Инвестиционное продолжение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (1093) » Инвестиционное продолжение

Инвестиционное продолжение

«Инвесторы начинают верить в долгосрочную стабильность и безопасность в Украине»
Николай Стеценко, соуправляющий партнер AVELLUM, проанализировал тенденции украинских M&A

Николай Стеценко

Родился в 1978 году в г. Житомире. В 2000 году получил степень магистра международного права в Институте международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. В 2004 году окончил юридический факультет Университета Джорджтауна (США). Допущен к юридической практике в Украине с 2000 года и в Штате Нью-Йорк (США) с 2005 года. С 2009 года — управляющий партнер AVELLUM. На протяжении своей юридической карьеры уделял особое внимание сложным мультиюрисдикционным трансакциям, которые в отдельных случаях служили основанием для создания новых прецедентов на рынке. Консультирует по всем типам корпоративных сделок, в том числе по приобретению компаний, совместных предприятий, IPO и корпоративного управления. Также специализируется на налоговом и конкурентном праве и вопросах недвижимости. Входит в число ведущих юристов в сфере корпоративного права/M&A по версии всех престижных международных юридических директорий, включая Сhambers and Partners, The Legal 500, IFLR1000 и национальных рейтингов.

 

— Как вы оцениваете состояние рынка M&A в Украине в этом году?

— У меня хорошая новость: рынок M&A начал расти. Количество сделок увеличилось, хотя их размер все еще остается достаточно низким.

Продолжается тренд активности украинских игроков, которые консолидируют свои позиции, избавляются от менее эффективных активов. Это происходит в агросфере, FMCG, банковском секторе и недвижимости. Кроме того, мы видим увеличение активности со стороны иностранных инвесторов, прежде всего в сфере недвижимости. Ни для кого не секрет, что достаточно много сделок происходит в секторе офисной и торговой недвижимости. По информации СМИ, тот же Dragon Capital с участием Goldman Sachs покупает многие объекты в Киеве и других городах. По сравнению с прошлым годом это, безусловно, новый тренд, свидетельствующий об интересе иностранных инвесторов пусть не к самым прибыльным, но к стабильным и прогнозируемым секторам. И самое главное — это сигнал, что инвесторы начинают верить в долгосрочную стабильность и безопасность в Украине.

Новый приятный тренд — возобновление активности в сегменте private equity. И это не только Horizon Capital, мы слышим об активизации Sigma Bleyzer, знаем, что ЕБРР намерен активнее развивать свое подразделение private equity и инвестировать в акционерный капитал, а не только предоставлять кредиты. Недавно мы закрыли сделку в агросекторе, где новый бутик private equity Diligent Capital Partners инвестировал совместно с нидерландским банком развития FMO в крупного производителя и экспортера растительных масел Allseeds SA. И это только начало. Для небольших агентств private equity сейчас золотое время: стоимость активов пока не завышена, а крупные игроки еще не вернулись. Их выход на рынок, конечно же, будет связан и с мировой конъюнктурой, но ничего нельзя исключать. Еще один тренд, который становится заметнее, — постепенный выход крупного украинского бизнеса на внешние рынки и покупки иностранных активов. Это здорово, что украинские компании становятся игроками как минимум на общеевропейском рынке.

 

— Какие украинские активы пользуются спросом?

— Мы видим огромную активность в сфере альтернативной энергетики, много сделок, связанных с солнечными и ветряными электростанциями. Этот сектор будет, несомненно, дальше расти и консолидироваться.

В банковском секторе есть ряд примеров приобретения банков и укрупнения банковских групп. Также ряд банковских учреждений воспользовались возможностью объединения. Из недавних примеров — слияние «МТБ Банка» и банка «Центр», которые ранее принадлежали разным группам собственников. Ввиду планового повышения требований к уставному капиталу банков не все собственники готовы финансировать это за свой счет, они скорее склонны находить общий язык с коллегами, сливаться в один банк, удовлетворяя таким образом регуляторные требования и становиться более крупными игроками на рынке. Не исключаю, что через несколько лет мы увидим другой тренд — банки, прошедшие оздоровление и модернизацию, станут привлекательными для иностранных инвесторов. Очевидно, что на продажу будут выставлены и госбанки, полностью или в какой-то части. Не секрет, что и МФК, и ЕБРР проявляли интерес к «Ощадбанку» и «Укргазбанку».

