Ни для кого не секрет, что в сегодняшней практике часто возникают спорные вопросы относительно приватизации объектов государственной собственности. Это связано с тем, что законодательством Украины установлена разветвленная система проведения процедуры приватизации. Отсутствует единый нормативно-правовой документ, который бы определил порядок отчуждения для всех объектов государственной собственности. Это имеет определенные негативные последствия для обеспечения экономических интересов государства при осуществлении соответствующего отчуждения. В качестве примера можно назвать такие факты: отсутствие системного анализа процессов приватизации (как следствие — их неуправляемость со стороны государства), продажа госимущества без надлежащего выполнения условий конкуренции и проведения независимой оценки стоимости приватизируемого объекта (как следствие — необоснованное занижение цены).
С целью создания конкурентных условий для приватизации объектов государственной собственности были введены различные способы продажи госимущества. Наиболее распространенным из них является аукцион. Так, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 6 июня 2007 года № 803 «О порядке отчуждения государственной собственности» (Постановление № 803), законодатель определяет аукцион как способ продажи имущества, в соответствии с которым его собственником становится участник, предложивший за него в ходе торгов наивысшую цену.
Во время приватизации объектов госсобственности путем проведения аукциона участники (покупатели) могут столкнуться с рисками, последствия которых иногда невозможно исправить.
Первый из рисков — существование действительного конкурента или подставного участника. Постановлением № 803 четко определены организационные моменты, условия проведения приватизации, сроки подачи заявок на участие в аукционе, требования к подаваемой документации и пр. Одним из требований является наличие не менее двух участников для обеспечения действительного конкурса и соревновательного процесса между ними с целью дальнейшего достижения наиболее выгодной цены на объект приватизации и установления победителя торгов.
Как показывает практика, нередки случаи, когда участник аукциона, имея договоренность с организатором (заинтересованный участник), самостоятельно «предоставляет» второго участника, вследствие чего финал и победитель торгов предопределены заблаговременно. Таким образом можно беспрепятственно (без соревновательного процесса) получить объект в частную собственность по цене, которая бы устроила договаривающихся лиц.
Однако информация о приватизации государственной собственности публикуется в средствах массовой информации, и вполне возможно, что этот объект станет интересен и другим субъектам хозяйствования. Поэтому, даже если и существует негласная договоренность с организатором аукциона об участии в нем только двух покупателей, не исключена вероятность существования большего количества участников, которые могут иметь неподдельный интерес к объекту и торговаться за него до последнего.
Возможен также случай, когда среди участников присутствует подставное лицо, которое «зарабатывает» на таких аукционах. Ради того, чтобы ситуация не вышла из-под контроля, необходимо будет договариваться с этим участником, что, безусловно, повлечет немалые расходы заинтересованного покупателя.
Существует также риск признания процедуры проведения конкурса недействительной, как следствие — признание недействительным договора купли-продажи приватизируемого объекта.
Рассмотрение судами гражданских дел о признании аукционов по продаже государственного имущества недействительными за последние годы встречается очень часто. Как правило, такие дела в судах появляются в случае оспаривания результатов аукциона.
Как и любая сделка, заключенный на аукционе договор купли-продажи объекта приватизации в соответствии с частью 3 статьи 215 Гражданского кодекса (ГК) Украины может быть обжалован его сторонами либо другим заинтересованным лицом. В случае признания сделки недействительной каждая из сторон обязана вернуть второй стороне в натуре все, что она получила во исполнение этой сделки (статья 216 ГК Украины).
Главными основаниями для признания договора купли-продажи приватизируемого объекта недействительным являются: несоблюдение в момент его заключения требований, установленных статьей 203 ГК Украины, порядка проведения конкурса приватизации и других положений законодательства.
Даже если процедура проведения приватизации пройдет успешно, как того и желал Заинтересованный участник, существует возможность столкнуться с проблемой при удостоверении договора купли-продажи приватизируемого объекта у нотариуса.
