Каким одним словом можно охарактеризовать впечатления от форума «Ukraine Level Up 2016. Битва за бизнес: налоговая реформа или хаос?», прошедшего в КВЦ «Парковый» 23 ноября? Честность. Максимально искренними были бизнесмены в критике регуляторной среды, нерадужные перспективы обрисовали эксперты и политики в случае сохранения статуса-кво, представители других стран дали понять, что Украине придется буквально бороться за внешние рынки. Мало звучало мнений только от представителей государства. Мероприятие поставило вопрос достаточно радикально: существующая экономическая система себя изжила, и то, что казалось конкурентным преимуществом, тает на глазах. Использование бизнесом офшорных юрисдикций может внушить недоверие респектабельным банкам, а дешевизна продукции не гарантирует спроса на нее в странах ЕС. В этих условиях многие с надеждой смотрят на проведение радикальной налоговой либерализации, которая стимулирует бизнес инвестировать в экономику.
Налоговая реформа
Предыдущая налоговая реформа содержала элементы либерализации, но не изменила систему в корне, заявил в рамках панельной дискуссии Игорь Даличук, акционер и президент компании ЧАО с ИИ ЗАО «СБК». По его словам, налоговая реформа является одним из способов перезагрузки экономики. Проблема Украины в том, что государство не определило отрасли, в которых будет использоваться налоговое стимулирование. В то же время, называя положительные тенденции, бизнесмен отметил развитие строительной отрасли, прекратившей падение впервые за пять лет. Покупка недвижимости сейчас выгодна: достигнут минимум стоимости квадратного метра жилья. На вопрос модератора Натальи Ульяновой, управляющего партнера ICF Legal Service, о том, какая ставка налога приемлема для предприятий, он ответил: «Три по 10: НДФЛ, НДС и налог на прибыль — по 10 %».
В свою очередь президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе заявил, что ставки могут корректироваться, но главное — заложить в законодательстве правильные тренды. Он сообщил о разработанном новом либеральном Налоговом кодексе Украины (проект), который написан «не иностранными специалистами за гранты, а украинским бизнесом». Главное, что отпугивает инвесторов, — это не война, а масса средств, которые выводятся из страны украинцами (12 млрд долл. США в год) или хранятся у них на руках (70–100 млрд долл. США). По его словам, это «просто странно», ведь суммы превышают кредиты МВФ.
Для поощрения вложения денег в экономику и был разработан проект, предусматривающий сокращение количества налогов с 13 до 9 и снижение некоторых ставок. По мнению докладчика, это не приведет к недофинансированию бюджета, потому что реформа будет проводиться поэтапно, а компенсаторы найдутся в виде доходов от приватизации. К примеру, ставка НДФЛ, который объединят с ЕСВ, составит в 2020 году 20 %. Г-н Катамадзе подчеркнул, что снижение налоговой нагрузки с 68 до 42 % не имело эффекта в виде детенизации. Упрощенную систему налогообложения отменят, так как в целом ставки будут ниже. По словам спикера, льготами сегодня злоупотребляют крупные бизнесмены.
Сейчас финансовым контролем занимаются в общей сложности до 22 тыс. человек (включая подразделения МВД и СБУ). Новая служба финрасследований будет подчинена министру финансов.
Отменяется военный сбор (из-за негативного финансового положения населения) и авансовый порядок уплаты акцизного налога (для поддержки ликеро-водочной промышленности). Повышение акцизов будет происходить не более чем на 10 % в год, а производители смогут получать отсрочку по выплате акцизного налога путем выдачи векселя.
Предлагается ввести нулевую декларацию: имущество, задекларированное на протяжении первого полугодия 2018 года, не будет облагаться налогом. Документ предлагается принять как минимум за полгода до конца 2017 года, чтобы он заработал с 2018 года.
