Корпоративная тактика — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (1093) » Корпоративная тактика

Корпоративная тактика

В 2018 году многим украинским компаниям довелось столкнуться с необходимостью решения организационных вопросов ввиду нового корпоративного законодательства, прежде всего относительно деятельности ООО. Бизнес, стратегически нацеленный на развитие, начал приводить внутренние документы в порядок, чтобы минимизировать риски возникновения споров и упростить их разрешение в будущем. Новым направлением работы, в том числе для юристов, стали процедуры squeeze out. В то же время остаются актуальными затянувшиеся корпоративные конфликты и проблемы поиска финансирования и возврата долгов

Украина постепенно поднимается в рейтинге Всемирного банка Doing Business, определяющего индекс простоты и удобства ведения бизнеса во всех странах мира, но все еще занимает последнее место среди стран своего региона (в этом году нас опередила и Киргизия). И, тем не менее, в рейтинге Doing Business 2019, опубликованном традиционно в конце октября, наша страна занимает 71-ю строку, в то время как еще два года назад находилась на 80-й, а четырьмя годами ранее — на 90-й. Любопытно, что прогресс в этом году обусловлен в росте по тем направлениям, в которых потеряли в рейтинге за 2018 год, так что в целом положение более-менее стабильно.

Впрочем, пробиваться наверх будет все сложнее ввиду более сильной конкуренции, однако тенденции, намеченные с обновлением регуляторного законодательства и проведением судебной реформы, должны способствовать дальнейшему росту.

Как влияние государства отражается на юридическом сопровождении, прокомментировали эксперты.

Договорной порядок

Пожалуй, наиболее важным событием 2018 года в сфере корпоративного управления можно назвать принятие Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (Закон об ООО), вступившего в силу с 17 июня 2018 года.

Проблема современных корпоративных конфликтов в Украине вызвана отсутствием понимания важности юридического закрепления дружеских договоренностей относительно совместного бизнеса. Когда в 90-е создавались большинство нынешних компаний, об этом никто не думал, поскольку стояли другие угрозы, ощущался высокий риск провала, а также была большая вера в лучшего друга как в бизнес-партнера. Как только бизнес становится эффективным и приносит прибыль сверх ожидаемой, конфликт возникает почти сразу, убеждают эксперты.

«Кто в партнерстве главный? Этот вопрос со временем запускает корпоративную войну в совместном бизнесе вне зависимости от сферы (агросектор, ритейл, медицина — везде, где есть ликвидные активы), что проявляется в назначении «своих» директоров, подделке документов и отчетности, выведении активов и устранении участников из компании. Все корпоративные войны (а это многоэтапные судебные процессы, длящиеся параллельно с уголовными производствами) начинаются со слабых мест в процессах и органах управления и с неурегулированных договоренностей между бизнес-партнерами», — рассказывает Алексей Харитонов, партнер юридической компании ILF. Типичная ситуация, когда два товарища сбросились поровну и вместе открыли фирму. Бизнес оформили как ООО, в котором каждому принадлежат доли по 50 %. Какое-то время все было слаженно, но с первыми деньгами и успехами мнения относительно развития фирмы разделились, согласовывать сделки, особенно важные, стало сложнее — общее собрание если и удавалось собрать, то набрать «большинство» голосов для принятия решения уже было невозможно. В результате страдает бизнес, а доходы компании стабильно уменьшаются. «Бизнес с другом, общее дело «50 на 50» и безграничное доверие с понятийными договоренностями на салфетке» — вот три основные причины длительных и тупиковых корпоративных конфликтов, по мнению г-на Харитонова.

Однако изменение профильного законодательства — вступление в силу с 18 февраля 2018 года Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно корпоративных договоров», которым были внесены изменения в Гражданский кодекс Украины, Законы Украины «О хозяйственных обществах», «О ценных бумагах и фондовом рынке» и «Об акционерных обществах» и который позволил заключать корпоративные договоры между участниками ООО, и действие с 17 июня с.г. Закона об ООО — существенно улучшит возможности ведения совместного бизнеса в Украине, а многие компании даже спасет от развала, прогнозирует г-н Харитонов.