Так, для такого удостоверения нотариусу необходимо предоставить полный перечень документов, предусмотренный для соответствующей сделки. Среди них: разрешения на отчуждение имущества, экспертная оценка и рецензия на нее, экземпляр газеты с объявлением о приватизации, а также протокол аукциона, проведенного организацией, имеющей разрешение на такое проведение (Организатор). Последняя должна входить в перечень предприятий-организаторов, который определен Фондом государственного имущества Украины (ФГИУ) на конкурсе (приказ ФГИУ от 2 августа 2010 года № 1127 «Об утверждении положения об условиях и порядке проведения конкурсов по определению организаторов аукционов по отчуждению объектов государственной собственности»). Следовательно, если Организатор не имел права проводить продажу объектов государственной собственности, нотариус будет вынужден отказать в удостоверении договора. После чего аукцион и все результаты будут признаны недействительными.
Таким образом, для государства главными целями приватизации объектов государственной собственности путем аукциона, согласно законодательству, являются создание честных конкурентных и состязательных условий для участников, а также продажа объекта госимущества по наиболее высокой цене. Участники же конкурса в погоне за желаемым объектом и возможностью снизить цену путем достижения договоренности с Организатором зачастую подвергают себя, а также свои средства неоправданному риску, поскольку результаты аукциона могут быть оспорены, а договор купли-продажи — признан в судебном порядке недействительным.
Получение максимально полной информации об объекте, условиях приватизации, возможных подставных лицах позволяет участникам заранее взвесить все плюсы и минусы, предпринять действия для предотвращения рисков и, как следствие, правильно инвестировать свои средства.
БИРЮК Ольга — юрист МЮФ Integrites, г. Киев
Лилия ГОРБАТЮК,
начальник отдела правовой работы и управления государственным имуществом «Укравтодора»
Наряду с аукционом Закон Украины «О приватизации государственного имущества» предусматривает также другие способы приватизации: проведение конкурса (с предложением открытой цены), продажа акций (долей, пая), принадлежащих государству в хозяйственных обществах, на условиях общедоступности и конкуренции покупателей, продажа на конкурсной основе единого имущественного комплекса госпредприятия или контрольного пакета акций, выкуп объекта приватизации.
Если единый имущественный комплекс, который предлагался к продаже на аукционе (конкурсе), не продан, орган приватизации может принять решение о его реструктуризации (в том числе путем создания акционерного общества). Акции могут быть также проданы на международных фондовых рынках, в том числе в виде депозитарных расписок.
Приватизация объектов незавершенного строительства может осуществляться путем внесения такого объекта в уставный капитал хозяйственного общества как вклада государства с последующей приватизацией акций (долей, пая) после завершения строительства соответствующего объекта или путем продажи под разборку.
Если рассматривать понятие приватизации как переход права собственности на имущество от государства к частному лицу, то можем выделить также «неприватизационный» метод продажи имущества государственным предприятием. Речь идет о праве государственного коммерческого предприятия, согласно статье 75 Хозяйственного кодекса Украины, продать на конкурсных условиях и по согласованию с органами управления и приватизации основные средства, но только те, которые отвечают признакам, установленным в постановлении № 803.
Ирина СЕЛИВАНОВА,
советник ЮФ ILF
Приватизационный аукцион по продаже госимущества (в том числе методом снижения цены, без оглашения цены) проводится по следующим правилам. Организатором аукциона выступают орган приватизации или уполномоченное им лицо. Для участия покупатели получают билеты участников. Могут присутствовать и другие лица, уплатившие входную плату. Аукцион проводит непосредственно ведущий (лицитатор), который до начала торгов описывает объект приватизации и условия его продажи. Открываются торги с момента оглашения начальной цены. Если в течение трех минут не будет предложена цена, превышающая предыдущую не менее чем на 10 %, покупателем объявляется лицо, предложившее наивысшую цену. Если желающих приобрести объект в течение этого времени не появится, лицитатор может снизить цену, но не более чем на 10 %. В случае если и после этого объект не продается, торги прекращаются. Результаты аукциона фиксируются в протоколе, который подписывается лицитатором и покупателем (его представителем), а также утверждается органом приватизации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…