Особым стимулом должно стать то, что прибыль, реинвестированная в бизнес, не облагается налогом. Сейчас предприятия скрывают прибыль: 80 % налога уплачивают 0,4 % плательщиков.
Теневая работа
Знаковым событием стало выступление Президента Украины (2005–2010 годы) Виктора Ющенко. Главной проблемой экономики он назвал финансовую нестабильность. Такого уровня девальвации за этот период не знала ни одна страна. Вне банковской системы находится рекордная сумма, а уровень тенизации экономики он оценил в 56 % ВВП. При этом только 6 % составляет криминальный бизнес, а остальные не доверяют правительству из-за отсутствия диалога. По подсчетам г-на Ющенко, уменьшение теневой экономики на 20 % принесет дополнительно 170 млрд грн. «Нет дефицита бюджета, есть дефицит диалога», — резюмировал он.
Тень является лучшим регулятором: бизнес прибегает к теневым схемам, когда чувствует дискомфорт. Это следовало из выступления гостя из РФ Владислава Дубневского, директора департамента международного налогового планирования ЮФ Cliff (РФ).
«Еще в 2001 году на Западе говорили о смерти офшоров, но наш бизнес с тех пор вырос в разы», — уточнил он, обратив внимание на малопродуктивные усилия России и Украины в данной сфере. Почему в «черных списках» отсутствуют известные юрисдикции? Нужно смотреть, где свои активы имеют представители власти, честно признал докладчик. Однако тенденции меняются. Новый закон, вступивший в силу с 2015 года, сделал старые схемы на 95 % не работающими в РФ.
По его мнению, власть нарушила негласный общественный договор. Раньше он строился на схеме, позволяющей конфиденциальность, но при условии предоставления документов в случае совершения правонарушений. Реакцией может стать смена резидентства или перевод средств в наличные.
Актуальный тренд — смена налогового резидентства физлица конечного бенефициара, а не юрлица.
Заглянуть в будущее позволил доклад экс-замминистра иностранных дел, а ныне президента «Гранд Торнтон Украина» Александра Чалого. По мнению спикера, в 60-х годах государства способствовали ТНК и позволяли им использовать офшоры для эффективной конкуренции на рынке. Однако финансовый дефицит в начале 90-х заставил бороться с офшорами. По прогнозам г-на Чалого, конфиденциальность уйдет, хотя офшоры останутся — они будут играть позитивную роль. Самым надежным офшором на десять лет станут США: там создаются экономические зоны, позволяющие выплачивать низкие налоги при соблюдении ряда условий. Такая практика будет использоваться и другими развитыми странами, включая Китай.
С докладом об ответственности конечных бенефициаров как залоге стабильности банковской системы рассказала начальник юридического управления ПАО «Банк Кредит Днепр» Елена Сукманова. По ее словам, кредитный портфель всех банков является катастрофическим, а кредиторы имеют мало правовых возможностей для защиты интересов. Недобросовестные должники выводят активы, а ипотечные договоры ипотеки массово признаются недействительными. Самым эффективным путем защиты прав банков является привлечение конечного бенефициара к личной ответственности. Г-жа Сукманова напомнила, что статья 218 Уголовного кодекса Украины позволяет привлечь к уголовной ответственности физлицо за доведение до банкротства.
В ЕС будет создана единая консолидированная база для корпоративного налога. Ставка будет единой, что не позволит ТНК злоупотреблять законами отдельных стран. Такой станет реакция на злоупотребления компании Apple, от которой Еврокомиссия требует 13 млрд евро неуплаченных налогов. Пока бизнес-структура отстояла свои права, поскольку льготы получались в полном соответствии с законами Ирландии. На то, что такая практика может уйти в прошлое, обратила внимание Наталья Ульянова. Украину мировые тенденции не обойдут стороной: Минфин подписал письмо о реализации плана BEPS с 2017 года. Внедрение нужных политик устранит препятствия для сотрудничества украинского бизнеса и банков, признает Александр Паже, директор по соответствию ABLV Bank (Латвия). В настоящий момент 101 страна, включая Кипр, внедрила стандарт обмена налоговой информацией CRS.
