Родился в 1976 году в г. Луганске. В 1998 году окончил Институт международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, а также Венский экономический университет (Австрия) и Международную бизнес-школу в Борнмуте (Великобритания). До учреждения АО Arzinger в 2002 году возглавлял отдел юридического департамента Фонда государственного имущества, а также руководил юридическим департаментом компании «Украинский алюминий». Специализация: сопровождение сделок в сфере недвижимости и строительства, M&A, антимонопольное право и приватизация. Советник мэра Львова по вопросам привлечения иностранных инвестиций и государственно-частного партнерства, лектор по вопросам украинского права при Торгово-промышленной палате Австрии. Член Международной ассоциации юристов (IBA), а также других профессиональных общественных организаций.
— Как вы можете оценить уходящий антимонопольный год?
— 2016 год можно смело назвать одним из самых продуктивных и революционных в сфере отечественного антитраста. Если в 2015 году еще продолжался переходный период, новое руководство оценивало ситуацию и вникало в специфику, делая огромный объем «невидимой» работы, то уже в 2016 году мы ощутили реальные плоды его работы как в сфере нормотворчества, так и в сфере правоприменения. Мы приятно удивлены изменениями в поведении бизнеса — все больше компаний из самых разных индустрий хотят работать по правилам честной игры и инвестируют серьезные ресурсы в перестройку внутренних бизнес-процессов. Быть «антитраст комплаенсным» становится модно, ведь в конечном итоге это позволяет сохранить деловую репутацию и деньги.
— Какие тенденции в работе Антимонопольного комитета Украины определяли вектор движения для бизнеса?
— В первую очередь обращает на себя внимание открытость АМКУ и готовность к диалогу. Наиболее ощутима открытость АМКУ в части коммуникации своих подходов, проблем, с которыми он сталкивается на практике, активного вовлечения бизнеса, общественности, специалистов в разных сферах и других регуляторов для обсуждения и разрешения вопросов на том или ином рынке. Существенно расширился «кругозор» ведомства. Все больше рынков и индустрий становятся объектом пристального внимания АМКУ. Из недавних примеров — рынок табачной продукции, рынок строительных гипермаркетов, рынок импорта и дистрибуции электроники. АМКУ активно показывает, что не боится доводить до логического завершения многолетние расследования: недавно приняты решения по результатам расследований на фармацевтическом рынке, которые длились более пяти лет. Штрафом завершилось и дело «заправщиков». Сразу следует сделать оговорку, что рынок не всегда однозначно воспринимает соответствующие штрафы и их обоснование, и мы уже стали свидетелями длительных судебных разбирательств относительно обоснованности соответствующих штрафов и расследований в целом.
Мы также являемся свидетелями качественного изменения подходов ведомства к доказыванию в антимонопольных расследованиях. Ведомство переходит от количества к качеству. Регулятор постепенно отходит от массовых дел с низкой интеллектуальной составляющей и фокусируется на знаковых делах, имеющих действительно важное значение для экономики в целом. В решениях АМКУ мы видим все больше экономики, и очевидно, что регулятор прилагает максимум усилий для того, чтобы глубже вникнуть в экономическую суть тех или иных коммерческих практик. Без глубокого понимания экономической составляющей антимонопольное расследование на любом рынке обречено на провал, и последствия подобного «урезанного» правоприменения могут быть катастрофическими для отдельно взятой отрасли и экономики в целом.
— Говоря о количественных показателях, вы имеете в виду, что в последнее время АМКУ был более сдержанным в наложении крупных штрафных санкций?
— Правильнее говорить о том, что АМКУ более взвешенно и вдумчиво подходит к вопросам установления факта нарушения и определения размера штрафа. Уже более года действуют разъяснения АМКУ в отношении расчета размера штрафов. Принципы и методы, задекларированные ведомством, позволяют бизнесу рассчитывать на прозрачные и равные подходы, но это отнюдь не означает, что размеры штрафов должны уменьшиться. Штрафы будут увеличиваться, но они будут экономически обоснованы, что соответствует мировой практике. АМКУ имеет право применить штраф до 10 % от дохода (выручки) компании за финансовый год, и бизнес должен всегда помнить об этом.
