«Судебный порядок защиты прав на торговую марку остается одним из наиболее распространенных»
констатирует Юлия Семений, партнер АК «Коннов и Созановский»
— Какие условия должны быть выполнены для эффективной защиты прав на торговую марку?
— Прежде всего, следует задуматься, как зарегистрировать торговую марку, чтобы получить наиболее полную правовую охрану. В зависимости от того, как компания планирует использовать торговую марку, возможно, целесообразнее зарегистрировать несколько обозначений. Например, в различных алфавитах, в стандартном исполнении и с оригинальной графикой. Иногда не лишней будет регистрация отдельных элементов, которые в первую очередь могут способствовать узнаванию продукта потребителями. Необходимо также учитывать особенности товаров или услуг, для которых предназначена торговая марка. При этом не следует перегружать торговую марку второстепенными элементами, которые не влияют на ее различительную способность и оригинальность. Они могут ослабить охрану и понизить эффективность защиты в будущем. При грамотном подходе к регистрации, то есть к получению прав на торговую марку, ее владелец впоследствии сможет воспользоваться различными способами и методами защиты, включая обращения в суды, правоохранительные и таможенные органы.
— О чем должен не забывать владелец знака на товары или услуги при выходе на международный рынок?
— Основное правило, которое необходимо выполнить, — торговую марку нужно зарегистрировать как в стране производства, так и в стране сбыта товара. Если предполагается транспортировка товара наземным путем, то также целесообразно зарегистрировать торговую марку и в транзитных государствах. При этом на данный момент существует ряд возможностей, упрощающих регистрацию торговых марок в других странах. Среди них — международная регистрация согласно Мадридскому соглашению или протоколу к нему, регистрация торговой марки ЕС (Community Trade Mark). Такие процедуры уменьшают затраты как административных, так и финансовых ресурсов.
— С какими проблемами в сфере защиты торговых марок чаще всего сталкиваются ваши клиенты?
— Нарушения прав на торговые марки бывают самыми разнообразными, но основные проблемы можно кратко охарактеризовать так: имитация и паразитирование на имидже известных производителей. Все чаще встречаются изощренные нарушения. Например, нарушитель использует только отдельные, но вполне узнаваемые элементы чужих торговых марок, умело играя на потребительских ассоциациях. Подобные действия во многих случаях могут рассматриваться как недобросовестная конкуренция. В целом механизмы борьбы с неправомерными действиями заложены и в нашем законодательстве. Однако для более эффективного их использования еще необходимо развитие практики и более глубокое понимание особенностей защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе правоохранительными органами. При этом, конечно же, не следует забывать, что решение споров в данной сфере в значительной степени зависит от субъективных мнений — например, судьи или эксперта. Это обусловлено особенностью торговой марки как объекта. То есть необходимо оценивать не только обозначение само по себе, а учитывать и впечатление, которое оно производит на потребителя.
— Как часто споры такого рода доходят до суда?
— Думаю, во многом это зависит от политики правообладателя. Некоторые компании предпочитают более агрессивную стратегию, в то время как другие пытаются сделать все возможное, чтобы решить конфликт мирным путем. В целом же судебный порядок защиты прав на торговую марку остается одним из наиболее распространенных. С развитием рынка товаров и услуг, а соответственно, и ростом конкуренции правообладатели торговых марок понимают, что уровень продаж напрямую зависит от эффективности защиты их прав интеллектуальной собственности.
Сегодня, в непростое с экономической точки зрения время, сохранение своих активов, в том числе и интеллектуальной собственности, является основной целью многих компаний. Думаю, это объясняет достаточно высокую активность игроков рынка по судебной защите прав на торговые марки. К тому же активная защита от нарушений в некоторых случаях необходима, чтобы сохранить право на торговую марку. Ведь если одно и то же обозначение будет продолжительное время использоваться разными лицами, оно утратит различительную способность.
— Какие аргументы вы считаете самыми действенными при судебной защите правообладателя?
— Каждый случай индивидуален. Безусловно, наши аргументы всегда основаны на законодательстве и судебной практике. Тем не менее я убеждена, что подходить к их применению нужно творчески, исходя, опять же, из особенностей торговой марки, деятельности клиента, его товаров и услуг. Существенное значение в подобных спорах имеет судебная экспертиза, призванная отвечать на вопросы, требующие специальных знаний, например о схожести обозначений. Исследование подобных вопросов должно учитывать различные обстоятельства и нюансы использования торговых марок. Поэтому мы рекомендуем не пренебрегать самыми различными доказательствами в пользу клиента. Ведь безупречная репутация, стойкая позиция на рынке, узнаваемость бренда, широкая торговая сеть и другие факторы могут стать весомым аргументом в борьбе против недобросовестного игрока.
— Как часто удается уладить такие споры в досудебном порядке?
— На практике мы сталкиваемся с очень разными случаями. Иногда нарушитель проявляет конструктивный подход, и конфликт разрешается буквально после обмена одним-двумя письмами. Однако многие нарушители прилагают максимум усилий для того, чтобы не признавать нарушение, в том числе затягивая процесс переписки. Тем не менее бывает, что и в таких случаях нарушение фактически прекращается, если нарушитель не готов к судебному противостоянию. Вероятность мирного урегулирования конфликта может зависеть и от того, насколько очевидным является нарушение.
— В чем отличие украинской системы охраны интеллектуальной собственности от систем, функционирующих в других странах?
— В целом украинское законодательство в этой сфере соответствует международным стандартам, поэтому сложно говорить о каких-то глобальных особенностях регистрации и защиты торговых марок. Возможно, следует упомянуть о том, что у нас не публикуются заявки на торговые марки. Поэтому, хотя законом и предусмотрена возможность подачи возражения против регистрации торговой марки (например, похожей на ранее зарегистрированную торговую марку клиента) еще на стадии рассмотрения заявки, выявить такую заявку, а соответственно, и воспользоваться указанной возможностью защиты своих прав крайне сложно. А в случае регистрации торговой марки обжаловать ее можно только в судебном порядке, что, как правило, уже требует больших затрат и времени, и средств.
Родилась в Новгороде. В 2001 году окончила Международный научно-технический университет (магистр права), в 2006 году — Институт интеллектуальной собственности и права. Начала трудовой путь с должности юрисконсульта в ООО «А. Пригоф и Партнеры». С 2004 года работает в АК «Коннов и Созановский», с 2008 года — партнер АК «Коннов и Созановский». Основные направления практики: консультирование по вопросам приобретения и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, заключения лицензионных соглашений, договоров франчайзинга, представление и защита интересов клиентов в спорах о нарушении прав интеллектуальной собственности, недобросовестной конкуренции. Член Ассоциации юристов Украины и Ассоциации адвокатов Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…