BEPS попутал — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

BEPS попутал

«Принцип фактического присутствия, заложенный в плане BEPS, по сути, является элементом мировой фискальной революции» - считает Семен Ханин, управляющий партнер ЮК «Амбер»

— Чем объясняется глобальный тренд, направленный на противодействие оптимизации налогообложения?

— К началу ХХІ века международное налоговое планирование приняло такие масштабы, что, по оценкам специалистов ОЭСР, общие потери высоконалоговых стран в виде недополученных налогов составляли около 200–250 млрд долларов США ежегодно. И эти данные касаются только потерь от совершенно законных схем налогового планирования, которые формально не нарушают никакие правила. Не желая мириться с «уводом на сторону» огромных сумм, развитые страны обозвали все такие схемы «агрессивным налоговым планированием» и стали активно с ними бороться.

Уже в наше время высоконалоговые страны в своей войне с офшорами стали применять «оружие массового поражения»: внедрение в законодательство правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК); введение международного автоматического обмена информацией; активное продвижение плана BEPS.

Основой этой борьбы является принцип фактического присутствия, государства говорят: «Нельзя пользоваться нашими благами, а платить налоги в другой стране». Если вы гражданин Великобритании, Соединенных Штатов Америки или Германии, а платите налоги в ОАЭ или на Кипре — переносите бизнес туда или платите налоги по месту своего нахождения. Этот принцип, заложенный в плане BEPS, по сути, является элементом мировой фискальной революции, когда сильнейшие государства «затягивают ремешок на шее бизнеса». Имеют ли они на это право или нет — вопрос риторический.

Украина не осталась в стороне от этих процессов и достаточно активно имплементирует план BEPS в свое законодательство. Эта имплементация прямо отражается в Налоговом кодексе Украины, где появились главы о трансфертном ценообразовании или, после принятия Закона Украины № 466-IX, — о КИК.

— Очевидно, что такие изменения повлекут за собой необходимость пересмотра и изменения существующих корпоративных структур и бизнес-схем. Как вы оцениваете уровень доверия к украинской юрисдикции и перспективы ее использования в налоговом планировании?

— Доверие к государству на самом деле понятие не эфемерное. Это четкая величина, рассчитываемая в конкретных цифрах и числах. Например, рейтинговые агентства оценивают доверие к государствам по комплексному интегральному показателю. Не зря все мировые рейтинговые агентства присваивают Украине неинвестиционный рейтинг. Это наша суровая правда. Любому бизнесу, иностранному в частности, не нужно каких-то победных реляций или особых дополнительных исследований. Они в первую очередь обратятся к лидерам среди рейтинговых агентств и, получив информацию, ни под каким предлогом в Украину не зайдут.

Стоит отметить, что зачастую иностранный бизнес, инвестирующий в Украину, — это попросту бизнес, в котором скрыты украинские бенефициары. Безусловно, есть некие мировые компании, пользующиеся поддержкой правительств своих государств, — они как раз более-менее не боясь могут заходить в любую страну, зная, что именно к ним «репрессии» применяться не будут. Но основная масса бизнеса, которая может ориентироваться только на себя, никогда не будет рисковать с трудом нажитыми деньгами. Инвестор — это не игрок в казино, которого можно и нужно «облапошить». Это человек, который трудом заработал свои деньги, и если он куда-то с ними приходит, то он хочет заработать, отнюдь не потерять.

— Каких решений вы ожидаете в отношении КИК, используемых украинским бизнесом: они останутся, будут ликвидированы либо же произойдет массовая смена налоговой резидентности?

— Менять резидентность на украинскую будут вряд ли, а вот ликвидировать… Думаю, да. Те бизнесмены, которые читают законы, а не думают, что вся шумиха с изменением законодательства их не коснется, уже ликвидировали либо в процессе ликвидации своих КИК. Дело в том, что выполнить все требования после вступления в силу законодательных изменений смогут лишь очень богатые компании. Даже если компанию устраивает тот факт, что она будет подавать в Украине отчетность по своим КИК, то сами требования таковы, что нужна целая аудиторская фирма, которая только и будет делать, что готовить необходимые документы.

Возможность же полностью сменить налоговую резидентность и перебраться из Украины в другое место также доступна немногим. Если вы не зарабатываете десятки миллионов долларов в год, то «игрушка» в виде КИК не для вас. Вам придется смириться, что мир меняется, и не всегда в лучшую сторону. Вашим уделом будет исключительно локальный бизнес в собственной стране. Это не только украинские изменения, так, к сожалению, меняется весь мир. Уходят из жизни мелкие компании, мелкие банки, а крупный бизнес становится еще крупнее. Причем происходит это как бы не нарочно, для всеобщего блага. К сожалению, сегодня человек, который когда-то государства создал, становится заложником своего собственного создания.

