Вопросы валютного контроля приобрели особую актуальность в последние два года, после того как осенью 2014 года в ответ на сложную экономическую ситуацию НБУ утвердил временные валютные ограничения.
Нельзя сказать, что временные валютные ограничения как-то кардинально повлияли на устоявшиеся и апробированные схемы структурирования сделок финансирования. Скорее речь идет о том, что кредитор, который готов предоставить финансирование украинскому заемщику сейчас, должен понимать сопутствующие юридические риски. К примеру, такой кредитор должен быть готов к тому, что он не сможет требовать досрочного погашения кредита (если только кредит не входит в узкий перечень исключений).
Кроме того, в последнее время по мере стабилизации на валютном рынке НБУ постепенно отменяет эти временные валютные ограничения. Самым существенным послаблением недавнего времени, пожалуй, является возможность (хоть и в ограниченных объемах) репатриации дивидендов, начисленных иностранным инвесторам в 2014 и 2015 годах. Кроме того, НБУ снизил требование по обязательной продаже валютных поступлений с 75 % до 65 %. Также было полностью исключено требование получения акта ценовой экспертизы. Ранее такое требование применялось к большинству платежей, осуществляемых за границу, за товары и услуги, если сумма платежа превышала порог в 50 000 тысяч евро.
Исходя из этого можно говорить о постепенной либерализации валютных ограничений и некотором облегчении работы украинского бизнеса. При этом важно понимать, что большинство временных валютных ограничений все еще остаются в силе. Поэтому, очевидно, не стоит ожидать высокой заинтересованности инвестора в осуществлении инвестиций в Украину, когда он законодательно ограничен в репатриации своих инвестиций.
Также необходимо помнить, что, кроме временных валютных ограничений, продолжают действовать валютные ограничения по Декрету КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (которые уже сильно устарели).
Помимо этого, практические сложности может вызывать требование регистрации кредитов от нерезидентов. К сожалению, процедура такой регистрации не является гибкой и предусматривает достаточно узкий и жесткий перечень условий, которым должен соответствовать иностранный кредит. К тому же, с точки зрения иностранных кредиторов, требование регистрации кредитов часто выглядит неоправданно сложным и порой нелогичным. Ведь кредитор, как правило, в большей мере заинтересован в соблюдении требований законодательства, нежели сам заемщик. Но после выдачи кредита кредитор не может оказать особого влияния на дальнейшие регистрации изменений к кредитному договору, так как обязанность регистраций лежит исключительно на заемщике.
Более того, продолжают действовать ограничения по максимальным процентным ставкам по кредитам от иностранных кредиторов, которые, по сути, являются ограничением стоимости заемных средств, так как включают также комиссионные и другие выплаты по кредиту. Такие максимальные процентные ставки не соответствуют рыночной конъюнктуре и реальной стоимости привлечения финансирования с учетом нынешней ситуации на глобальных финансовых рынках и украинских рисков.
При этом нужно понимать, что на данный момент на рынке заключается крайне мало сделок по предоставлению нового финансирования в Украину. Пока иностранные коммерческие банки не проявляют большого интереса к кредитованию украинского бизнеса. Предложение кредитования от таких банков ограничивается, как правило, рефинансированием старых кредитов для проверенных клиентов (а их катастрофически мало). Международные рынки капитала пока закрыты для украинского бизнеса. Фактически иностранное финансирование в Украину сейчас предоставляется только при поддержке экспортно-кредитных агентств или от институциональных доноров (таких как Европейский банк реконструкции и развития, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация).
Более актуальными вопросами для украинских заемщиков и их кредиторов являются реструктуризация и урегулирование вопросов в отношении существующей задолженности. Целый ряд крупных украинских компаний либо осуществили реструктуризацию задолженности в течение последнего года, либо все еще находятся в переговорном процессе с кредиторами. В подобных сделках вопросы валютного контроля также могут иметь определяющее значение, даже когда речь не идет об изменении условий финансирования. Например, иностранные кредиторы могут столкнуться с трудностями при попытке продажи (уступки) проблемной задолженности третьим лицам. В августе прошлого года НБУ фактически запретил подобные сделки, исключив возможность регистрации замены сторон по кредитам от нерезидента. В январе этого года НБУ отменил данный запрет, однако существенно усложнил процедуру регистрации изменений в кредитный договор в случае замены сторон. При этом обязанность осуществить регистрацию возлагается на заемщика, который, как правило, абсолютно не мотивирован готовить сложный и объемный пакет документов для регистрации в НБУ изменений к кредиту, особенно в тех случаях, когда по кредиту уже наступил дефолт.
Изменения законодательства
Заявления о необходимости либерализации валютного контроля звучат уже достаточно давно. В экспертной среде также давно пришли к единому мнению, что украинские правила валютного контроля являются чрезмерно жесткими и фактически препятствуют притоку инвестиций в страну. Кроме того, уже существуют конкретные предложения по реформированию законодательной базы валютного контроля. Например, на рассмотрении в парламенте находится законопроект, предусматривающий исключение из требования о получении индивидуальной лицензии НБУ для совершения инвестиций за границу в объеме до 50 000 евро в страны ОЭСР.
Также в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», который должен заменить Декрет «О системе валютного регулирования и валютного контроля» и Закон «О порядке совершения расчетов в иностранной валюте». Дать объективную оценку этому законопроекту на данный момент сложно. С одной стороны, он содержит ряд положений, которые можно расценивать как «послабляющие» валютный контроль. Например, возможность для резидентов открывать счета за границей без лицензии НБУ. С другой стороны, проект содержит достаточно много положений, которые, наоборот, ужесточают и усиливают существующий режим и дают регулятору более широкие полномочия для контроля и управления в ручном режиме. В целом, исходя из того, что законопроект был зарегистрирован в парламенте более года назад и до сих пор не был вынесен на голосование в парламенте, его перспективы выглядят достаточно призрачно.
В любом случае в принятии подобных законопроектов ключевую роль играют не столько юридические аспекты, сколько политическая воля и общая экономическая конъюнктура. Поскольку экономика страны все еще нестабильна, а инфляционные риски остаются высокими, сложно ожидать, что власть пойдет на такой «авантюрный» шаг и кардинально изменит существующую политику валютного контроля.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…