«Зачастую именно некомпетентные ответы персонала дают почву для дополнительных процедур во время налоговой проверки»
утверждает Лариса Врублевская, управляющий партнер Международного аудиторского союза
— Какие популярные способы оптимизации налогообложения появились после того, как участники рынка изучили нормы нового Налогового кодекса?
— О появлении каких-то новых, применимых для всех инструментов налогового планирования, думаю, говорить не стоит. Как и ранее, это использование льгот для определенных видов деятельности, различных налоговых режимов, льгот, предусмотренных международными соглашениями об устранении двойного налогообложения. Сейчас налоговое планирование усложняется и чаще всего представляет собой многоуровневые модели либо схемы, которые разрабатываются с учетом специфики деятельности отдельной группы предприятий. Законодательство совершенствуется — как, собственно, и действия контролирующих органов, — оставляя налогоплательщикам все меньше возможностей для маневра. Налоговый кодекс ввел ряд ограничений, касающихся взаимоотношений с нерезидентами. Это, в первую очередь, ограничения по включению в расходы сумм за консультационные, маркетинговые, рекламные, инжиниринговые услуги, предоставленные нерезидентами, а также роялти. Соответственно, налоговое планирование становится уделом специалистов, поэтому все чаще к этому привлекают аудиторов. Мы, в свою очередь, тщательно изучаем индивидуальные особенности ведения бизнеса клиентами и возможности использования различных механизмов на каждом этапе осуществления хозяйственных операций.
— Одно из последних нововведений Государственной налоговой службы Украины — проверка налоговых накладных через Единый реестр в режиме онлайн. Насколько это поможет при проверке партнеров по бизнесу?
— На самом деле все не так просто. В режиме онлайн сегодня можно проверить надежность контрагента, является ли он плательщиком НДС, и убедиться в том, что его свидетельство на текущую дату не аннулировано. Зная наименование юрлица — потенциального контрагента либо его номер в ЕГРПОУ, можно проверить соответствующие регистрационные данные в налоговом органе, а также наличие либо отсутствие у такого субъекта налогового долга. Что касается проверки выданных контрагентом налоговых накладных, то можно подтвердить факт их регистрации в Едином реестре, составив запрос с помощью специального программного обеспечения. Это значит, что покупателю необходимо установить его, а также заключить договор с Государственной налоговой службой о признании электронных документов. На запрос покупателя не позднее следующего дня выдается выписка, которая содержит информацию о нужной налоговой накладной и расчетах корректировок к ней. Следует помнить, что дата выписки налоговой накладной и момент ее регистрации в Едином реестре налоговых накладных могут не совпадать. Налоговый кодекс предусматривает, что накладная может быть включена в Единый реестр в течение 15 календарных дней со дня выписки. Если вы получили налоговую накладную в конце отчетного месяца, то можете включать соответствующую сумму в налоговый кредит, хотя она будет зарегистрирована в реестре в следующем отчетном периоде (месяце).
Часто возникают ситуации, когда у добросовестных налогоплательщиков возникают проблемы, если в цепочке приобретения товара на каком-то этапе оказывается фиктивная фирма. Поэтому для предотвращения излишних проверок и защиты своего права на возмещение НДС целесообразно самостоятельно проверять контрагента.
— Есть ли еще какие-либо механизмы защиты своих прав плательщиками НДС?
— В случае получения заполненной с нарушениями налоговой накладной, ее невыдачи или отсутствия регистрации в Едином реестре плательщик имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный период заявление с жалобой на своего поставщика, которое в этом случае является основанием для включения сумм налога в состав налогового кредита. Кроме такого заявления, необходимо предоставить копии расчетных документов, подтверждающие факт уплаты НДС. Кстати, это заявление будет основанием для проведения внеплановой проверки у контрагента.
— Если представители налоговой службы уже пришли с проверкой, с какими сюрпризами приходится сталкиваться чаще всего?
— Довольно часто возникают ситуации, когда представители контролирующего органа во время проверки утверждают, что один из контрагентов имеет признаки фиктивности. При этом они могут ссылаться на свои базы данных либо показания определенных лиц и требовать, чтобы плательщик налогов снял суммы налогового кредита по соответствующим операциям. Однако непосредственно в актах проверок проверяющие не всегда приводят явные доказательства фиктивности поставщика. В таких случаях добросовестному налогоплательщику необходимо дождаться налогового уведомления-решения, обжаловать его и не спешить доначислять обязательства. Свою позицию необходимо формировать, опираясь на тот факт, что операция действительно имела место и подтверждена первичными документами.
Бывает также, что нарушаются условия и порядок допуска представителей налоговой службы к проведению документальной проверки. В этом случае нужно проверять все своевременно, а также помнить о том, что если нарушения обнаружены после получения уведомления-решения, то нет соответствующих оснований для его отмены.
Проверяющие иногда выходят за пределы своей компетенции и требуют у налогоплательщика пояснений по вопросам, не касающимся проверки. В этом случае необходимо знать, что после недавнего принятия изменений из Налогового кодекса были исключены нормы о необходимости предоставления объяснений налогоплательщиками. Теперь это право, а не обязанность.
— А какие есть методы предотвращения или минимизации возможных нарушений?
— Самый доступный способ предотвращения нарушений или злоупотреблений со стороны проверяющих — это знание процедуры проведения проверок, прав налогоплательщиков и полномочий представителей контролирующих органов. Кроме этого, можно порекомендовать руководителям и собственникам бизнеса ввести на своих предприятиях режим защиты конфиденциальной информации и коммерческой тайны. Такие меры дадут возможность сузить круг общения проверяющих с работниками субъекта хозяйствования, избежать устных расспросов сотрудников. Ведь часто именно некомпетентные ответы персонала дают почву для дополнительных процедур во время проверки. Мы предлагаем своим клиентам осуществить целый комплекс мероприятий, которые позволяют чувствовать себя увереннее при общении с представителями контролирующих органов. Также один из способов — своевременное выявление и устранение налоговых рисков. Для этого достаточно регулярно проводить внутреннюю проверку налогового и бухгалтерского учета либо привлекать внешних специалистов-аудиторов. Это будет эффективнее, поскольку свежий взгляд на состояние и порядок ведения учета порой приводит к неожиданным выводам. Можно сказать, что профилактика рисков помогает достичь своего рода гармонии бизнеса и механизмов налогообложения. К профилактическим мерам также относится и построение на предприятии системы налогового планирования.
Родилась в Киеве. В 1989 году окончила Киевский торгово-экономический институт по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». Имеет сертификат Аудиторской палаты Украины. Специализации: налоговое законодательство, реструктуризация бизнеса. Эксперт в вопросах аудита, бухгалтерского и управленческого учета. Член общественного совета при Государственной налоговой службе. Проводит семинары, тренинги, конференции по вопросам налогового законодательства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…