— Может ли, по вашему мнению, украинский бизнес ожидать налоговой амнистии, в том числе в отношении иностранных КИК?

— Вопрос налоговой амнистии и нулевого декларирования — едва ли не самый деликатный в нашей стране. Исходя из обсуждаемых проектов, невозможно не понять, как наш правоохранитель будет отличать налоговые преступления от иных. Не выльется ли это, как обычно, в то, что потом нужно будет показать, в результате какого именно экономического преступления или иного действа гражданин заработал эти средства, находящиеся у него на счету в иностранном банке. Совсем непонятно, в какой из украинских банков хочется перевести средства минимум на 365 дней и как их оттуда потом забрать.

В сложившейся ситуации, когда налоговыми органами зачастую игнорируются и не выполняются даже элементарные требования закона, надеяться на то, что налогоплательщики получат амнистию, — это быть «кремлевским мечтателем», причем еще больше, чем в свое время были соответствующие герои истории. Скорее, надо понимать, что в то время как один правоохранительный орган будет объявлять амнистию, другой будет вносить записи в Единый реестр судебных решений и расследовать, арестовывать активы, приходить с обысками. По крайней мере, на данном этапе о каком-то позитиве говорить не приходится.

Отдельным больным вопросом является введение обмена информацией без налоговой амнистии и нулевой декларации. Как известно, в рамках плана BEPS был разработан Стандарт обмена налоговой информацией CRS. Это система, состоящая из законодательных и технических средств, которые позволяют странам — участницам Стандарта раз в год в автоматическом режиме без дополнительных условий и усилий передавать и получать налоговую информацию об активах граждан. Получать информацию будут о тех гражданах, которые открыли счета (создали иные активы) не в своем родном государстве, а в подписавшем соглашение по обмену информацией. По сути, Стандарт приводит в общий вид существующие на данный момент двухсторонние соглашения по обмену налоговой информацией и по избежанию двойного налогообложения. Основное отличие в том, что при его вступлении в силу налоговым органам не нужно будет отсылать запросы вручную и предоставлять доказательства предполагаемого налогового уклонения — данные раз в год будут уходить в соответствующие страны и органы.

СКАЧАТЬ PDF

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

50 ведущих юридических фирм Украины 2020 года

«Бронзовая лига» ведущих юридических фирм Украины 2020 года

Банкротство

Госрасчет

Панацеи.net

Поправки на ветер

История рейтинга

Победители рейтинга «50 ведущих юридических фирм Украины» в 1998—2020 годах

Конкурентное право

Это возместительно?

Крупнейшие публичные сделки в сфере антимонопольного права

Перелом со смещением

Международный арбитраж

Альтернативная реальность

Арбитраж 2020

Методология

Расчетный курс

Налоговая практика

Tax-стиль

Точка сбора

Мистер нерезидент

Отчислить до блеска

BEPS попутал

Крупнейшие публичные споры в сфере налогообложения

Отрасли практики

В частном порядке

Планы на приватизацию

Деньги — вперед!

Снести мифы

Спрос на предложения

Крупнейшие публичные сделки

Отрасли экономики

Не летная по году

Фарма будущего времени

Энергопотери

Установить энергобаланс

Креативный двигатель

Стимуляторы роста

IT-перспективы

Региональные рынки

Уловить сегмент

Ведущие региональные юридические фирмы Украины

Полоса препятствий

Судебная практика

Реформенное безобразие

Обеспеченное будущее

Эксперт-анализ

Атмосферные явления

Земля по курсу

Концептуальный сбой

Крупнейшие публичные судебные и арбитражные дела

Чувство долга

Переменчивая система

Уголовное право и процесс

Позиция разыскивает

Подозрительная активность

В лучших экстрадициях

Цифровая эволюция

Смена деклараций

Должностная конструкция

Crime Time

Беспрецедентный проступок

Юридический рынок

Правила переноса

Суть первой инстанции

Зарплатная видимость

Юринтеграция

«Спорное» преимущество

50 ведущих юридических фирм Украины по количеству юристов

Экспертный совет

От редакции

50 ведущих юридических фирм Украины по объему доходов

Коронный разряд

Рейтинг признания юридических фирм

Рейтинг признания юридических фирм по отраслям практики

50 ведущих юридических фирм Украины по финансовой эффективности

Інші новини

PRAVO.UA