Отказавшись от имплементации минимального стандарта плана действий по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting), более известного как план BEPS, Украина решила пойти путем мировых тенденций и ввести в национальное законодательство вместо запланированных ранее четырех шагов восемь (всего план BEPS предусматривает 15 шагов). Именно такой пакет новаций заложен в проекте Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины с целью имплементации Плана противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения» (законопроект).
О предусмотренных законопроектом ключевых нововведениях в трансфертное ценообразование (ТЦО) и их влиянии на бизнес мы писали в № 48 «ЮП» в материале «ТЦО случилось». Следующие новации, которые очень неоднозначно воспринимает бизнес, касаются налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). К слову, первоначально в перечне шагов по имплементации плана BEPS введение таких положений не предусматривалось. В то же время попытки закрепить на законодательном уровне понятие «контролируемые иностранные компании» вовсе не ново. С 2016 года на рассмотрение парламента подавались законопроекты, в той или иной степени направленные на закрепление норм, регулирующих эту сферу. Но бизнес с осторожностью воспринимал такие новации, и закрепленные в предложенном Министерством финансов Украины и Национальным банком Украины законопроекте положения тоже исключением не стали.
Лицевой отсчет
Налоговый кодекс Украины предлагается дополнить статьей 392, в которой установить все новации, связанные с введением в Украине налогообложения КИК. Основная цель — внедрение механизма, способного предотвратить вывод капитала с использованием международного структурирования бизнес-процессов.
Под контролируемыми иностранными компаниями понимается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве или на территории, которая признается находящейся под контролем физического лица — резидента Украины.
Примечательно, что авторы законопроекта предлагают также к КИК отнести иностранное образование без статуса юридического лица. Речь идет о структуре, созданной на основании сделки или зарегистрированной в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без создания юридического лица, которая в соответствии с законодательством и/или документами, регулирующими ее деятельность, имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение дохода (прибыли) в интересах своих участников, партнеров, основателей, доверителей или иных выгодополучателей. Предложенный в законопроекте перечень не является исчерпывающим, и, в частности, к таким образованиям отнесены трасты, фонды и партнерства.
Долевой расчет
Ключевая новация — механизм налогообложения прибыли КИК в зависимости от доли участия физических лиц в компании. Установлено, что иностранная компания признается контролируемой, если физическое лицо — резидент Украины (контролирующее лицо) владеет долей в иностранном юридическом лице в размере 50 % и более или владеет долей в размере 25 % и более при условии, что несколько физических лиц — резидентов Украины владеют долями, размер которых в совокупности составляет 50 % и выше, либо отдельно или вместе с другими резидентами Украины осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.
Детально расшифровано понятие долей и установлен порядок их определения. Так, для целей определения владения физическим лицом соответствующей долей в иностранном юридическом лице все права, принадлежащие ему, считаются суммой долей, которые принадлежат такому физическому лицу прямо или косвенно через других лиц, в том числе из-за образования без статуса юрлица, принадлежат любым связанным лицам такого физического лица прямо или косвенно через других лиц.
Кроме того, предлагается считать физлицо осуществляющим фактический контроль, если оно имеет возможность осуществлять существенное влияние на решения юридического лица в части заключения соглашений, распоряжений активами и прибылью, прекращения деятельности независимо от юридического оформления такого влияния. При этом такая норма не распространяется на физических лиц, исполняющих должностные обязанности директора или иного должностного лица.
Вне правил
Практически во всех правилах есть свои исключения. В порядок налогообложения КИК также предлагается включить ряд исключений. Так, правила налогообложения прибыли КИК не будут применяться к компании в случае, если между Украиной и иностранной юрисдикцией — местом регистрации компании действуют договоры об избежании двойного налогообложения. Это касается и юрисдикций, не включенных в так называемый офшорный список. Для применения таких правил КИК обязана фактически уплачивать налог на прибыль по эффективной ставке не меньшей базовой ставки налога на прибыль предприятий, установленной в Украине либо в случае, когда доля пассивных доходов контролируемой иностранной компании составляет не более 50 % общей суммы доходов контролируемой иностранной компании из всех источников.
Отчетный выход
«Для целей налогового контроля за налогообложением прибыли контролируемой иностранной компании отчетным (налоговым) периодом является календарный год или другой отчетный период контролируемой иностранной компании, заканчивающийся в течение календарного года», — говорится в положении, предшествующем порядку подачи отчетной документации.
Предусмотрено, что контролирующее лицо обязано подать полный отчет о КИК до конца календарного года, следующего за отчетным (налоговым) годом. Но если в соответствии отчетом общий налогооблагаемый доход контролирующего лица увеличивается, такое лицо до конца календарного года, следующего за отчетным (налоговым), подает уточняющую годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации). При этом штрафные санкции и/или пеня не применяются.
Детально, как и в трансфертном ценообразовании, прописан порядок проведения проверки контролирующими органами налогоплательщиков, попадающих под сферу налогообложения КИК. Авторы законопроекта также предложили ввести весьма существенные штрафы за неподачу налогоплательщиков отчета о КИК. Так, например, за неподачу (несвоевременную подачу) контролирующим лицом финансового отчета КИК наступает ответственность в виде штрафа в размере 1000 размеров минимальной заработной платы. А вот за непредоставление или предоставление не в полном объеме контролирующим лицом документации по ТЦО, других копий первичных документов по КИК на запрос контролирующего органа может быть применен штраф в размере 3 % от суммы операций КИК, по которым не была подана документация и/или копии первичных документов, но не более 3000 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица.
По мнению экспертов, новые положения являются не только очень жесткими, но и содержат массу оценочных суждений, что в будущем приведет к судебным спорам.
Вполне вероятно, что данный законопроект будет принят до конца текущего года, в связи с чем бизнесу и экспертам нужно приложить максимум усилий и настоять на доработке проекта и в то же время подготовиться к новым правилам игры, поскольку для введения в действия порядка налогообложения КИК авторы законопроекта предлагают установить переходный период до 2020 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…