Инвесторы не первый раз сталкиваются с проблемой перегрузки соответствующего законодательства требованиями и процедурами, которые существенно усложняют ведение инвестиционной деятельности. В сфере строительства эта проблема в конечном итоге отражается на цене объектов недвижимости.
Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об инвестиционной деятельности» от 22 декабря 2011 года № 4218-VI, вступивший в силу 15 января с.г. (Закон № 4218-VI), привнес в сферу инвестирования еще одну бюрократическую процедуру — оценку экономической эффективности инвестиционного проекта.
С недавнего времени эта процедура распространена и на строительную сферу.
Кабинет Министров Украины (КМУ) 31 октября 2012 года принял постановление № 1005 «О внесении изменения в пункт 5 Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы». Порядок утвержден постановлением КМУ 11 мая 2011 года № 560 (Порядок № 560). Это изменение направлено на приведение Порядка № 560 в соответствие с Законом Украины «Об инвестиционной деятельности» после внесения в него изменений Законом № 4218-VI.
Отныне пункт 5 Порядка № 560 устанавливает, что перед утверждением проектов строительства в случаях, определенных Законом Украины «Об инвестиционной деятельности», проводится оценка экономической эффективности инвестиционных проектов, составляющей которых является проект строительства.
Перечень этих случаев содержится в статье 121 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности». Пунктом 2 этой статьи установлено, что государственная поддержка для разработки или реализации инвестиционных проектов предоставляется исключительно после оценки их экономической эффективности. Оценка проводится на протяжении одного месяца центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики — Министерством экономического развития и торговли Украины (Минэкономразвития).
Под «государственной поддержкой» следует понимать одну из ее форм, перечисленных в пункте 1 статьи 121 того же закона. К ним относятся: финансирование (участие в финансировании) инвестиционных проектов, предоставление государственных и местных гарантий или кредитование, полная либо частичная компенсация процентов по кредитам или поддержка в иной предусмотренной законом форме за счет средств государственного и местных бюджетов.
Если такая поддержка присутствует — прохождения процедуры оценки экономической эффективности не избежать.
Порядок и критерии оценки экономической эффективности проектных (инвестиционных) предложений и инвестиционных проектов утверждены постановлением КМУ от 18 июля с.г. № 684 (Порядок № 684). Процедура оценки предусматривает подачу пакета документов, в том числе балансовой отчетности за последние три года, и заключений независимых экспертных организаций (при наличии). Следует обратить внимание, что формулировка «при наличии» употребляется только на бумаге: на практике их наличие является фактически обязательным.
Для того чтобы получить положительную оценку, проект должен соответствовать нескольким критериям:
— чистая приведенная стоимость является положительной;
— внутренняя норма доходности — меньше нормативной ставки дисконта;
— индекс прибыльности — не менее единицы.
Определяя соответствие этим критериям, чиновники должны руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке инвестиционного проекта, для реализации которого может предоставляться государственная поддержка (пункт 8 Порядка № 684). Такие рекомендации утверждаются Министерством экономического развития и торговли Украины. На сегодняшний день они не утверждены. Вероятно, во внимание могут браться, по аналогии, Методические рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденные приказом Государственного агентства Украины по инвестициям и развитию от 31 августа 2010 года № 73.
Экспертное заключение будет предоставляться согласно форме, которой еще предстоит быть утвержденной Минэкономразвития (пункт 13 Порядка № 684). «Срок годности» заключения для его подачи в дальнейшие бюрократические инстанции, в соответствии с пунктом 14 Порядка № 684, составит шесть месяцев.
Нельзя не упомянуть, что, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 121 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности», государственная поддержка для разработки или реализации инвестиционного проекта не может быть предоставлена при наличии хотя бы одного негативного экспертного заключения. Интересно, что Порядок № 684 не предусматривает возможности пересмотра, обжалования или рецензирования заключения Минэкономразвития. Более того, из содержания Порядка № 684 прямо не следует, что возможна повторная подача документов после устранения причин, из-за которых было дано негативное заключение.
Согласно Порядку № 560, отсутствие положительной экспертной оценки инвестиционного проекта от Минэкономразвития сделает невозможным и утверждение соответствующего проекта строительства.
На практике это означает, что при участии государственных средств в реализации проекта, связанного со строительством, застройщики будут проходить еще один дополнительный этап согласования. Формально он занимает месяц. Фактически, учитывая получение заключений от независимых экспертов, времени может уйти гораздо больше. Стоит принять во внимание и связанные с этим материальные затраты.
Также необходимо отметить, что критерии оценки экономической эффективности законодательством определены без «лишней» детализации, а пути для «преодоления» негативного заключения путем его опровержения вышестоящей инстанцией либо путем внесения изменений в инвестиционный проект — не установлены. Такие законодательные прорехи оставляют министерским чиновникам широкий простор для действий. Как следствие, возникает еще одна коррупционная составляющая, которых и без того в сфере строительства и проектирования предостаточно.
Насколько «проблемной» на самом деле станет процедура оценки экономической эффективности инвестиционного проекта, и какие «подводные камни» она содержит в себе, можно будет судить, когда появятся примеры ее практического применения. В любом случае реализация строительных проектов по государственным или частично государственным заказам станет более длительной и дорогостоящей.
ДОРОФЕЕВ Дмитрий — управляющий партнер АО D & S GROUP, г. Киев
Михаил СОРОКА,
адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»
После дополнения 15 января с.г. Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» нормами, определяющими основания и способы предоставления государственной поддержки инвестиционным проектам, был принят целый ряд подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на конкретизацию соответствующего регулирования. Постановление КМУ № 1005 установило дополнительную административную преграду в виде обязанности заказчика строительства провести в Минэкономразвития оценку экономической эффективности инвестиционного проекта, составляющей которого должен быть проект строительства.
Подобное нововведение касается только инвесторов-застройщиков, имеющих основания рассчитывать на государственную поддержку в форме полного финансирования или софинансирования проекта за счет бюджетных средств, а также посредством предоставления государственных гарантий или компенсации процентов по кредитам. Следует учитывать, что при таком государственно-частном партнерстве и проект строительства в сметной части (статья 31 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности»), и инвестиционный проект (статья 15 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности») подлежат обязательной экспертизе.
Владимир БОРЯК,
юрист ЮФ Constructive Lawyers
Обязательное проведение оценки экономической эффективности инвестиционного проекта на законодательном уровне было предусмотрено с 15 января с.г. (со вступлением в силу изменений в Закон Украины «Об инвестиционной деятельности»). Внесение изменений в пункт 5 Порядка № 560 стало проявлением выполнения КМУ основополагающего принципа нормотворчества, согласно которому подзаконные нормативно-правовые акты принимаются органами исполнительной власти на основе и во исполнение законов.
Также положительным является и то, что предписания указанного пункта Порядка № 560 вводят механизм, благодаря которому создаются условия для определения лучшего инвестиционного проекта среди всех предложенных, для которого предоставляется государственная поддержка.
Следовательно, указанные изменения в законодательство являются положительным явлением, конечно, если при проведении такой оценки будут отсутствовать проявления коррупции и «крышевания» проектов, интересных определенному кругу лиц.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…