Партнер юридической компании ILF отмечает: «Теперь у собственников бизнеса появится больше инструментов, чтобы создать устойчивую модель управления, легализовать существующие или будущие договоренности (о ролях, вкладах, правах и обязательствах в управлении, об условиях выхода из бизнеса и распределении прибыли и т.д.), а у миноритариев — возможность получить больше прав в управлении, если вовремя удастся договориться и выписать все в уставе и партнерском договоре». Это повлияло и на запросы бизнеса к внешним советникам. «Если до 2018 года наши клиенты обращались к юристам уже на стадии латентной или открытой корпоративной войны, когда ставки и риски были крайне высоки, то в этом году запросы изменились в сторону превенции таких конфликтов, легализации договоренностей партнеров, оценки вкладов и медиации переговоров», — комментирует Алексей Харитонов.

К слову, корпоративные договоры должны упростить и решение вопросов о приобретении ООО. Так, Олесь Квят, советник Asters, отмечает, что уже доводилось сталкиваться с проб­лемами заключения корпоративного договора в ООО, устав которого базируется на старом законодательстве об ООО. Спорные моменты возникали в части соотношения норм устава и положений договора, права компании выступить стороной корпоративного договора наравне с договаривающимися участниками, возможности подчинения корпоративного договора иностранному праву и передачи споров по корпоративному договору на рассмотрение иностранного суда или международного арбитража.

Что касается возможности применения к корпоративному договору иностранного права, то, по словам г-на Квята, в целом украинское законодательство не запрещает этого в части вопросов, имеющих исключительно гражданско-правовую природу, если в договоре присутствует иностранный элемент. В то же время, например, вопросы реализации права голоса на общем собрании напрямую регулируются украинским законодательством, и их подчинение иностранному праву с высокой долей вероятности будет противоречить нашему публичному порядку (на что не раз указывали суды) и, скорее всего, нормам устава. В итоге вроде бы возможен «комбинированный» подход, но он чреват спорами по тем или иным условиям, и потребуется совместная работа с украинскими юристами для определения границ регулирования.

 

Трансакция
прошла успешно

«Большая часть сделок в финансовом секторе, которые корпоративная практика сопровождала в уходящем году, представляла собой M&A-трансакции, реализацию обязательной продажи акций акционерам — собственникам доминирующего контрольного пакета акций (squeeze out)», — рассказывает Андрей Москалик, старший юрист МЮФ Baker McKenzie. По его словам, в отличие от развитых западноевропейских и североамериканских рынков, где цены на активы сейчас очень высоки и именно продавцы диктуют условия сделок, к украинскому рынку проявляют недостаточный интерес инвесторы, и поэтому он продолжает оставаться «рынком покупателя». Это нередко позволяет именно покупателям добиваться очень выгодных условий сделки как в части цены, так и в части порядка внесения платы и защитных механизмов.

«Поскольку большинство субъектов финансового рынка Украины существуют в форме акционерных обществ, законодательные изменения, связанные с вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг» от 16 ноября 2017 года, существенно повлияли на структурирование сделок. Покупатель обычно ожидает, что до закрытия сделки продавец полностью обеспечит за свой счет приведение деятельности объекта приобретения в соответствие с требованиями данного закона в части регулирования публичных и частных акционерных обществ, включая требования относительно оборота акций на фондовых биржах. Также из-за недостаточной стабильности украинской экономики покупатели уделяют особое внимание условиям договоров, позволяющим им отказаться закрывать заключенную сделку без ущерба для себя, если на соответствующем финансовом рынке произойдут существенные неблагоприятные изменения», — делится практикой г-н Москалик.

Как считает Олесь Квят, основные вопросы при сопровождении M&A-сделок прежде всего касались нового регулирования деятельности ООО и изменения подходов к классификации АО.

