Последняя реформа украинского законодательства о банкротстве закончилась принятием Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон о банкротстве) в новой редакции, который вступил в силу в 2013 году. Основным новшеством стали правила ведения дел о банкротстве, в которых присутствует иностранный элемент.
Трансграничные дела
Украина стала первой страной в постсоветском пространстве, в которой в законодательство о банкротстве были введены правила ведения так называемых трансграничных дел о банкротстве. Вместе с тем, несмотря на то что правовая база ведения таких специфических дел в действующем законодательстве Украины существует уже несколько лет, широкого применения соответствующие положения пока не получили.
Скорее всего, такое положение дел может быть связано с двумя аспектами правового регулирования общественных отношений в этой сфере: законодательным и правоприменительным. Поэтому следует обратить внимание на то, соответствуют ли представленные в законе правила и процедуры международным стандартам, а также насколько новые положения вписываются в общее регулирование процесса рассмотрения такой категории дел Законом о банкротстве и процессуальным законодательством.
Действующий Закон о банкротстве содержит целый набор абсолютно новых положений, направленных на разрешение возможных проблем, обычно возникающих в случае возбуждения относительно должника нескольких судебных производств о признании его несостоятельным или банкротом на территории разных государств. Эти нормы и процедуры вошли в Закон в качестве отдельного раздела.
Среди нововведений основными являются следующие: введена новая процедура признания иностранной процедуры банкротства; управляющий процедурой банкротства, назначенный в иностранном судебном производстве, может вступить в конкурсный процесс как участник в деле о банкротстве; определены условия осуществления сотрудничества судов в открытых судебных производствах о банкротстве должника, возбужденных на территории нескольких государств, и установлены основания предоставления судебной помощи в рамках такого сотрудничества.
Иностранная процедура
С формальной точки зрения основные механизмы разрешения коллизий в делах о банкротстве, которые предусмотрены в Законе о банкротстве, соответствовали положениям ряда международных документов, таких как Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 года и Регламент ЕС 1346/2000 о процедурах несостоятельности, в действующей в период реформы Закона о банкротстве (2011-2012 г.г.) редакции.
Сотрудничество в делах о банкротстве с множественными производствами начинается с принятия решения по заявлению о признании иностранной процедуры. Важнейшим последствием признания иностранной процедуры банкротства является допуск представителя иностранного аналогичного производства к участию в деле о банкротстве, возбужденном в местном суде.
Признание иностранной процедуры банкротства служит основанием для вступления местного суда во взаимоотношения с иностранным судом и представителем иностранного производства в деле о банкротстве с целью осуществления последующей координации мер, принимаемых в соответствующих судебных производствах.
Оказание судебной помощи в делах о банкротстве с множественными производствами предусмотрено статьей 19 Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности.
Эти и другие юридические процедуры, представленные в действующем Законе о банкротстве, в целом соответствуют предусмотренным в международных документах.
Специальное урегулирование
Вместе с тем следует отметить, что механическое перенесение положений международных документов в национальные законы без необходимой адаптации иногда становится препятствием для эффективного применения новых правовых норм. Например, Закон о банкротстве ввел такую правовую категорию, как судебная помощь, которая больше нигде в законодательстве Украины не встречается. Понятно, что такие новшества должны быть надлежащим образом отображены в процессуальном законодательстве.
Легко заметить, что объектом регулирования соответствующим разделом Закона о банкротстве стали ситуации, когда в отношении должника возбуждено несколько судебных производств о признании его несостоятельным или банкротом в разных юрисдикциях. Соответственно, за пределами регулирования остались ситуации, когда не возбуждено ни одного дела в отношении должника, который ведет бизнес или имеет имущество на территории нескольких стран.
Таким образом, вопросы международной подсудности перспективных дел о банкротстве необходимо будет в дальнейшем урегулировать в специальных законах. Очевидно, тех коллизионных правил, которые сегодня имеются в специальном в сфере коллизионного регулирования законодательном акте — Законе Украины «О международном частном праве», будет явно недостаточно для эффективного разрешения коллизий нескольких правопорядков, которые претендуют на возбуждение и ведение дела о банкротстве.
К тому же некоторые положения упомянутого выше закона могут стать препятствием для принятия решения, которое позволит надлежащим образом защищать интересы участников отношений несостоятельности. Речь идет о так называемой исключительной подсудности дел о банкротстве с иностранным элементом. Эта норма Закона Украины «О международном частном праве» может нивелировать положительный эффект применения введенной в Закон о банкротстве концепции центра основных интересов должника.
Процесс адаптации
В этом контексте следует также указать на то, что в дальнейшем процессе адаптации украинского законодательства о банкротстве к нормам и стандартам Европейского Союза в части разрешения коллизий Регламент ЕС 2015/848 о процедурах несостоятельности, который сегодня является основным консолидированным актом прямого действия в ЕС, может стать хорошей базой для введения дополнительных процедур, направленных на уменьшение возможных коллизий норм законодательства стран, задействованных в банкротствах со множеством судебных производств. Именно этот акт ЕС предлагает для введения в национальное законодательство стран — членов и кандидатов на членство в ЕС коллизионную привязку lex concursus, которая заполнит пробелы в действующем законодательстве о международном частном праве и банкротстве.
Необходимо признать, что наличие в национальном законодательстве признанных в мире юридических процедур разрешения проблем задолженности должника является чрезвычайно важным показателем привлекательности инвестиционного климата. И иностранный бизнесмен, и национальный предприниматель, которые ведут хозяйственную деятельность на территории более чем одной страны, смогут эффективно использовать эти сложные юридические механизмы для разрешения проблем критической задолженности по правилам, известным во всем мире.
Думаем, без необходимого усовершенствования норм указанных выше законов и внесения изменений в ряд других законов, в том числе и тех, которые являются специальными для других сфер правового регулирования общественных отношений, не удастся существенно улучшить ситуацию, связанную с практикой применения новых правил в сфере трансграничной несостоятельности.
БИРЮКОВ Александр — советник LCF, профессор, д.ю.н., г. Киев
Практика банкротства
Артем Замниус, юрист ЮФ ILF
Развитие рыночных взаимоотношений Украины с другими государствами, конечно же, требует изменения действующего законодательства. В 2013 году Украина в числе первых государств постсоветского пространства закрепила на законодательном уровне процедуру банкротства, связанную с иностранными процедурами банкротства, то есть процедуру трансграничного банкротства.
Суть данной процедуры заключается в предоставлении помощи государствами в сопровождении процедур банкротства за пределами страны. Однако оказывается ли на самом деле такая помощь национальными судами?
Как показывает практика, вопрос признания хозяйственными судами иностранной процедуры банкротства рассматривается крайне редко и негативно. К примеру, Хозяйственный суд Львовской области отказал нерезиденту в признании иностранной процедуры банкротства. Одним из оснований такого отказа послужило отсутствие международного договора между двумя государствами.
По моему мнению, данная категория дел о банкротстве плохо развита в нашей стране по двум причинам.
Во-первых, это нежелание национальных судов применять такую процедуру ввиду отсутствия устоявшейся практики.
Во-вторых — отсутствие со стороны иностранных компаний обращений в суды с соответствующими документами о признании иностранной процедуры банкротства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…