Родилась в Харькове. В 1994 году окончила Национальную юридическую академию им. Ярослава Мудрого. В 2006 году защитила докторскую диссертацию по праву компаний ЕС. Юридической практикой занимается с 1992 года. С марта 2011 года является управляющим партнером юридической фирмы «Кибенко, Оника и Партнеры». Практику совмещает с преподавательской деятельностью. Автор более 150 научных и практических статей, семи учебников и пяти монографий. Специализация: корпоративное право, международное частное право, слияния и поглощения, международное финансирование, инвестиции, рынок финансовых услуг. Член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Украины.
— Как возникла идея создания международной системы автоматического обмена информацией об иностранных счетах?
— На принятие решения о необходимости создания системы автоматического обмена информацией для налоговых целей оказали влияние всем известный закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA) и Директива ЕС о налоге на сбережения (EU Savings Tax Directive). В 2013 году представители стран G20 обратились к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с официальным требованием разработать общий стандарт по обмену налоговой информацией. Уже в феврале 2014 года ОЭСР разработала соответствующий документ — Common Reporting Standard (CRS) (Стандарт). В июне 2014 года CRS был одобрен ОЭСР и утвержден странами G20. К сентябрю 2014 года около 50 юрисдикций присоединились к CRS. Кроме того, в октябре 2014 года было подписано Многостороннее соглашение между уполномоченными органами по реализации CRS (CRS Multilateral Competent Authority Agreement).
— Каким образом происходит внедрение Стандарта?
— В августе 2015 года было опубликовано руководство по применению CRS. Над надлежащим внедрением CRS также активно работает Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях (The Global Forum on Transparency and Exchange of Information for Tax Purposes). На данный момент проведена значительная работа по реализации положений Стандарта и его надлежащему функционированию.
— В чем заключается автоматический обмен информацией?
— Суть Стандарта заключается в том, что банки и другие финансовые учреждения собирают информацию о нерезидентах, открывших у них счета, и передают ее в налоговый орган своей страны, затем эта информация поступает в налоговый орган страны, в которой владелец счета имеет налоговое резидентство. Цель — избежание уклонения от уплаты налогов, так как налоговые органы страны резидентства лица не всегда знают о его доходах, которые он получает за рубежом. Обмен происходит автоматически, без каких-либо запросов, на ежегодной основе. Банк самостоятельно на основе имеющихся у него документов определяет страну резидентства владельца счета. При наличии сомнений информация может быть направлена в несколько стран. Кроме данных о владельце счета, обмену также подлежит и финансовая информация о счете, а именно: информация о какой-либо инвестиционной (пассивной) прибыли (включая проценты, дивиденды, прибыль от определенных договоров страхования и иные подобные виды дохода); баланс счета и доход от продажи финансовых активов. Отметим, что счета юридических лиц, баланс которых на конец года не превышает 250 тыс. долл. США, не являются подотчетными.
Финансовыми учреждениями, которые будут предоставлять соответствующую информацию, являются не только банки и кастодиальные учреждения (держатели финансовых инструментов), но и другие финансовые учреждения, такие как брокерские компании, компании коллективных инвестиций и определенные страховые компании. Требования Стандарта касаются также так называемых компаний с пассивным доходом (passive entities). В отношении последних существует требование по отслеживанию их бенефициаров, при этом информация будет высылаться не только в страну налогового резидентства самой компании, но и в страну налогового резидентства бенефициара. Основным фактором, определяющим страну, в которую отправляются данные о счетах, является не гражданство лица (одно из ключевых отличий от FATCA), а его налоговое резидентство.
— Какие меры необходимо принять странам-участникам для внедрения CRS?
— Помимо международного сотрудничества, для функционирования Стандарта его также необходимо имплементировать во внутреннее законодательство стран-участников. ОЭСР определяет четыре основных шага, которые необходимо предпринять: 1) перевод требований к отчетности и due diligence во внутреннее законодательство; 2) избрание правового основания для обмена информацией; 3) внедрение системы административной и IT-инфраструктуры для передачи и получения информации; 4) обеспечение конфиденциальности и защиты информации.
Эксперты говорят о том, что Стандарт значительным образом будет основываться на внутренних нормах законодательства стран-участников относительно предотвращения отмывания денег и процедуры «знай своего клиента» (KYC). Поэтому, несмотря на желание унификации, стандарты по обмену информацией могут существенно варьироваться в зависимости от внутреннего подхода той или иной страны к подобного рода мониторингу. В связи с этим ОЭСР разрабатывает рекомендации по внедрению положений Стандарта во внутреннее законодательство стран-участников.
Таким образом, реальную работу системы автоматического обмена информацией об иностранных счетах можно будет увидеть и оценить только в 2017 году. Стандарт не дает ответы на все вопросы — очень многое будет зависеть от внутреннего законодательства каждой отдельной страны, заключенных ею международных соглашений, позиции конкретного банка, который будет собирать и отправлять информацию в налоговые органы.
— Как на данный момент реализовывается Стандарт: много ли стран присоединилось к нему?
— По состоянию на июль 2016 года (последнее обновление статуса Стандарта) Стандарт подписало 101 государство. 54 юрисдикции начнут процесс обмена информацией в 2017 году по итогам 2016 года. Остальные 47 стран отложили такой обмен еще на год (то есть проведут его в 2018 году по итогам 2017 года). Страны, обмен информацией которых запланирован на 2017 год, в течение текущего года собирали соответствующую налоговую информацию, подлежащую обмену. Кроме того, постоянно совершенствуются и технические ресурсы для сбора и обмена информацией, в частности IT-платформы. Существует также электронный ресурс по автоматическому обмену информацией, на котором можно узнать самые последние новости об этом процессе, просмотреть перечень стран, которые присоединились к Стандарту, а также ознакомиться с планируемыми мерами по реализации Стандарта.
— Что ожидает резидентов Украины, являющихся бенефициарами зарубежных компаний, повлияет ли Стандарт на их бизнес?
— На данный момент Украина не присоединилась к Стандарту. В июле 2016 года в отношении Украины был опубликован отчет, который затрагивает вопросы внедрения Стандарта и предоставляет определенные рекомендации. Сложно сказать, насколько долго Украина сможет игнорировать Стандарт, хотя она и не одинока в своей позиции. В частности, США, скажем так, «прародители» идеи автоматического обмена, к Стандарту до сих пор не присоединились, что может рассматриваться как одно из конкурентных преимуществ этой страны в борьбе за международный капитал.
Сегодня главные риски Стандарт несет для тех лиц, которые регистрировали компании за рубежом, проводили активные операции через банки в другой юрисдикции, а в стране налоговой регистрации подавали нулевые отчеты. Впрочем, сроки вступления Стандарта в действие достаточны для закрытия таких счетов, с тем чтобы информация о них не попала под автоматический обмен.
Риски есть и для граждан Украины, в отношении которых банк имеет информацию о налоговом резидентстве другой страны — участника Стандарта. В таком случае банк отправит информацию в эту страну, и у лица могут возникнуть налоговые обязательства.
В зоне риска находятся и группы, имеющие в своем составе компании из разных юрисдикций. Налоговые органы многих стран активно борются за налоги на доходы таких групп. И автоматический обмен информацией может привести к тому, что группы компаний столкнутся с доначислением налогов в стране, которая посчитает, что именно на ее территории генерируется основная прибыль.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…