процедуры налогового компромисса в бюджет поступило 358,8 млн грн. В то же время ставка делалась на то, что предложенной схемой воспользуются большинство налогоплательщиков, а бюджет получит дополнительно до 3 млрд грн.

Видимо, это и послужило одной из причин непринятия парламентом законопроекта, направленного в том числе и на продление сроков применения налогового компромисса.

Приглашение к диалогу

Экономическая стабильность и улучшение инвестиционного климата во многом зависят от доверия бизнеса к фискальным органам и наличия конструктивного диалога между ними. Но, как показывает практика, несмотря на многочисленные попытки, наладить такой диалог пока не удалось.

По инициативе Государственной фискальной службы Украины при ведомстве создана структура Уполномоченного по вопросам предпринимательства. Это еще один дополнительный инструмент общения по поводу всех предложений, вопросов и жалоб, которые направляются в фискальную службу налогоплательщиками.

С момента начала работы налогового омбудсмена прошло не так уж и много времени, соответственно, пока рано говорить о его эффективности. Но следует отметить, что такой инструмент, возможно, позволит улучшить процедуру административного обжалования и, как следствие, снизить нагрузку на административные суды. Более того, уже рассматриваются варианты привлечения к диалогу представителей административных судов и экспертов с той же целью — с целью снижения нагрузки на суды.

 

Реформе быть?

Один из ключевых элементов реформы, к которому бизнес проявляет особый интерес, — реорганизация Государственной фискальной службы Украины. В этом процессе очень важным представляется как раз административное обжалование решений налоговых органов.

К слову, не дожидаясь правительственного законопроекта о налоговой реформе, на рассмотрение парламента был подан законопроект № 3357, инициаторами которого выступили более 100 народных депутатов. В данном документе уже можно проследить процесс изменения процедуры административного обжалования. Но у экспертов к законопроекту есть ряд замечаний. Так, по мнению Владислава Кочкарова, управляющего партнера ЮК Prove Group, сохранение двухуровневой процедуры обжалования неэффективно. «Мы неоднократно утверждали, что органы фискальной службы и ГФС как центральный орган не способны обеспечить объективное рассмотрение соответствующих жалоб. На протяжении последних нескольких лет решения в пользу плательщиков налогов принимались ГФС в трех-пяти случаях из 100», — отмечает г-н Кочкаров. Более целесообразно, по мнению эксперта, предусмотреть такой способ выхода из конфликта, как достижение компромисса в налоговом споре.

Критике подвергается и предложение относительно полномочий ГФС предоставлять индивидуальные налоговые консультации, в том числе связанные с применением норм права. «На наш взгляд, ГФС не может быть субъектом, определяющим единую правоприменительную практику, так как не является тем органом в системе исполнительной власти, который уполномочен формировать налоговую и таможенную политику. Понимая это, мы предлагаем рассмотреть вопрос о введении исключительной компетенции Минфина на издание обобщающих (индивидуальных) консультаций, а также инициировать создание при данном министерстве экспертного совета, в который могли бы входить представители профильных комитетов Верховной Рады Украины, научного сообщества, фискальной службы, Ассоциации налогоплательщиков Украины и лица, занимающиеся обобщением судебной практики в системе высших специализированных судов. Только коллегиальный подход, по нашему мнению, может обеспечить объективность процессов по формированию правоприменительной практики», — прокомментировал Владислав Кочкаров.

Налоговая реформа, как считает бизнес, не должна ограничиваться механизмом административного обжалования либо полномочиями ГФС. Необходимо обеспечить согласованность действий парламента и правительства в процессе реформы в целом. Но единой концепции относительно того, какой должна быть налоговая реформа, все еще нет, поскольку предложения Министерства финансов для бизнеса во многих аспектах являются неприемлемыми, а профильное министерство не соглашается с целым рядом предложений, разработанных экспертами от бизнеса.

В любом случае, даже если зарегистрированный законопроект и станет основой для работы парламента и правительства в соответствующем направлении, бизнес ожидает в первую очередь существенного реформирования налоговых органов, ликвидации налоговой милиции и непосредственно изменения системы налогообложения.

