«Если нерезидент имеет офшорный статус, то сумма затрат по приобретаемым у него услугам не может быть отнесена на расходную часть»
предупреждает Валентин Гвоздий, управляющий партнер ЮФ «Гвоздий и Оберкович»
— Какие законодательные новшества ожидают налогоплательщиков в следующем году?
— Одним из существенных новшеств является внедрение авансовых платежей по налогу на прибыль. Начиная с 1 января 2013 года предприятия, не являющиеся сельхозпроизводителями, новосозданными юрлицами и не имеющие неприбыльного статуса, прибыль которых не превышает 10 млн грн, будут уплачивать налог на прибыль ежемесячно. Сумма платежа должна рассчитываться самостоятельно в размере не менее 1/12 от общего размера налога на прибыль, уплаченного в предыдущем году. Другие категории предприятий будут, как и ранее, уплачивать налог на прибыль на основании декларации, подаваемой лишь раз в год.
— Может ли такая система администрирования применяться в случае отсутствия прибыли в текущем году?
— Система администрирования одна, а вот ситуации — разные. Законодатель предусмотрел и вариант, когда текущий год является убыточным. В Налоговом кодексе достаточно четко изложены новые правила налогообложения.
— Есть ли изменения для налогоплательщиков-«упрощенцев»?
— Несмотря на то что только недавно были введены дополнительные пятая и шестая группы упрощенной системы налогообложения, сейчас рассматривается возможность внесения изменений в отношении этих групп. Предлагается, во-первых, снизить ставки налога с 7% и 10% до 5% и 7% соответственно, сравняв их со ставками для третьей и четвертой групп плательщиков, во-вторых, снять ограничения по количеству наемных работников. Кроме того, планируется ввести седьмую группу, но судьба этого законопроекта пока неизвестна.
— В правительстве неоднократно заявляли о важности развития IT-отрасли. Какие изменения ожидаются в налогообложении IT-компаний?
— Для предприятий, работающих в IT-отрасли, с нового года вступят в силу налоговые льготы: освобождение поставок программной продукции от НДС до 2023 года, а также сниженная ставка налога на прибыль в размере 5%. Однако воспользоваться такими льготами смогут только предприятия, соответствующие сразу нескольким ключевым критериям: удельный вес дохода предприятия от деятельности в IT-отрасли должен быть не менее 70%, первичная стоимость основных средств и/или нематериальных активов предприятия превышает 50 минимальных заработных плат (сейчас это 53 650 грн), отсутствие налогового долга. Предприятие также не должно быть признано банкротом.
Кроме того, новые компании получат возможность применять эти льготы только спустя шесть месяцев работы. Обязательным условием льготного налогообложения является получение свидетельства о регистрации в качестве субъекта, применяющего особенности режима налогообложения, а также осуществление деятельности, исчерпывающий перечень видов которой указан в Налоговом кодексе (НК).
Желающие воспользоваться льготами должны подать заявление для получения указанного свидетельства не позже чем за 30 календарных дней до начала отчетного периода, в котором планируется применять льготные условия. Вместе с заявлением предоставляется финансовая отчетность, заверенные копии первичных документов, подтверждающих право на получение льгот. Если отсутствуют основания для отказа, Налоговая служба осуществляет регистрацию в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления. Воспользоваться льготами можно с 1 числа месяца, следующего за месяцем выдачи свидетельства. Еще один важный момент: все денежные средства, аккумулированные вследствие получения таких налоговых льгот, должны направляться исключительно на развитие материально-технической базы предприятия.
— А как будет поддержан национальный производитель?
— Законодательно установлены некоторые малоприятные правила для иностранных компаний — прежде всего в части предоставления услуг. При работе с нерезидентами следует помнить об ограничениях по отнесению затрат на расходы компании. Так, резидент может включить в расходную часть затраты на приобретение консалтинговых, маркетинговых, рекламных услуг в сумме не более 4% от дохода за предыдущий год. А если контрагент-нерезидент имеет офшорный статус, то сумма затрат по приобретаемым у него услугам и вовсе не может быть отнесена на расходную часть.
Кроме того, при осуществлении оплаты нерезиденту за услуги по производству или распространению рекламы компания обязана уплатить налог по ставке 20%, который не удерживается из такой суммы, а уплачивается за счет резидента. Столь жесткие ограничения, безусловно, не нравятся международным компаниям, чьи дочерние предприятия присутствуют в Украине. Во многом это связано с унифицированными правилами или политикой снижения административных затрат, которые, как правило, зависят от маркетинга и рекламы.
Подобные правила действуют и при приобретении инжиниринговых услуг (работ). Ограничение по отнесению затрат на расходную часть установлено в размере 5% от стоимости импортируемого оборудования. Причем затраты на оплату таких услуг не относятся на расходы в полном объеме, если нерезидент имеет офшорный статус или же не является бенефициарным собственником, то есть конечным получателем вознаграждения.
Как правило, бенефициарными собственниками не могут быть признаны юридические/физические лица, действующие как посредники, либо если их присутствие в схеме выплат вызывает вопросы относительно искусственного характера использования налоговых преференций определенной страны. Поскольку критерии определения бенефициарного собственника в украинском законодательстве четко не определены, и внимание в первую очередь уделяется сути трансакции, то не совсем понятно, каким образом налоговая служба будет определять, кто является бенефициарным собственником. Ведь если лицо, оказывающее инжиниринговые услуги, является посредником, но несет некоторые финансовые или другие риски, оно может считаться бенефициарным собственником.
Руководителям и собственникам компаний, не закупающим рекламные, консалтинговые, маркетинговые услуги, но работающим с нерезидентами с офшорным статусом, следует принимать во внимание, что в состав расходов относится только 85% от суммы оплаты. Оставшиеся 15% можно считать косвенным налогом на репатриацию.
— Какие точки соприкосновения с налоговыми органами могут стать наиболее болезненными для бизнеса?
— Один из таких вопросов — объединение налогового учета двух или более предприятий — может проявиться при слиянии компаний. Казалось бы, он достаточно четко урегулирован в Налоговом кодексе — при слиянии компаний положительное и отрицательное значения по налогу на прибыль переходят правопреемнику, этот же принцип действует и в отношении НДС. Однако налоговая служба, проверяя прекращающие деятельность вследствие слияния юридические лица, нередко «снимает» сформированные затраты и налоговый кредит по НДС. Чаще всего это обосновывают характером операции, по которой сформированы затраты (налоговый кредит). При этом налоговая служба «снимает» затраты с особым рвением, если известно, что предприятие ликвидируется в связи с присоединением и что такие сроки важны для бизнеса. Обжалование же результатов проверки может занять 6–12 месяцев. Если простой позволителен — такие незаконные решения нужно обжаловать, в противном случае посоветовал бы при возможности рассчитать сроки начала слияния таким образом, чтобы оно совпало с плановой проверкой налоговой службы. Такой подход может оказаться более щадящим для налогового учета и бизнес-планирования.
Родился в 1979 году в селе Святец Хмельницкой области. В 2001 году окончил Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича (магистр права). С 1998 по 1999 год занимал должность юрисконсульта еврейского благотворительного фонда «Хесед-Бешт». В 2000–2002 годах работал помощником адвоката Клары Маргулян, в 2002–2003 годах — адвокатом «Адвокатского бюро Маргулян К.Г.». С 2003 года возглавляет юридическую фирму «Гвоздий и Оберкович». Специализации: судебная практика, налогообложение. Заместитель председателя Национальной ассоциации адвокатов Украины и Совета адвокатов Украины. Вице-президент Ассоциации адвокатов Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…