Рынку следует осознать, что национальное ведомство находится только в начальной стадии своей работы, а самые громкие расследования еще впереди. Давайте возьмем наиболее свежие примеры штрафов за картели, примененные в ЕС в 2016 году: 2 926 499 000 евро (ценовой картель производителей грузовых автомобилей) и 137 789 000 евро (ценовой картель производителей запасных частей для автомобилей). Эти цифры не должны восприниматься бизнесом как нечто далекое и не имеющее отношения к украинским реалиям. Мы советуем присмотреться к ним внимательнее и быть готовыми к тому, что в скором времени на украинском рынке могут появиться аналогичные штрафы, разумеется, с проекцией на размер и состояние украинской экономики.
— Какие инструменты вы можете рекомендовать бизнесу в сфере соблюдения антимонопольного законодательства?
— После того как практика АМКУ стала доступной для участников рынков и АМКУ начал открытый диалог, у бизнеса расширились возможности для пересмотра своего поведения и упреждения возможных антимонопольных рисков. С другой стороны, совершенно неправильно слепо копировать позицию регулятора, изложенную им в конкретном решении или документе: важно понимать, что часто в различных условиях одна и та же коммерческая практика может быть как проконкурентной, так и антиконкурентной. В этом бизнесу может помочь опыт юристов, практикующих в области конкурентного права и имеющих обширный опыт экспертизы в различных индустриях.
Многолетний опыт Arzinger в этой сфере позволяет утверждать, что критически важным с точки зрения митигации рисков является своевременное обращение к антимонопольному анализу той или иной коммерческой практики, бизнес-модели до момента ее фактического внедрения с учетом особенностей функционирования той или иной индустрии. Действенными механизмами митигации антимонопольных рисков являются проведение тематических тренингов и внедрение внутренних документов для сотрудников компаний, принимающих бизнес-решения. Внедрение коммерческих политик взаимодействия с контрагентами позволяет наладить работу с контрагентами, навести порядок в коммерческих условиях, процедурах отбора контрагентов и в то же время задать определенный тон в общении с ведомством.
Особое внимание бизнесу стоит обратить на вопросы ценообразования. При этом мы говорим не только об экономике затрат и желаемой рентабельности — любые инструменты стимулирования продаж, такие как скидки, бонусы, компенсации, оплата маркетинговых услуг, рассматриваются ведомством как инструменты ценообразования, которые могут иметь антиконкурентный характер.
— Какие прогнозы вы можете дать в сфере развития практики АМКУ и чего ожидать бизнесу?
— Бизнесу нужно готовиться к дальнейшей активизации работы ведомства, в том числе на рынках, которые ранее не были в поле зрения, — в этой части АМКУ также внимательно следит за практикой иностранных регуляторов и обращает внимание на индустрии, исследуемые в ЕС.
Не лишним будет напомнить компаниям о широких полномочиях АМКУ в процессе расследования, практически неограниченном праве ведомства на доступ к коммерческой и банковской тайне и инструментах реализации такого права. У АМКУ есть масса различных инструментов получения доступа к информации, в частности, внеплановые проверки.
Мы наблюдаем четкий тренд повышения внимания регулятора ко всей цепочке сбыта товаров: от их производителя до конечного потребителя. Но и интерес к горизонтальным отношениям между конкурентами будет все дальше возрастать. Все больше внимания уделяется отношениям между производителями, дистрибьюторами и предприятиями розничной торговли, анализу договорных условий и их влиянию на конкуренцию и ценообразование. Бизнесу стоит обратить внимание на вопросы эксклюзивного сотрудничества, установления цены перепродажи (рекомендованные, фиксированные цены, минимальные и максимальные цены) и влияния на рынок.
После громкого дела по ритейлерам стоит прогнозировать, что АМКУ и дальше будет исследовать отношения участников других рынков и организаций, которые собирают, обрабатывают и распространяют рыночную информацию среди компаний.
Мы также прогнозируем увеличение работы в сфере разработки и согласования АМКУ кодексов поведения или правил профессиональной этики на отдельно взятых рынках.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…