Но независимо от того, к какому компромиссу придут разработчики реформ (а очередного новогоднего «налогового подарка» нельзя исключить), им надо помнить, что помимо позитивных изменений для бизнеса важно понимание предсказуемости и стабильности налогового законодательства.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

50 ведущих юридических фирм Украины

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

«БРОНЗОВАЯ ЛИГА» ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ 2015 ГОДА

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Экспертный совет

Эксперты Всеукраинской исследовательской программы
«50 ведущих юридических фирм Украины 2015 года»

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Энергетика и природные ресурсы

Инвестфронт

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Судебная практика

Дефицит Фонда

Контактная реформация

Вектор перемен

50 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СУДЕБНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Комплаенс

Контрольная забота

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Защита бизнеса

Честный сектор

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Медицина

В здоровом деле

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Агросфера

Агрокредитная история

Погода не льготная

Альтернативный ресурс

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Энергетика и природные ресурсы

Газовый вектор

Энергия толка

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Судебная практика

Фактор иска

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Информационные технологии

Just do IT

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Фармацевтика

Креативный поход

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Отрасли экономики

Вся надежда на агро

Предложить усилия

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Недвижимость

Недвижимая активность

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Банковское и финансовое право

Инновационное дело

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Корпоративное право

Раскрытию подлежит

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Корпоративное право и M&A

Путь в Европу

Попасть под слияние

Сдельный совет

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Судебная практика

Переворот осознания

Прокурорский почин

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Отрасли практики

50 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Налоговая практика

Вперед в будущее

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

История рейтинга

Поместный сбор

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Региональные рынки

Партии регионов

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Конкурентное право

Работа по контакту

Быть конкурентнее

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Интеллектуальная собственность

Конкретные преимущества

Фирменный стиль

Закон — что дошло

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Налоговая практика

Услышать избирательно

Спектр изучения

Информационное обобщение

Практическое ТЦО

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Банкротство

Снизошло разорение

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Налоговая практика

Стабильности рады

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СПОРОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Международный арбитраж

Экспертное привлечение

Про иски инвесторов

Гражданская диспозиция

Вынося спор из избы

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Евросуд

Лига Европы

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Уголовный процесс

Уголовная тактика

Бизнес-плен

Обыскаться можно!

Аффект новизны

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Банкротство

Обеспечение риска

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Отрасли практики

Этап восстановления

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Юридический рынок

Этическая заставляющая

Пустить в расход

Кадровый госрезерв

Форма успеха

На грани выжидания

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

От редакции

Алексей Насадюк

Рустам Колесник

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Методология

Рыночный курс

FALSE

ПОБЕДИТЕЛИ РЕЙТИНГА «50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ» В 1998-2015 ГОДАХ

50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ 2015 ГОДА

VOX POPULI

Государство и юристы

Увольнительная запись

Акцент

Состав поступления

В фокусе

Легким продвижением

Государство и юристы

Поучить визу

Порог изобилия

Венские аргументы

Книжная полка

Игровая поставка

Неделя права

Новости из-за рубежа

Barclays выплатит 14 млн долл. США за манипуляции ставкой Libor

Южная Корея оштрафовала Volkswagen за махинации

Неделя права

Дискуссии по-европейски

Сохранить статус

Регистрационный спор

Получили увольнение

Новости из зала суда

Судебная практика

ВСУ перенес рассмотрение дела по иску Ю. Кармазина относительно главы НБУ

Суд обязал администрацию Facebook предоставить доступ к аккаунтам

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo и CMS сопровождают сделку по приобретению доли в компании Ciklum Holding

МЮГ AstapovLawyers консультировала частного инвестора в ходе приобретения CarPrice

МЮФ Baker & McKenzie присоединилась к подготовке Аналитического отчета по реформе правовой системы и системы управления

Sayenko Kharenko — советник Commerzbank в связи с реструктуризацией субординированных еврооблигаций ПриватБанка

Юристы AVER LEX защитили интересы УМВБ

DLA Piper консультирует группу Bomond в связи с долгосрочной арендой помещений в ЦУМе

МЮФ Dentons объявила о своей 10-й преобразовательной инициативе в 2015 году

Отрасли практики

Избирательный круг

Неубедительная оговорка

Рабочий график

V зимний форум ААУ

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Инвестиционное приглашение

Решения недели

Судебная практика

Всего не исследовали

Медлили полгода

Бездействие с увольнением

Самое важное

Вступительный внос

Выпустить возобновление

Поддержанная юстиция

Порядок уплаты НДФЛ

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы обжалования указа о назначении членов ВСЮ

О нюансах возврата долга

Когда потребитель обязан платить за отопление, если было произведено отключение от сетей централизованного отопления

Судебная практика

Доказать риск судье

Два раза? Уже нет!

К ним не едет ревизор

Оправданные ожидания

Информационное пространство

Судебная практика

Судебные решения

Предприятие может быть освобождено от выплаты среднего заработка за задержку проведения расчета с работником ввиду форс-мажорных обстоятельств

Тема номера

Устоявшиеся возражения

Стадийная запись

Уценить шансы

Позиционный блок

Частная практика

Образовательная миссия

Інші новини

PRAVO.UA