«В делах о приобретении ООО показательными были «технические» вопросы, связанные с необходимостью приведения уставов ООО в соответствие с новым Законом об ООО, новеллами в сфере государственной регистрации новых участников ООО, требованиями регистраторов к таким документам и процедурам», — рассказывает советник Asters, отмечая, что пока нет единого подхода к толкованию и применению новых норм Закона о ООО, и большинство ситуаций решается ad hoc.

На M&A-сделки относительно акционерных обществ большое влияние оказало изменение подхода к разделению акционерных обществ на публичные и частные согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг». Если раньше такие общества делились на публичные и частные по ряду чисто формальных признаков, то сейчас, дабы уйти от проблемы «псевдопубличности» большинства публичных АО, взят на вооружение европейский подход к разграничению типов АО, базирующийся на природе процессов, которые в них происходят. Это, по словам Олеся Квята, существенно повлияло на трансакцию и ряд связанных с ней внутрикорпоративных процедур приобретаемой компании в одном из дел, сопровождаемых в начале 2018 года.

 

Денежные соотношения

«Одной из основных болезненных тем в сфере финансовой и банковской деятельности остаются проблемные кредиты. Самый большой портфель таких кредитов у государственных банков, для решения проблем которых даже был создан специальный комитет из представителей НБУ и Минфина», — отмечает Дмитрий Савчук, ассоциированный партнер Lavrynovych & Partners Law Firm, говоря о правовых вопросах рынка капиталов.

По его словам, неработающие кредиты влияют на платежеспособность банков и создают угрозу стабильности финансовой ситуации в стране. Кроме того, чтобы соответствовать нормативам НБУ, банки вынуждены формировать большие резервы под проблемные кредиты. Вопросы с проб­лемными кредитами банки пытаются решать одним из возможных способов: реструктуризируют задолженность, переводят кредиты в иностранной валюте в гривну, осуществляют обращение взыскания на залоги, но глобально решить проблему самостоятельно не могут.

Соответственно компании, требующие для развития капиталовложений, остаются без достаточной финансовой поддержки со стороны банков, что негативно отражается на развитии экономики. И банкам, и заемщикам, в том числе потенциальным, необходимо находить компромиссы и решать финансовые проблемы сообща.

В этом направлении должны стать подспорьем определенные государственные решения, на которые г-н Савчук рекомендует обратить внимание. В частности, одним из механизмов, предложенных государством для решения вопросов с проблемными кредитами стало принятие Закона Украины «О финансовой реструктуризации». По нормам этого законодательного акта процедуру реструктуризации уже осуществили как государственные банки («Ощадбанк», «Укргазбанк»), так и частные («Индустриалбанк», «Альфа-Банк»). Однако его механизмы не могут быть использованы всеми банками, например, в части займов связанным лицам.

«Еще одним эффективным механизмом для решения вопросов проблемных кредитов может быть создание вторичного рынка займов для продажи банками таких кредитов и финансового учреждения, которому государственные банки могли бы передавать свои проб­лемные портфели в управление. Вторичным рынком проблемных кредитов могут заинтересоваться и международные финансовые учреждения, но для этого необходимо разработать эффективное и прозрачное нормативное регулирование», — предлагает пути выхода из сложившейся ситуации г-н Савчук.

Глобальной проблемой в сфере финансирования остается острая нехватка в иностранных инвестициях и валютных вливаниях. Основные потоки иностранной валюты в Украину, согласно статистике НБУ, осуществляются либо путем денежных переводов физических лиц, работающих за границей, либо посредством займов от связанных нерезидентов, благодаря чему фактически частично возвращаются средства, ранее выведенные из страны. «Причины этой проблемы как политические, так и экономические, но на практике иногда и сугубо технические, связанные со сложностью и излишней зарегулированностью валютного законодательства Украины», — считает Дмитрий Савчук, называя при этом принятый в 2018 году Закон Украины «О валюте и валютных операциях» своеобразным «прорывом» в валютном законодательстве, который должен значительно упростить процессы, связанные с движением капитала. «Будем надеяться, что НБУ, который в соответствии с положениями указанного выше закона имеет возможность устанавливать ограничения на валютном рынке, будет пользоваться этими полномочиями разумно и исключительно в целях развития экономики, стимулирования бизнеса и своей деятельностью не нивелирует прогрессивные положения закона», — делится ожиданиями партнер Lavrynovych & Partners Law Firm.