Законы рынков
Об особенностях выхода на рынок ЕС для украинских товаропроизводителей рассказал руководитель ассоциации экспортеров и импортеров «ЗЕД» Николай Ларин. В настоящий момент сальдо торгового баланса между Украиной и ЕС составляет 650 млн долл. США. Хотя по товарам оно негативное и составляет 1,76 млрд долл. США. Проблемы, которые мешают успешному вхождению на рынок Евросоюза, следующие: незнание законодательства ЕС, низкая продуктивность труда (ни в одной стране Европы нет такого количества праздников), отсутствие экспортно-кредитного агентства, торговые барьеры.
Какие ошибки допускают экспортеры? Это отсутствие анализа рынка (не для всех стран дешевизна продукции является определяющим фактором), отсутствие экспортного плана, неиспользование возможностей производственной кооперации и преференции соглашения о зоне свободной торговли.
Также были названы факторы, тормозящие развитие отношений: изменение условий оплаты для украинских производителей, растущее число арбитражных и судебных споров, увеличение количества мошеннических контрактов, падение цен на сырье.
В свою очередь Жанкарло Червино, Centre for International Fiscal Studies SA (Швейцария), проинформировал о проблемах в ЕС после Brexit. Источником кризиса в ЕС может стать неустойчивое положение итальянских банков. По его словам, идеальной ставки налогов не существует, но ставка налога на прибыль в 10 % в Великобритании способствовала привлечению инвесторов.
В условиях кризиса Украина не имеет другого выбора, кроме как идти на другие рынки и рисковать. Об этом сообщил основатель и президент 9.8 Group Гиви Топчишвили. Украина имеет имидж «потенциального партнера». Нужны стратегии, адекватные возможностям. В условиях отсутствия торговых представительств украинские университеты могли бы сделать исследование на тему выхода на рынок США.
На рынке Китая украинские продукты пока не имеют преимуществ перед другими производителями (например, все знают о винах Франции, но привести подобный пример относительно Украины нельзя). Такие тезисы озвучил независимый эксперт в вопросах торгово-экономических отношений между Украиной и Китаем Чжан Пей-Энь. Выход на этот рынок требует много средств, адаптации к потребностям клиента, изучения конкурентов.
Ответ в конце туннеля
Последнее выступление не было преисполнено оптимизма, но, пожалуй, лучше всего убедило бизнесменов в необходимости избавления от иллюзий. Украина является беднейшей страной Европы, поэтому вопрос перехода к модели инвестиционного роста является важнейшим, уверен экономист Олег Устенко, директор Международного фонда Блейзера. Прогнозируемый рост на уровне 2,5 % в 2017 году не решит проблемы бедности (нужно минимум 5 %). Ситуацию осложняют коррупция и несовершенство судебной системы.
Как считает докладчик, налоговая реформа сама по себе не решает проблем экономики. По мнению других экономистов, не изменение ставок, а инвестиции в логистику и инфраструктуру могут способствовать экспорту.
Главные опасения состоят в том, что Минфин озвучивает перспективу прекращения сотрудничества с МВФ. По словам экономиста, Украина вынуждена выплачивать до 5 % ВВП за обслуживание долга МВФ. Но отказ от сотрудничества нежелателен по двум причинам: во-первых, Фонд является «контролером реформ», способствующим преобразованиям, и это вытолкнет Украину на внешний рынок по заимствованиям, где ставка составляет 10 % годовых.
Завершение форума навевало мысль о том, что беспрецедентные вызовы помогут провести изменения, которые ранее в украинских условиях считались немыслимыми. Однако нет всеобщей уверенности в том, что именно налоговая реформа, пускай даже самая либеральная, является ключом к успеху. Поэтому вопрос упрощения налоговой системы пока остается открытым.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…