В агросекторе знаковой стала сделка по приобретению агрохолдинга «Мрия». Над этим проектом работала, пожалуй, треть топовых юрфирм. Этим активом интересовались многие игроки, победила, как известно, компания из Саудовской Аравии. И это тоже прекрасный пример, что инвесторы начинают верить в Украину. Несмотря на все сложности и потери, кредиторы и инвесторы смогли «вырулить» из тотального банкротства, спасли компанию, переформатировали ее и продали, вернув хотя бы часть потраченных средств. Это лучше, чем ничего.

Что касается IT-сектора, там постоянно происходят M&A на глобальном уровне, которые в той или иной мере затрагивают Украину. Думаю, их будет больше. Это очень горячий сектор, количество IT-специалистов растет, Украина уже стала одним из самых больших IT-хабов.

 

— Совпадают ли сферы интересов private equity и крупных инвесторов?

— Я бы сказал, что частично они пересекаются. По слухам, private equity не интересна недвижимость, некоторые не готовы вкладывать в чистое фермерство. При этом они готовы инвестировать в переработку, в IT. Мы все слышали о громком слиянии Rozetka и Prom.ua. Большую роль в этой сделке играет Horizon Capital, один из акционеров Rozetka. Это непростой проект, который имеет большое значение для украинского рынка. В конце концов украинскому рынку нужны свои отечественные флагманы, которыми мы сможем гордиться. У нас такие есть, но надо больше.

 

— Насколько украинский рынок M&A пуб­личен?

— Смотря что понимать под публичностью. Подавляющее большинство сделок рано или поздно становятся публичными. Вносятся изменения в публичные ре­естры, уведомляются кредиторы, публикуются пресс-релизы и прочее. Конечно, есть проекты, неизвестные широкой общественности, но их доля не очень большая. Другое дело — информация об условиях сделок: это частные M&A, и не стоит ожидать, что все нюансы будут раскрыты. Зачастую такие сенситивные вопросы, как цена, условия расчетов, стороны предпочитают не раскрывать, если, конечно, участником сделки не выступает публичная компания, которая обязана обнародовать соответствующую информацию. Это нормальная практика, принятая во всем мире. Другой вопрос, что на Западе больше сделок с участием пуб­личных компаний, и в силу этого уровень раскрытия информации выше.

— Что происходит со структурированием сделок? Способствовали ли принятые законодательные изменения возврату M&A в украинскую юрисдикцию?

— Однозначно да. Немаловажную роль сыграло принятие законов об обществах с ограниченной ответственностью и о корпоративных соглашениях. Более того, и мы, и некоторые коллеги по рынку начали уже готовить акционерные соглашения по украинскому праву. Это не говорит о том, что все немедленно стали структурировать сделки по украинскому праву. Риски непредсказуемости трактовки украинского законодательства украинскими судами постепенно будут уменьшаться, но всегда остаются налоговые причины. Поэтому многие сделки будут происходить с привлечением других юрисдикций, как минимум между иностранными продавцом и покупателем, а активы при этом могут находиться в Украине. Тем не менее сделки будут все чаще происходить на украинском уровне, а структурирование упростится. На мой взгляд, это правильно, у украинских юристов появится больше возможностей практиковать украинское право, постепенно интегрировать в него западные инструменты контрактного права. Рано или поздно у украинских судов устоится соответствующая практика, и я уверен, что по крайней мере на уровне Верховного Суда будет сформирована качественная судебная доктрина.

 

— Насколько Украина продвинулась в улучшении инвестиционного климата? Какие вопросы все еще сдерживают инвесторов?

