«Антидемпинговые и защитные меры остаются единственными инструментами, с помощью которых украинские производители могут защитить себя от недобросовестной конкуренции»
утверждает Виталий Махинчук, управляющий партнер адвокатского объединения «Гесторс»
— Почему в последнее время мы чуть ли не каждый день слышим об очередной «торговой войне»?
— Украинская экономика прочно интегрирована в мировую систему торговли. Наши производители продают свою продукцию более чем в сто стран мира, а на отечественных прилавках все чаще встречаются импортные товары. Сейчас недостаточно просто произвести хороший и качественный продукт, его еще нужно уметь продать. За рынки сбыта ведутся настоящие торговые войны. Производители тратят огромные средства на разработку и реализацию сценариев по выходу на рынок, и эти сценарии все больше похожи на планы военных действий. При этом для достижения поставленных целей зачастую используются такие запрещенные приемы, как демпинг, субсидирование, массированный импорт.
— Какие возможности по защите внутреннего рынка имеются в арсенале украинских производителей?
— Еще в 1998 году в Украине был принят ряд законов, условно объединенных под названием «антидемпинговый кодекс», которыми устанавливаются правила защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. Эти законы были разработаны на основании соответствующих положений Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ): о применении ст. 6 ГАТТ; о субсидиях и компенсационных мерах; о защитных мерах. Упомянутые документы легли в основу национальных законодательств по защите от недобросовестной конкуренции в большинстве стран мира. За это время Министерством экономического развития и торговли Украины были проведены свыше 70 расследований (34 — антидемпинговых и 39 — специальных) в отношении самых разнообразных товаров — от спичек до автомобилей.
В целом существующая законодательная база дает отечественным производителям возможность успешно защищаться от проявлений недобросовестной конкуренции. Украинские компании все чаще прибегают к использованию этих инструментов. Так, в 2011 году Украина вошла в ТОП-10 стран, использующих антидемпинговые механизмы для защиты внутреннего рынка.
— И насколько эффективны эти механизмы?
— Эффективность зависит от того, насколько грамотно используются имеющиеся инструменты. И вот тут отечественные производители зачастую терпят фиаско. Например, большинство специальных расследований, начатых в последние годы по инициативе украинских компаний, были завершены без применения ограничительных мер.
— Существуют ли другие механизмы урегулирования торговых конфликтов?
— Все торговые конфликты со странами—членами ВТО Украина обязана улаживать в рамках соответствующей процедуры разрешения споров. Эта процедура известна как договоренность по правилам и процедурам разрешения споров в ВТО (ДПРС). Из-под действия ДПРС выведены лишь необязательные соглашения ВТО, например о правительственных закупках. Что касается урегулирования торговых споров с государствами, не являющимися членами ВТО, то это происходит путем консультаций и переговоров или установления отдельных правил регулирования торговых споров. Например, недавно Украина присоединилась к договору о свободной торговле в рамках СНГ, которым установлена отдельная процедура разрешения торговых споров. Теперь, в случае необходимости, Украина сможет воспользоваться этой процедурой для урегулирования спорных торговых вопросов с теми государствами—участниками СНГ, которые не входят в ВТО, например с Казахстаном или Белоруссией.
— Что вы советуете украинским компаниям, сталкивающимся с недобросовестной конкуренцией на внутреннем рынке и торговыми ограничениями за рубежом?
— Недобросовестная конкуренция — демпинг, субсидируемый импорт — это болезнь, от которой страдает экономическое здоровье вашего предприятия. Как любую другую болезнь, ее нужно лечить при появлении первых же симптомов. Не стоит надеяться на то, что «само пройдет». И как с любой другой болезнью здесь не стоит увлекаться самолечением — это может только навредить. Ведь если у вас, к примеру, обнаружится аппендицит, вы не станете сами себя оперировать, а будете искать квалифицированного хирурга. Вот и экономическому здоровью вашей компании может помочь только соответствующий специалист, имеющий необходимые квалификацию и опыт. Применение инструментов торговой защиты требует не только глубоких знаний в области права, но и хорошей экономической подготовки, знания всех тонкостей рынка, а также предполагает наличие дипломатических навыков.
К сожалению, украинские производители не всегда это осознают и в результате терпят поражение от своих иностранных конкурентов. Так, занимая в мировой торговле лишь около 1%, Украина прочно входит в двадцатку стран, в отношении которых наиболее часто применяются антидемпинговые меры.
— А как поступать иностранным производителям, столкнувшимся с антидемпинговыми мерами в Украине?
— Антидемпинговое законодательство не направлено на то, чтобы вытеснить зарубежную компанию с украинского рынка. Оно служит лишь для защиты от недобросовестной торговой практики. В случае если иностранный производитель не нарушал правил конкурентной борьбы, у него всегда есть возможность доказать это. В двух последних антидемпинговых расследованиях, проводимых в Украине, наше адвокатское объединение представляло интересы иностранного производителя. Это были дела по антидемпинговым расследованиям в отношении импорта в Украину флоат-стекла из Российской Федерации, Беларуси, Польши, Турции и Болгарии, а также в отношении импорта в Украину белорусского шифера. В обоих случаях нам удалось избежать установления антидемпинговых пошлин для наших клиентов. Кроме того, наше адвокатское объединение выступило юридическим советником Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров в рамках специального расследования в отношении импорта в Украину автомобилей. Несмотря на то что расследование завершено еще несколько месяцев назад, решение о его окончании до сих пор не опубликовано. Мы считаем, что оснований для введения ограничительных мер в данном расследовании нет. Однако даже в случае введения этих ограничений они достаточно быстро могут быть отменены с помощью соответствующих механизмов ВТО.
— В последнее время украинские чиновники разных рангов заявляют о намерении отказаться от применения ограничений во взаимной торговле. Насколько реален и оправдан этот шаг?
— Сейчас торговые партнеры Украины чаще используют антидемпинговые ограничения, чем украинские компании. На первый взгляд может показаться, что взаимный отказ от применения этих ограничений принесет положительный эффект для Украины. Однако на самом деле это не так.
Украинская экономика является одной из наиболее открытых. После присоединения Украины к ВТО уровень тарифной защиты составляет около 5%. Кроме того, около 40% товарооборота осуществляется в режиме свободной торговли со странами СНГ, а после подписания соглашения об ассоциации с ЕС 70–80% торговли будет вестись в свободном режиме. В таких условиях антидемпинговые и защитные меры останутся единственными инструментами, с помощью которых украинские производители смогут защитить себя от недобросовестной конкуренции. Кроме того, не следует забывать, что применение антидемпинговых мер несет угрозу временной потери части внешних рынков. А отказ от их применения приведет к утрате своего внутреннего рынка навсегда.
Родился в 1978 году в Киеве. В 1999 году окончил Национальную академию внутренних дел Украины по специальности «Правоведение», а в 2009 году — Институт международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (специальность «Международное частное право»). Докторант Института частного права и предпринимательства Академии правовых наук Украины. В 1999–2002 годах являлся помощником по правовым вопросам секретаря комитета Верховной рады Украины по иностранным делам. В 2002–2003 годах работал в департаменте международного коммерческого арбитража юридической фирмы «Салком». В 2003–2010 годах — партнер юридической фирмы «ЮрБизнесКонсалтинг». С 2011 года — управляющий партнер адвокатского объединения «Гесторс». Специализации: корпоративное и коммерческое право, судебное сопровождение, арбитраж. Член Киевской городской коллегии адвокатов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…