В числе ключевых детерминантов инвестиционной привлекательности государства называются понятность и предсказуемость его регуляторной среды. Сложность и путанность законодательства Украины, регулирующего определенные отрасли экономики, нередко заставляли иностранных инвесторов сделать выбор в пользу других юрисдикций. Упомянутые проблемы были уже неоднократно диагностированы экспертной аудиторией в отношении, к примеру, земельного и валютного законодательства, которое, стоит заметить, по состоянию на момент написания настоящего текста все же пребывает в стадии сравнительно активного реформирования.
Не является исключением и массив нормативно-правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность. В то время как актуальность альтернативной энергетики в Украине, обусловленная «зеленым тарифом», не снижается уже который год, строительное законодательство в части регулирования проектов в данной сфере объективно нуждается в реформировании.
Класс вместо категории
Так, производство электрической энергии, в том числе из альтернативных источников, неразрывно связано со средствами осуществления такой хозяйственной деятельности. К ним, согласно соответствующим лицензионным условиям, утвержденным регулятором, относятся и электростанции вместе с их составляющими частями. Таким образом, если рассматривать усредненный алгоритм девелопмента проектов в сфере альтернативной энергетики в Украине, можно констатировать, что за успешным прохождением неюрисдикционных административных процедур, предусмотренных действующим законодательством для получения права собственности на земельный участок или права пользования земельным участком с необходимым целевым назначением, следует стадия строительства. На этой стадии многое зависит от компетентных субъектов градостроительства — проектантов, которым предстоит обусловить количество и сложность этапов рассматриваемой стадии девелопмента проекта путем определения класса последствий объекта строительства. В этом контексте следует упомянуть один из недавних шагов, сделанных навстречу либерализации строительного законодательства Украины, а именно — замену устаревшей системы пятью категориями сложности объектов строительства тремя классами последствий, одним из которых (СС1) разрешено строительство и введение готового объекта в эксплуатацию на основании деклараций, а два остальных (СС2 и СС3) требуют получения разрешительной документации (согласно нормам Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», положениям Порядка выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 года № 466, и Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 года № 461).
Избежать некоторых рисков стадии строительства достаточно сложно, поскольку они напрямую связаны с формулированием законодателем критериев отнесения объектов к одному из вышеупомянутых классов последствий. Так, проектанты должны максимально скрупулезно изучить характеристики конкретного объекта, ведь их разночтение наряду с неоднозначным толкованием специальных норм законодательства периодически становится причиной последующей отмены контролирующими органами регистрации деклараций о вводе в эксплуатацию, к примеру, солнечных электростанций. Эксперты и международные партнеры традиционно приступили к поиску путей минимизации таких рисков, результатом чего стало опубликование в апреле 2016 года справочника «Некоторые особенности определения класса последствий (ответственности) и категории сложности объектов строительства», подготовленного группой специалистов строительной отрасли при поддержке проекта Международной финансовой корпорации (IFC) «Реформирование инвестиционного климата в Украине». Продолжительная профильная дискуссия, судя по всему, послужила для законодателя сигналом о необходимости внесения некоторых изменений в строительное законодательство.
Курс — на ветер
В сфере альтернативной энергетики существенная либерализация строительного законодательства коснулась строительства менее популярных в Украине (по сравнению с солнечными электростанциями) объектов, а именно — генерирующих электроэнергию из энергии ветра. Так, Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно инвестиционной привлекательности строительства объектов возобновляемой энергетики» № 2517-VIII, вступивший в силу 4 октября 2018 года, позволил отнести вышеупомянутые объекты ко второй категории и классу последствий СС2 при условии положительного заключения уполномоченного органа об оценке воздействия на окружающую среду. Принимая во внимание тот факт, что согласно части 3 статьи 3 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» такой оценке в обязательном порядке подлежат, в частности, ветряные парки, ветряные электростанции, которые имеют две турбины и более или высота которых составляет 50 метров и больше, а также процедуру получения соответствующего заключения, регулируемую этим Законом и Порядком передачи документации для предоставления заключения об оценке воздействия на окружающую среду и финансирования оценки воздействия на окружающую среду, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 13 декабря 2017 года № 1026, внесение рассматриваемых изменений в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» призвано и потенциально способно стимулировать рост в сфере ветровой энергетики на отечественном рынке.
При этом следует отметить, что, как и любое другое законодательное новшество, данная либерализация должна пройти определенную практическую апробацию, в ходе которой целесообразно уделить особое внимание юридическим тонкостям организации бизнеса во избежание выявления впоследствии неочевидных недочетов нормативно-правового регулирования.
УСЛИСТЫЙ Максим — партнер, руководитель практики альтернативной энергетики МЮГ Еterna Law, г. Киев,
ЛИТВИН Михаил — юрист МЮГ Eterna Law, г. Киев
Вписать в систему
Василий ШЕРЕТЬКО,
старший юрист ЮФ «Антика»
На наш взгляд, законодательство в сфере строительства, энергетики, в том числе альтернативной, в первую очередь требует адаптации к единой системе нормативно-правовых актов с унифицированной терминологией. Можно привести массу конкретных примеров изменений, способствующих развитию альтернативной энергетики. Один из них — усовершенствование процедуры подключения к существующим сетям.
Что имеется в виду? Следует максимально формализовать процедуру выдачи ТУ (технических условий) держателями соответствующих сетей на подключение, а также процедуру оформления подключения по результатам выполнения ТУ. В частности, необходимо определить перечень информации, которая должна содержаться в ТУ, и условий, требования по выполнению которых, напротив, не могут в них включаться, ввести адекватную ответственность за несоблюдение установленных законом требований к выдаче ТУ (в частности, за нарушение сроков их выдачи), определить граничные сроки подключения готовых объектов к сетям (при выполнении ТУ) и ответственность за несоблюдение указанных сроков по вине держателя сетей.
Еще одним примером таких изменений (но это уже из серии сюрреализма) может стать установление на уровне закона для субъектов строительной деятельности при разработке и утверждении строительной документации (генпланы, планы зонирования, детальные планы территорий и т.п.) обязательств учитывать потребности и перспективные планы развития объектов возобновляемой энергетики.
Положительные изменения
Сергей РАДЧЕНКО,
старший юрист ЮФ TOTUM
4 октября 2018 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно инвестиционной привлекательности строительства объектов возобновляемой энергетики», который внес ряд изменений в Законы Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности».
Теперь при проектировании объектов, производящих электроэнергию из энергии ветра (при условии положительного заключения уполномоченного органа по оценке воздействия на окружающую среду), возможно их отнесение к классу объектов с незначительными последствиями (СС2). Внесенные изменения предусматривают упрощенную разрешительную процедуру при строительстве объектов ветроэнергетики, что, бесспорно, повысит инвестиционную привлекательность такого бизнеса.
Однако возникают два вопроса: будет ли аналогичное упрощение применено к объектам, которые производят электроэнергию из энергии солнца, и когда Минрегионстрой все же приведет в соответствие с действующим законодательством или отменит ДCTУ-Н Б В.1.2-16:2013 «Определение класса последствий (ответственности) и категории сложности объектов строительства»?
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…