Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №48 (988) » Концентрация влияния

Концентрация влияния

Антимонопольный комитет Украины является одним из наиболее заметных государственных органов, сфокусированных на реформировании профильного законодательства и изменении подходов к своей работе. Новости из Комитета приходят на рынок регулярно, причем как в отношении рассмотренных Комитетом дел и примененных им санкций, так и относительно принятия новых нормативных актов и методик ведомства

До амнистии и после

Одной из важных новостей осени 2016 года стало продление сроков действия так называемой штрафной амнистии для субъектов хозяйствования, не заявивших в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) о концентрации. Изначально амнистия была заявлена Комитетом на период с 15 сентября 2015-го по 15 сентября 2016 года. В конце сентября текущего года АМКУ уведомил о продлении периода амнистии на шесть месяцев. Еще год назад функционирование этой процедуры вызывало массу вопросов у многих компаний, что останавливало их в принятии решения воспользоваться амнистией, по крайней мере до момента, пока первые желающие ее не пройдут и не подтвердят ее работоспособность. Сегодня можно утверждать, что процедура амнистии успешно работает на практике.

За последний год работы Комитета можно было убедиться в том, что случаи, когда заявители обращаются по процедуре амнистии и получают больший размер штрафа, чем заявленный АМКУ для случаев амнистии, отсутствуют. В рамках рассмотрения заявлений по процедуре амнистии Комитет часто идет навстречу заявителям в вопросе удовлетворения ходатайств о сокращении количества предоставляемой информации, которая не является ключевой для оценки эффекта сделки на конкуренцию. Фактически процедура амнистии стала формальным уведомлением Комитета о незаявленных ранее концентрациях, за которые применяется достаточно лояльный штраф в фиксированном размере 102 000 грн.

По сути процедура амнистии гарантирует всем субъектам, которые добровольно обратятся в АМКУ и проинформируют об осуществленной без разрешения концентрации (имевшей место до 15 сентября 2015 года), определенные возможности. Во-первых, получить разрешение на заявленную в Комитет сделку. Во-вторых, предвидеть фиксированный размер штрафа, который применит АМКУ. В-третьих, «очистить» свою корпоративную структуру от рисков, связанных с выявлением не заявленных в Комитет концентраций, и как следствие избежать применения штрафов, размер которых будет уже существенно выше, чем предусматривает амнистия.

С осени 2015 года Комитет принял ряд важных нормативных актов, влияющих на рассмотрение заявлений о концентрации. Среди таких документов следует выделить новое Положение о концентрации и Рекомендационные разъяснения о порядке применения штрафов, которые были уже несколько раз уточнены и усовершенствованы. Ключевыми для регулирования сделок M&A также стали изменения 2016 года в Закон Украины «О защите экономической конкуренции», предусматривающие существенное увеличение пороговых показателей, достижение которых влечет необходимость обращения в АМКУ за разрешением на концентрацию.

Последний документ поспособствовал уменьшению количества сделок, требующих разрешения на концентрацию. Вероятнее всего, по истечении срока амнистии у Комитета появится возможность сосредоточиться на выявлении исторических нарушений, тем более что возможность заявить о них добровольно была предоставлена Комитетом в последние полтора года. В случае выявлений таких исторических нарушений по окончании заявленного срока амнистии у регулятора будут все основания применять значительные штрафы, аргументируя их в том числе и тем, что возможность исправить былые ошибки была предоставлена всем желающим субъектам хозяйствования.

 

В фокусе внимания

Регулятор был также активен и в расследовании инициированных им ранее дел о нарушении конкурентного законодательства. Бои на всех основных фронтах — определенных АМКУ приоритетных рынках — продолжаются. Об этом свидетельствуют как решения по конкретным делам, так и активный набор АМКУ специалистов в соответствующие подразделения ведомства, включая лиц, специализирующихся на судебных спорах.

Несмотря на регулярные заявления представителей Комитета о том, что основной целью ведомства является не применение штрафов, а долгосрочное разрешение проблемы, возникшей на том или ином рынке, последние расследования на рынках нефтепродуктов и лекарственных средств завершились достаточно существенными штрафами. Основная претензия Комитета — антиконкурентные согласованные действия участников рынка, непосредственно повлиявшие на вопросы ценообразования.

Помимо наложения штрафов, Комитет принимал рекомендации относительно дальнейшего поведения участников на рынках и/или совместной с участниками дела разработки правил поведения на таких рынках во избежание повторения негативных для конкуренции явлений. Выполнение рекомендаций и разработанных правил призвано придать субъектам хозяйствования уверенность в том, что их поведение на рынке не повлечет за собой появления новых претензий Комитета по аналогичным вопросам, и сложившейся годами практике открытия дел по одним и тем же фактам поведения участников на рынке будет положен конец.

Текущая деятельность Комитета в части информационных запросов и исследований рынков свидетельствует о том, что в ближайшее время его взор может быть обращен на рынки лекарственных средств, ветеринарных препаратов, финансовых услуг, сжиженного газа, табачных изделий, минеральных удобрений, телекоммуникаций, непродуктового ритейла, а также на деятельность в сфере государственных закупок. Указанный список безусловно можно расширять в зависимости от приоритетов деятельности АМКУ и динамики поступления регулятору заявлений о нарушении прав от участников рынка.

 

Планы на будущее

Среди ключевых новинок 2017 года следует прежде всего выделить полное вступление в силу Закона Украины «О  государственной помощи субъектам хозяйствования». С августа 2017 года АМКУ будет основным уполномоченным органом, ответственным за создание и ведение реестра государственной помощи, а также за мониторинг предоставления государственной помощи. В полномочия Комитета будут входить отслеживание, оценка и контроль целесообразности предоставления государственной помощи субъектам хозяйствования. Предоставление государственной помощи будет осуществляться после принятия Комитетом соответствующего решения. При этом одним из возможных последствий признания государственной помощи недопустимой для конкуренции является обязательство ее полного возврата субъектом, которому такая помощь была предоставлена.

