Прозрачный фон — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (988) » Прозрачный фон

Прозрачный фон

ЯРОСЛАВ РОМАНЧУК

Родился в 1964 году во Львове. В 1990 году окончил Ленинградский горный институт по специальности «автоматизация и системная инженерия», в 2004-м — Киевский университет права Национальной академии наук Украины по специальности «правоведение», квалификация — юрист. Адвокат.

Президент Ассоциации украинского бизнеса в Польше. Член Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины. Специализация: налоговое право, трансфертное ценообразование, корпоративное право, налоговое планирование с использованием нематериальных активов, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, реструктуризации бизнеса, защита активов.

Рекомендован Legal 500, Ukrainian Law Firms как ведущий эксперт в области налогового права. Победитель «Юридической премии 2015 года» в номинации «Лучший юрист по налогообложению».

— Считаете ли вы, что следствием принятия анонсированного антикоррупционного проекта изменений в Налоговый кодекс Украины будет рост инвестиций в нашу экономику?

— На протяжении последних лет наблюдалось сильное недоверие бизнеса к фискальным органам, прокуратуре, судам в Украине. Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, привлечь инвестиции в страну, необходим системный подход к проведению реформ. Цель изменений, предложенных Министерством финансов Украины, — предоставить возможность комфортно работать и развиваться уже работающему бизнесу и иностранным инвесторам. Создание благоприятных условий станет лучшим посылом для прихода новых инвесторов. Государство понимает, что увеличение поступлений в бюджет от сбора налогов должно происходить исключительно за счет роста и развития экономики, а не усиления давления на бизнес.

 

— Какие проблемы в налоговой системе, на ваш взгляд, необходимо решать в первую очередь?

— Я считаю, что наиболее актуальными проблемами сегодня являются состояние администрирования налогов и коррупция. К сожалению, довольно часто приходится слышать от иностранных компаний, что их не так волнуют размеры ставок налогов, уровень которых в Украине считается весьма приемлемым, как сама система администрирования. Главное для инвесторов — это прозрачное администрирование налогов, простые и предсказуемые правила, без коррупции. Наша компания уже десять лет работает на территории Европейского Союза, у нас есть офис в Варшаве, и за этот период мы ни разу не имели проблем с налоговой службой. Все сводится к онлайн-общению, оперативную помощь можно получить в любую минуту. Государство в Польше создало прекрасные условия для ведения бизнеса и благодарно за то, что он платит налоги в казну, надеюсь, когда-нибудь так будет и у нас.

 

— Решит ли, по вашему мнению, эти проблемы проект Минфина?

— В целом пакет налоговых изменений является важной частью реформы Государственной фискальной службы Украины, так как он исключает возможности для системной коррупции в налоговой сфере.

Основной акцент предложенных изменений сделан как раз на администрировании налогов. Все базы данных плательщиков налогов будут переданы в ведение Минфина, планируется предоставить больший функционал электронному кабинету плательщиков налогов. Ну и серьезным успехом будет абсолютно прозрачное возмещение налога на добавленную стоимость в автоматическом режиме. Создание единого реестра сумм, подлежащих возмещению, отмена заключений ГФС, возможность получения оперативной информации от казначейства о сроках выплаты — все эти нормы должны дать результат. Кроме того, не менее важны и другие новации: введение налоговых каникул по налогу на прибыль для плательщиков налогов с объемом дохода до 3 млн грн, либерализация в отношении сроков регистрации налоговых накладных, ликвидация налоговой милиции и др.

 

— Достаточно ли этих изменений?

— Конечно, недостаточно. На мой взгляд, есть еще много важных нюансов. Так, например, считаю крайне необходимым установить персональную ответственность должностных лиц контролирующего органа за допущенные ими нарушения в ходе контрольно-проверочной работы. Несомненно, это бы дало свои результаты, так как в последнее время наблюдается очень большое количество обжалований решений налогового органа. Только наша компания в 2015 году отстояла для своих клиентов более 1 млрд грн в судах в спорах с Государственной фискальной службой Украины.

 

— Сегодня главным трендом в общемировой налоговой политике является деофшоризация. Можно ли достичь компромисса между жестким регулированием и привлечением инвестиций?

— Безусловно, можно. Правительства практически всех государств заботятся о том, чтобы налоги уплачивались в их бюджеты. Лучшие времена налоговых гаваней, офшоров заканчиваются, структуры становятся прозрачными. Эти процессы неизбежны. А инвесторы ищут рынки во все времена, и им важны предсказуемые правила и отсутствие коррупции. Мы должны создавать новую систему администрирования налогов, другого пути нет. Да и в стороне от деофшоризации нам остаться не дадут.

 

— Но ведь объявленный курс на деофшоризацию, похоже, забуксовал?

— Да, анонсированные законы о контролируемых иностранных компаниях, об изменениях в сфере трансфертного ценообразования, присоединение Украины к многосторонней конвенции об автоматическом обмене информацией между компетентными органами пока отложены. Но в любом случае эти процессы не за горами. У нас и сейчас действуют нормы, которые предусматривают контроль за операциями с офшорными юрисдикциями. Это и законодательство о трансфертном ценообразовании, и правило тонкой капитализации, и ограничение расходов по операциям с офшорными юрисдикциями, и требования Национального банка Украины к деятельности банков.

— Многие эксперты сейчас рассматривают в качестве возможных компенсаторов для наполнения бюджета поступления, связанные с контролем в сфере трансфертного ценообразования. Когда это законодательство начнет работать в полной мере?