ЛИДЕРЫ РЫНКА. БАНКОВСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Авторитетные юристы

 

Михаил Харенко

(Sayenko Kharenko)

 

Армен Хачатурян

(Asters)

 

Сергей Чорный

(Baker McKenzie)

 

Ведущие
юридические фирмы

1

 

AVELLUM

 

2

 

Sayenko Kharenko

 

3

 

Baker McKenzie

 

4

 

Asters

 

5

 

Dentons

 

6

 

Redcliffe Partners

 

7

 

Aequo

 

8

 

CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang

 

9

 

Arzinger

 

10

 

DLA Piper Ukraine

 

Ведущие юристы

1

 

Глеб Бондарь

(AVELLUM)

 

2

 

Назар Чернявский

(Sayenko Kharenko)

 

3

 

Алексей Сошенко

(Redcliffe Partners)

 

4

 

Наталия Селякова

(Dentons)

 

5

 

Ирина Поканай

(Asters)

 

Другие известные юридические фирмы*

Integrites

 

Jeantet

 

Kinstellar

 

KPD Consulting

 

Другие известные юристы

Габриэль Асланян

(Asters)

 

Олег Загнитко

(Integrites)

 

Юлия Кирпа

(Aequo)

 

Антон Коробейников

(Sayenko Kharenko)

 

Игорь Красовский

(Jeantet)

 

Александр Курдыдык

(DLA Piper Ukraine)

 

Елена Линник

(Gryphon Legal)

 

Андрей Никифоров

(Kinstellar)

 

Игорь Олехов

(Baker McKenzie)

 

Александр Плотников

(Arzinger)

 

Екатерина Чечулина

(CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang)

 

* — В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ.
ИСТОЧНИК: UKRAINIAN LAW FIRMS 2018. A HANDBOOK FOR FOREIGN CLIENTS

ЛИДЕРЫ РЫНКА. КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО И M&A

Ведущие
юридические фирмы

1

 

Baker McKenzie

 

2

 

AVELLUM

 

3

 

Sayenko Kharenko

 

4

 

Aequo

 

5

 

CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang

 

6

 

Dentons

 

7

 

DLA Piper Ukraine

 

8

 

Asters

 

9

 

Redcliffe Partners

 

10

 

Arzinger

 

Ведущие юристы

1

 

Николай Стеценко

(AVELLUM)

 

2

 

Вячеслав Якимчук

(Baker McKenzie)

 

3

 

Владимир Саенко

(Sayenko Kharenko)

 

4

 

Анна Бабич

(Aequo)

 

5

 

ГрэмКонлон

(CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang)

 

Другие известные юридические фирмы*

Eterna Law

 

EVERLEGAL

 

EY Ukraine

 

ILF

 

Integrites

 

Jeantet

 

Kinstellar

 

KPMG Law

 

PwC Legal

 

SDM Partners

 

Wolf Theiss

 

Василь Кисиль и Партнеры

 

Ильяшев и Партнеры

 

Юридическая группа EUCON

 

Другие известные юристы

Олег Батюк

(Dentons)

 

Ольга Демьянюк

(Baker McKenzie)

 

Евгений Дейнеко

(EVERLEGAL)

 

Алексей Дидковский

(Asters)

 

ТатьянаДовгань

(CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang)

 

Тарас Думич

(Wolf Theiss)

 

Эрнест Грамацкий

(Грамацкий и Партнеры)

 

Галина Загороднюк

(DLA Piper Ukraine)

 

Анна Зоря

(Arzinger)

 

Маргарита Карпенко

(DLA Piper Ukraine)

 

Алексей Катасонов

(PwC Legal)

 

Юрий Кацер

(KPMG Law)

 

Андрей Колупаев

(Lexwell & Partners)

 

Алла Козаченко

(DLA Piper Ukraine)

 

Денис Лысенко

(Aequo)

 

Олег Мальский

(Eterna Law)

