«Умение компании дистанционно работать с клиентами в любой точке земного шара создает весомые предпосылки для роста бизнеса и повышения уровня его доходности»
отмечает Юрий Леонов, партнер ЮФ «Салком»
— В каком направлении сейчас развивается рынок электронной коммерции в Украине?
— Понятие «электронная коммерция» не имеет однозначного определения. На мой взгляд, она представляет собой технологию осуществления коммерческих операций и управления производственными процессами с использованием электронных средств учета данных. К электронной коммерции, в частности, относят: электронный обмен информацией (EDI), электронное движение капитала (EFS), электронную торговлю (e-trade), электронные деньги (e-cash), электронный маркетинг (e-marketing), электронный банкинг (e-banking), электронные страховые услуги (e-insurance).
Возможность и умение компании дистанционно работать с клиентами в любой точке земного шара создает весомые предпосылки для роста ее бизнеса и, соответственно, повышения уровня ее доходности. Следует отметить, что ЮФ «Салком» нередко приходилось осуществлять правовое сопровождение сделок в указанной сфере, в частности, при купле-продаже сайтов минимальной стоимостью $3 млн. В качестве наглядного примера правовой поддержки можно также привести юридическое сопровождение деятельности одной из крупнейших международных компаний Velti.
Рынок электронной коммерции в Украине представлен услугами в разных секторах экономики. Существуют следующие основные формы или типовые схемы деловых отношений: оптовые («бизнес-бизнес»; В2В) и розничные («бизнес-потребитель»; B2C) интернет-магазины; внутрикорпоративные системы электронного бизнеса (порталы; В2Е); электронные аукционы; специализированные торговые площадки по закупке продукции для государственных нужд.
— В чем заключаются преимущества этих бизнес-моделей?
— Увеличение в Украине числа пользователей всемирной сети способствовало росту бизнеса компаний, работающих через интернет-магазины. Примерами моделей B2C являются системные компании продажи в розницу типа Amazon.com, Drugstore.com, Beyond.com и ряд других. Следует отметить, что в Украине интернет становится все более популярным средством оплаты услуг мобильных операторов, интернет-провайдеров и коммунальных служб, погашения кредитов, покупки авиа- и железнодорожных билетов, билетов в кинотеатр. Но успех электронного бизнеса типа В2С существенно зависит от уровня доверия населения к таким компаниям. Выгодному участию предприятий в модели В2С способствуют рост объемов реализации товаров, увеличение эффективности работы вследствие снижения коммерческих расходов, в частности, услуг хранения на складе, административных расходов, затрат на приобретение материально-технических ресурсов.
Не менее перспективна модель В2В. Как известно, в Украине есть корпоративные порталы, в пределах которых систематизируется корпоративная информация и предоставляется доступ к ней сертифицированным пользователям. Примером модели В2В являются корпоративные системы компаний «Квазар-Микро», Softline, Reichle & De-Massari Ukraine, сети магазинов «Фуршет». Модель В2В очень удобна для субъектов хозяйствования, поскольку позволяет посредством сети интернет оперативно организовать свой бизнес и активно работать с другими структурами. Кроме того, использование корпоративных систем электронного бизнеса позволяет осуществлять эффективный контроль над внутренними бизнес-процессами, сократить административные и операционные расходы, а также получить новые возможности для индивидуальной работы с каждым заказчиком и партнером.
Анализ зарубежного опыта работы модели В2В, в частности, опыта США и Европы, свидетельствует, что специализированные порталы (химическая, нефтяная, металлургическая отрасли, реализация автозапчастей, продуктов питания) приносят миллиарды долларов в год.
— Какие еще формы электронной коммерции развиваются в Украине?
— Это, в частности, внутрикорпоративные системы ведения электронного бизнеса (В2Е). Такие порталы являются «домашней страничкой», содержащей определенную внутреннюю информацию компании. Это помогает упростить координацию персонала, довести до сотрудников соответствующие документы в электронной форме, осуществить оперативный обмен информацией внутри компании. Отдельно также можно выделить электронные аукционы, используемые для проведения операций купли-продажи соответствующих товаров между гражданами, и специализированные торговые площадки по закупке продукции для госнужд. Эта модель пока еще нова — возможность использования такой формы электронной коммерции закреплена на законодательном уровне только в июне нынешнего года. А механизм ее реализации еще предстоит отработать посредством принятия соответствующих подзаконных актов.
Достаточно интересна модель «клиент—бизнес», что позволяет покупателю самому установить цену за товар, предложенный продавцом. Расширяется сфера применения инструментов, которые позволяют организовать взаимодействие правительства и коммерческих организаций в режиме онлайн (модель «правительство—коммерческие организации»).
— Насколько востребован «интернет-трейдинг»?
— На сегодняшний день украинский инвестор может приобрести ценные бумаги, выпущенные за пределами страны. Операции купли-продажи ценных бумаг на фондовой бирже осуществляются с помощью сертифицированной компьютерной программы. Внедрению этой формы электронной коммерции поспособствовала «Украинская биржа» путем создания рынка заявок. В Украине уже используются некоторые сертифицированные программы для доступа на фондовую биржу, в частности QUIK, WEB2L, SmartTrade.
— Как обстоят дела с регулированием интернет-расчетов?
— Электронная коммерция тесно связана с использованием новых банковских технологий. Так, услуги банка по дистанционному обслуживанию счета позволяют проводить платежи посредством систем «клиент-банк», «клиент-интернет-банк», «телефонный банкинг», «интернет-эквайринг» и т. д. К слову, в связи с недавним принятием профильного закона в сфере функционирования платежных систем и безналичных расчетов ожидаются кардинальные изменения. Они коснутся вопросов создания и деятельности платежных систем, лицензирования операций финансовых небанковских учреждений в платежных системах, использования электронных денег и электронных платежных средств и т. д. Но реализация нововведений станет возможной после принятия новых подзаконных актов.
Родился в 1961 году в Киеве. В 1987 году окончил юридический факультет Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Юридической практикой занимается с 1986 года. С 2001 года работает в ЮФ «Салком». Основные сферы практики: гражданское и хозяйственное право, корпоративное право, контрактное право, конкурентное право. Специализируется на вопросах создания и реструктуризации компаний, разрешения корпоративных конфликтов, проведения операций с ценными бумагами, налогообложения внешнеэкономической деятельности.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…