— Я не думаю, что кроме каких-то устаревших геополитических мифов инвестора что-то может сдерживать. Мы видим, что до инвесторов наконец-то дошла волна информации о том, что реформы имели свой позитивный эффект, бюджет растет, дефицит под контролем, количество инвестиций в экономику увеличивается. Серьезных сдерживающих факторов я не вижу, многие мифы Украина постепенно развеивает. Сложности ведения бизнеса, длительность процессов — все это остается в прошлом, многие процедуры отменяются. Я не говорю, что абсолютно все идет отлично, но, сравнивая Украину со многими европейскими странами, могу утверждать, что условия ведения бизнеса в Украине не так уж плохи, а процедуры далеко не самые сложные. Известна проблема коррупции, о которой говорят все, даже те, кто с этим реально сталкивался. Большие надежды я возлагаю на новый Верховный Суд, куда прошло много хороших специалистов, а главное — порядочных людей. Пока что, на мой взгляд, все выглядит достаточно оптимистично.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

50 ведущих юридических фирм Украины 2018

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СУДЕБНЫЕ И АРБИТРАЖНЫЕ ДЕЛА

Толковый баланс

Роль земли

Рейдерский охват

Призовой фон

Грань-при

Взыскать возможно

Альтернативная музыка

Показательная практика

Энергетическая кампания

Игра за интерес

Здоровое будущее

Экспертное злоключение

Законы турбулентности

Финансовые инновации

Банкопат

Агронавты

Финансовые трансформации

Стоп-менеджмент

Расстроенный инструмент

Под слиянием событий

От общества к частному

Торг платежом красен

Не суд важно

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СДЕЛКИ

Успешный GR-ход

РЕЙТИНГ ПРИЗНАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ

Порыв в будущее

Порт-прогноз

Южный ветер

Западо-восторг

Вселяет умеренность

Конкурентное преимущество

Произвести эффект

Качество — в жизни

Плановая готовность

Френд-лепта

Реформенный штиль

Розыск активен

Отбросить маски

Неспокойная остановка

Вне подозрения

Ход арестом

Сильнее мира сего

Свидание счетов

Все на арбитраж!

Спорный образ

Инвестиционное продолжение

Корпоративная тактика

Спектральный анализ

Отлаженный спрос

Кадровый рывок

Адаптационный фон

Индустриальный поворот

Составить реноме

Активный образ в жизни

Формула к успеху

Экспертный совет

Акцент

Свободу попугаем

Государство и юристы

КСЕС обнародовал заключение по вопросам коррупции среди судей

Предложено два альтернативных названия для Днепропетровской области

Вступили в силу новые законодательные правила для авто с еврономерами

Час КИК

Сбой с тенью

В Украине планируют создать Государственную природоохранную службу

Конспект

Держать марку

Отрасли практики

Ветер перемен

Подобрать размер

Брак в договоре

Верховный Суд разъяснил, когда нельзя составлять европротокол

ВС занял сторону судьи в отставке в споре с пенсионным органом

Кадастровый номер

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Проверка на порочность

Теле-must

Самое важное

Цифровой сигнал

Войти в положение

Плановое суждение

Судебная практика

Поменяться в физлице

Акцептировать внимание

Вероятность общественных беспорядков не может быть основанием для запрета мирных собраний

Плыть против стечения

Применение силы к участникам мирных акций протестов считается пыткой в контексте статьи 3 Конвенции

Тема номера

Переходное поражение

Спорный комплект

Статус квот

Обновление программы

Миссия выполнима

Право на оценку

Промерить на практике

Ордер отечества

Частная практика

Quinn Emanuel Urquhart & Sullivan LLP и Asters защитили интересы АО «Ощадбанк» в инвестиционном споре

ЮФ «АНК» отстояла в Верховном Суде арест судна

Партнер-основатель АО Arzinger Сергей Шкляр вернулся в команду

EY выступила советником Rozetka в ходе объединения с группой компаний EVO

Юристы АО «Коннов и Созановский» представили интересы клиента в деле о защите чести, достоинства и деловой репутации

МЮФ Baker McKenzie сопровождала трансакцию по продаже бизнеса «Инвитро» по лабораторной диагностике в Украине

Доверительный фон

Інші новини

PRAVO.UA