— Предусмотренный действующим за­конодательством контроль в сфере транс­фертного ценообразования и правда можно назвать очень либеральным. Проверок проводится немного, практически все доначисления связаны со штрафами за неподачу отчетности. Есть информация об общей сумме около 1 млрд грн самостоятельных корректировок, проведенных плательщиками налогов по результатам годового декларирования налога на прибыль за 2015 год. Наверное, для четвертого года действия законодательства в этой сфере всего этого недостаточно. Однако более действенного механизма, чем трансфертное ценообразование, в борьбе с выводом прибыли из-под налогообложения нет, поэтому контроль в этой сфере неизбежно будет набирать обороты.

 

— С какими проблемами в контексте трансфертного ценообразования приходится сталкиваться чаще всего?

— Количество плательщиков налогов, которые не подали отчеты по контролируемым операциям и попали под санкции в виде огромных штрафов, говорит о том, что для многих серьезной проблемой является общая неготовность, незнание законодательства, отсутствие квалифицированных специалистов. Само же налоговое законодательство в сфере трансфертного ценообразования в нашей стране, на мой взгляд, достаточно сбалансированное, соответствует требованиям Организации экономического сотрудничества и развития и не содержит норм, нуждающихся в срочном пересмотре. Если компания имеет проблемы с подготовкой документации, поиском сопоставимых операций, применением процедур определения уровня цен к товарам, имеющим биржевые котировки, то в таких случаях оптимальным вариантом станет обращение к квалифицированным специалистам в этой области. Например, в нашей практике ТЦО работают и аудиторы, и эксперты, и адвокаты, и именно этот симбиоз дает возможность клиентам решить разноплановые задачи: от экономического анализа контролируемых операций до обжалования решений налогового органа.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

ПОБЕДИТЕЛИ РЕЙТИНГА «50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ» В 1998-2016 ГОДАХ

Приходный орден

«Бронзовая лига» ведущих юридических фирм Украины 2016 года

50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ 2016 ГОДА

Экспертный совет

Экономический порыв

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

Объединение усилит

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Банкротство и реструктуризация

Перейти на контраст

Забота на перспективу

Великие закрытия

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

Чувство веры

Эффектная подача

Труд задело

Гарантийные заботы

Срочный контакт

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Фармацевтика

Закупочная сцена

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

Ставить на тон

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Авиация

Небесное дело

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Опасное нарушение

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Энергетика

Играть частно

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Валютное регулирование

Либеральный курс

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Недвижимость

Держать стройку

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Отрасли практики

В активном поиске

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

M&A

На низком старте

Украинская M&Aтрица

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Обрести умеренность

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Уголовное право

Спех и грех

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Поддерживающий фактор

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Интеллектуальная собственность

Тренд-зона

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Региональные рынки

ВЕДУЩИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ФИРМЫ УКРАИНЫ

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Конкурентное право

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Налоговая практика

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СПОРОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СУДЕБНЫЕ И АРБИТРАЖНЫЕ ДЕЛА

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Отрасли практики

50 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Региональные рынки

Региональная кампания

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Конкурентное право

In antitrust we trust

Концентрация влияния

Обычное дело

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Интеллектуальная собственность

Штрих-ход

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Показать содействие

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Налоговая практика

Начать с нуля

Изменчивый ракурс

Прозрачный фон

Суть следования

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Уголовное право

Победителей не садят

Контактная формация

Корни привередливые

Шах за шагом

Гонка воображений

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Отрасли практики

Период застроя

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международные отношения

Свести счеты

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Юридический рынок

Конец привлечений

GRандиозная реальность

Фирма и содержание

Изменчивое построение

Большие надежды

Культ управления

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

От редакции

АЛЕКСЕЙ НАСАДЮК

РУСТАМ КОЛЕСНИК

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Методология

Best records

VOX POPULI

Самое важное

Правдивая усталость

Акцент

Уровень правосоздания

В фокусе: ТМТ

Технологический порыв

Государство и юристы

Сберегательный клад

Государство и юристы

Новости законотворчества

КМУ предлагает изменить порядок контроля за непищевой продукцией

Государство и юристы

Гарантийное возмущение

Мания отличия

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен закон о пропавших без вести

Подготовлены поправки к закону о госфинансировании партий

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Великобритании принят закон о слежке

Неделя права

Юристов прибыло

IP-суть

Регуляционная ситуация

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko сопровождала получение разрешения АМКУ на крупнейшее слияние в истории пивоваренной отрасли

ЮФ AVELLUM консультировала AGCO в связи с получением разрешения на концентрацию для приобретения Cimbria

Interlegal сопроводил оформление банковской гарантии в качестве обеспечения по чартеру

Отрасли практики

Предмет риска

Толк платежом красен

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Legal Energy Forum

Репортаж

Указ резидента

Торговые соотношения

Самое важное

Совет в конце тоннеля

Cравнение на середину

Юрисдикция для АМКУ

Судебная практика

Повторная проверка

Судебная практика

Судебные решения

Право на кассационное обжалование судебного решения

Судебная практика

Чья юрисдикция?

Судебная практика

Судебные решения

Количество обращений в суд с заявлением о восстановлении одних и тех же утраченных материалов уголовного производства не ограничено

Судебная практика

Идентификация спорна

Исковая давность

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях для приостановления производства по делу об обжаловании решения ВСЮ

Судебная практика

Уйти? Остаться?

Оборонный комплекс

Тема номера

Книга жалоб

Вызвать разрешение

Входящий вызов

Дать отбор

Сложная тревога

Частная практика

Фора участия

Считают до пяти

В пределах конференции

Інші новини

PRAVO.UA