Всемирная налоговая глобализация может добраться до Украины раньше, чем ожидали многие.
С целью уменьшения количества случаев так называемого шоппинга юрисдикций, направленного на снижение налоговой нагрузки украинских компаний путем выплаты пассивных доходов в пользу иностранных компаний, за последние три года от имени Украины были подписаны протоколы к договорам об избежании двойного налогообложения. Кроме того, в 2018 году Украина присоединилась к Многосторонней конвенции MLI, цель которой заключается в одновременном внесении изменений в действующие конвенции об избежании двойного налогообложения со странами, которые также изъявили желание внести изменения в конвенции с Украиной.
Вместе с тем ни один из подписанных протоколов, равно как и MLI, не был ратифицирован украинским парламентом. Тем не менее работа над снижением привлекательности вывода прибыли украинских компаний из-под налогообложения с использованием иностранных компаний не останавливалась. Одним из результатов такой работы стало внесение на рассмотрение парламента президентского законопроекта о налоге на выведенный капитал. А Министерство финансов и НБУ разработали законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины с целью имплементации Плана противодействия размытию базы налогообложения и вывода прибыли из-под налогообложения» (законопроект), причем изменения вносятся в объеме, превышающем взятые Украиной на себя обязательства по внедрению плана BEPS. Таким образом, существует высокая вероятность, что «традиции» изменения налогового законодательства под конец года со вступлением их в силу уже с 1 января 2019 года будут соблюдены парламентом.
Новшества вводят в «налоговый оборот» такие новинки, как налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК), конструктивные дивиденды и налогообложение опосредованной продажи украинской недвижимости через иностранные компании. Особое внимание уделено трансфертному ценообразованию (ТЦО) и вопросам, связанным с применением налоговых конвенций.
Налогообложение КИК
Изюминкой законопроекта является внедрение налогообложения КИК, которое призвано воплотить механизмы противодействия выводу капитала с использованием международного структурирования бизнес-процессов.
Основной принцип налогообложения КИК в предложенном законопроектом варианте заключается в том, что прибыль КИК, принадлежащих украинским резидентам — физическим лицам, будет облагаться налогами в Украине пропорционально доле участия таких физических лиц в капитале КИК. Причем если годовые доходы всех КИК превышают 2 млн евро, их прибыль будет скорректирована согласно специальным правилам, предусмотренным законопроектом.
При этом правила налогообложения прибыли КИК будут применяться не ко всем иностранным компаниям. Не будет облагаться налогами в Украине прибыль КИК, зарегистрированных в странах, с которыми действуют налоговые конвенции и которые не включены в «офшорный» список. Для такого освобождения КИК должна фактически уплачивать налог на прибыль по эффективной ставке не ниже 13 %, или 50 % доходов КИК должны быть активными и соответствовать соответствующему определению, предлагаемому законопроектом.
Если годовые доходы всех КИК, принадлежащих украинскому резиденту — физическому лицу, не превышают 1 млн евро, дополнительного налогообложения в Украине не будет.
Предполагается введение специальной отчетности о деятельности КИК, а также предусмотрены материальные штрафы за их неподачу. Ввиду планируемых изменений очевидно, что расходы на содержание и ведение бизнеса через КИК увеличатся в связи с необходимостью соблюдения налоговых правил в Украине. В некоторых случаях владение КИК или аккумулирование на ней денежных средств может стать невыгодным в связи с более высокой ставкой налогообложения доходов КИК по сравнению с выплатой дивидендов напрямую на украинского собственника бизнеса.
Конструктивные дивиденды
Среди возможных новшеств следует отметить появление понятия «конструктивные дивиденды». Разница между уплаченной «квалифицированному» нерезиденту суммой процентов, роялти или суммой за поставку товара/услуг и ценой, соответствующей принципу «вытянутой руки», будет приравниваться к выплате дивидендов с соответствующим обязательством уплатить авансовый взнос по налогу на прибыль предприятий и налог на доходы нерезидентов. Это же правило будет применяться при продажах нерезидентам товаров/услуг по ценам, не соответствующим принципу «вытянутой руки».
Трансфертное ценообразование
Как уже отмечалось ранее, особое внимание в законопроекте уделено ТЦО. Изменения коснутся как критериев, определяющих связанность сторон, расширения круга налогоплательщиков, увеличения перечня контролируемых операций, так и отчетности, которую необходимо будет подавать украинским компаниям.
Предполагается закрепить в Налоговом кодексе доктрину деловой цели в операциях с нерезидентами. Даже если операции не являются контролируемыми для целей ТЦО, расходы в пользу нерезидентов без деловой цели будут увеличивать налогооблагаемую прибыль, а результаты контролируемых операций не будут учитываться в случае отсутствия разумной экономической причины их осуществления. Такие же последствия наступят, если операция не предусматривает прироста активов налогоплательщика или же если налоговый орган сочтет, что одной из главных целей контролируемых операций является неуплата суммы налогов. Остается надеяться, что налоговики не станут злоупотреблять данными положениями, и причины доначислений на этом основании не будут абсурдными. Вместе с тем, безусловно, количество налоговых споров в связи с таким новшеством увеличится.
Законопроект также предполагает введение трехуровневой отчетности для целей ТЦО, которая будет включать документацию по трансфертному ценообразованию (Local File), глобальную документацию (Master File) и отчет в разрезе стран (Country-by-country report). Здесь следует отметить некоторую дискриминацию украинского бизнеса — отчетность в разрезе стран нужно будет готовить при меньших оборотах (50 млн евро), чем для иностранного бизнеса (750 млн евро). В связи с существенными штрафными санкциями за неподачу отчетности по ТЦО к новым правилам бизнесу следует относиться очень серьезно.
Применение налоговых конвенций
В случае принятия законопроекта смогут вздохнуть спокойно компании, сотрудничающие с компаниями из юрисдикций, в налоговых конвенциях с которыми нет оговорок о бенефициарном собственнике. Налоговая не сможет им доначислить обязательства в связи с «небенефициарностью» получателя дохода.
А вот если оговорка в налоговой конвенции есть, правила ужесточаются. На законодательный уровень планируется вывести требования к бенефициарному собственнику, а именно — исполнение существенных функций, отсутствие передачи дохода дальше, наличие соответствующих ресурсов для использования активов и покрытия рисков. Это в свою очередь повлияет на уже устоявшуюся судебную практику относительно «бенефициарности» сублицензиаров с исключительными лицензиями, а также даст нормативную подоплеку для уже фактически выполняемых действий налоговиков, направленных на оспаривание правомерности применения налоговых конвенций.
Вполне вероятно, что размещенный в публичном доступе для общественного обсуждения законопроект претерпит существенные изменения. Однако вектор, избранный украинскими властями в направлении противодействия размытию налоговой базы по налогу на прибыль, прослеживается вполне четко и однозначно повлечет за собой дополнительные расходы бизнеса на уплату налогов и/или их администрирование. Даже если и будет более мягкий вариант внедрения плана BEPS в Украине, целесообразно уже сейчас задуматься о влиянии законопроекта на существующие бизнес-структуры и подготовиться к возможным изменениям или же завершить запланированные сделки до введения новых налоговых правил.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…