 

Владимир Монастырский

(Dentons)

 

Андрей Москалик

(Baker McKenzie)

 

Адам Мыцык

(Dentons)

 

Юрий Нечаев

(AVELLUM)

 

Александр Николайчик

(Sayenko Kharenko)

 

Ирина Николаевская

(Kinstellar)

 

Алина Плющ

(Sayenko Kharenko)

 

Вадим Самойленко

(Asters)

 

Альберт Сыч

(EY Ukraine)

 

Илья Ткачук

(Jeantet)

 

Дмитрий Федорук

(Redcliffe Partners)

 

Армен Хачатурян

(Asters)

 

* — В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ.
ИСТОЧНИК: UKRAINIAN LAW FIRMS 2018. A HANDBOOK FOR FOREIGN CLIENTS

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

50 ведущих юридических фирм Украины 2018

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СУДЕБНЫЕ И АРБИТРАЖНЫЕ ДЕЛА

Толковый баланс

Роль земли

Рейдерский охват

Призовой фон

Грань-при

Взыскать возможно

Альтернативная музыка

Показательная практика

Энергетическая кампания

Игра за интерес

Здоровое будущее

Экспертное злоключение

Законы турбулентности

Финансовые инновации

Банкопат

Агронавты

Финансовые трансформации

Стоп-менеджмент

Расстроенный инструмент

Под слиянием событий

От общества к частному

Торг платежом красен

Не суд важно

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СДЕЛКИ

Успешный GR-ход

РЕЙТИНГ ПРИЗНАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ

Порыв в будущее

Порт-прогноз

Южный ветер

Западо-восторг

Вселяет умеренность

Конкурентное преимущество

Произвести эффект

Качество — в жизни

Плановая готовность

Френд-лепта

Реформенный штиль

Розыск активен

Отбросить маски

Неспокойная остановка

Вне подозрения

Ход арестом

Сильнее мира сего

Свидание счетов

Все на арбитраж!

Спорный образ

Инвестиционное продолжение

Корпоративная тактика

Спектральный анализ

Отлаженный спрос

Кадровый рывок

Адаптационный фон

Индустриальный поворот

Составить реноме

Активный образ в жизни

Формула к успеху

Экспертный совет

Акцент

Свободу попугаем

Государство и юристы

КСЕС обнародовал заключение по вопросам коррупции среди судей

Предложено два альтернативных названия для Днепропетровской области

Вступили в силу новые законодательные правила для авто с еврономерами

Час КИК

Сбой с тенью

В Украине планируют создать Государственную природоохранную службу

Конспект

Держать марку

Отрасли практики

Ветер перемен

Подобрать размер

Брак в договоре

Верховный Суд разъяснил, когда нельзя составлять европротокол

ВС занял сторону судьи в отставке в споре с пенсионным органом

Кадастровый номер

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Проверка на порочность

Теле-must

Самое важное

Цифровой сигнал

Войти в положение

Плановое суждение

Судебная практика

Поменяться в физлице

Акцептировать внимание

Вероятность общественных беспорядков не может быть основанием для запрета мирных собраний

Плыть против стечения

Применение силы к участникам мирных акций протестов считается пыткой в контексте статьи 3 Конвенции

Тема номера

Переходное поражение

Спорный комплект

Статус квот

Обновление программы

Миссия выполнима

Право на оценку

Промерить на практике

Ордер отечества

Частная практика

Quinn Emanuel Urquhart & Sullivan LLP и Asters защитили интересы АО «Ощадбанк» в инвестиционном споре

ЮФ «АНК» отстояла в Верховном Суде арест судна

Партнер-основатель АО Arzinger Сергей Шкляр вернулся в команду

EY выступила советником Rozetka в ходе объединения с группой компаний EVO

Юристы АО «Коннов и Созановский» представили интересы клиента в деле о защите чести, достоинства и деловой репутации

МЮФ Baker McKenzie сопровождала трансакцию по продаже бизнеса «Инвитро» по лабораторной диагностике в Украине

Доверительный фон

Інші новини

PRAVO.UA