Ожидаемым направлением реформ также является принятие документа, регулирующего вопросы вертикальных согласованных действий, включая вопросы дистрибуции. Принятие данного документа уже давно стоит на повестке дня в АМКУ. Ожидается, что с его вступлением в силу наконец-то прольется свет на ранее несовершенное толкование некоторых норм действующего законодательства, регулирующих процесс движения товаров от производителя к его конечному потребителю. Наличие четких и понятных правил оценки вертикальных согласованных действий, включая вопросы рекомендованных, минимальных и максимальных цен, позволило бы многим участникам рынка строить свои комплаенс-программы не только на основании европейского законодательства и практики, но и с учетом специфических украинских реалий.

В сфере концентраций на финальной стадии разработки находится документ, регулирующий порядок оценки горизонтальных концентраций, принятие которого было одним из требований Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Основная задача данного акта — установление понятных процедур и подходов регулятора во время рассмотрения сложных концентраций, результат которых может влиять на состояние конкуренции на рынках.

Таким образом, у игроков рынка есть все основания полагать, что деятельность АМКУ принесет еще много новостей как в сфере законодательства, так и в практике его применения. Остается надеяться, что практические подходы в деятельности АМКУ будут соответствовать заявленным направлениям реформ и прогрессивным стандартам работы лучших конкурентных ведомств мира, а качество решений регулятора позволит выдержать непростые испытания в широко практикуемых игроками рынка процедурах судебного обжалования.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

ПОБЕДИТЕЛИ РЕЙТИНГА «50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ» В 1998-2016 ГОДАХ

Приходный орден

«Бронзовая лига» ведущих юридических фирм Украины 2016 года

50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ 2016 ГОДА

Экспертный совет

Экономический порыв

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

Объединение усилит

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Банкротство и реструктуризация

Перейти на контраст

Забота на перспективу

Великие закрытия

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

Чувство веры

Эффектная подача

Труд задело

Гарантийные заботы

Срочный контакт

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Фармацевтика

Закупочная сцена

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

Ставить на тон

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Авиация

Небесное дело

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Опасное нарушение

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Энергетика

Играть частно

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Валютное регулирование

Либеральный курс

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Недвижимость

Держать стройку

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Отрасли практики

В активном поиске

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

M&A

На низком старте

Украинская M&Aтрица

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Обрести умеренность

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Уголовное право

Спех и грех

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Поддерживающий фактор

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Интеллектуальная собственность

Тренд-зона

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Региональные рынки

ВЕДУЩИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ФИРМЫ УКРАИНЫ

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Конкурентное право

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Налоговая практика

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СПОРОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СУДЕБНЫЕ И АРБИТРАЖНЫЕ ДЕЛА

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Отрасли практики

50 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Региональные рынки

Региональная кампания

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Конкурентное право

In antitrust we trust

Концентрация влияния

Обычное дело

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Интеллектуальная собственность

Штрих-ход

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Показать содействие

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Налоговая практика

Начать с нуля

Изменчивый ракурс

Прозрачный фон

Суть следования

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Уголовное право

Победителей не садят

Контактная формация

Корни привередливые

Шах за шагом

Гонка воображений

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Отрасли практики

Период застроя

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международные отношения

Свести счеты

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Юридический рынок

Конец привлечений

GRандиозная реальность

Фирма и содержание

Изменчивое построение

Большие надежды

Культ управления

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

От редакции

АЛЕКСЕЙ НАСАДЮК

РУСТАМ КОЛЕСНИК

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Методология

Best records

VOX POPULI

Самое важное

Правдивая усталость

Акцент

Уровень правосоздания

В фокусе: ТМТ

Технологический порыв

Государство и юристы

Сберегательный клад

Государство и юристы

Новости законотворчества

КМУ предлагает изменить порядок контроля за непищевой продукцией

Государство и юристы

Гарантийное возмущение

Мания отличия

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен закон о пропавших без вести

Подготовлены поправки к закону о госфинансировании партий

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Великобритании принят закон о слежке

Неделя права

Юристов прибыло

IP-суть

Регуляционная ситуация

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko сопровождала получение разрешения АМКУ на крупнейшее слияние в истории пивоваренной отрасли

ЮФ AVELLUM консультировала AGCO в связи с получением разрешения на концентрацию для приобретения Cimbria

Interlegal сопроводил оформление банковской гарантии в качестве обеспечения по чартеру

Отрасли практики

Предмет риска

Толк платежом красен

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Legal Energy Forum

Репортаж

Указ резидента

Торговые соотношения

Самое важное

Совет в конце тоннеля

Cравнение на середину

Юрисдикция для АМКУ

Судебная практика

Повторная проверка

Судебная практика

Судебные решения

Право на кассационное обжалование судебного решения

Судебная практика

Чья юрисдикция?

Судебная практика

Судебные решения

Количество обращений в суд с заявлением о восстановлении одних и тех же утраченных материалов уголовного производства не ограничено

Судебная практика

Идентификация спорна

Исковая давность

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях для приостановления производства по делу об обжаловании решения ВСЮ

Судебная практика

Уйти? Остаться?

Оборонный комплекс

Тема номера

Книга жалоб

Вызвать разрешение

Входящий вызов

Дать отбор

Сложная тревога

Частная практика

Фора участия

Считают до пяти

В пределах конференции

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: