Концептуальный сбой — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Концептуальный сбой

«Новые концепции предложенных судебных реформ не решают существующие проблемы — считаю инициативы еще более популистскими, ведь они не направлены на реальные изменения» - подчеркивает Сергей Колесник, управляющий партнер АО LES

— Cудебная реформа, стартовавшая в 2014 году, казалась завершенной, тем не менее сейчас остро обсуждается ее новая волна. Как вы оцениваете происходящее: на работе судов положительно сказались изменения?

— Откровенно говоря, я крайне негативно оцениваю результаты судебной реформы, поскольку она не решила ни одной из существующих проблем. Результат один — колоссальный отток судейских кадров. То есть к существующим проблемам добавилась неукомплектованность судов, что очень повлияло на нагрузку судей.

Вдумайтесь только: из 7295 штатных судейских должностей в судах различных юрисдикций и инстанций более 2000 вакансий, 2500 судей были уволены в результате реформ, при этом кадровый потенциал пополнен только на 10 %.

Согласно статистике Государственной судебной администрации Украины в 2019 году нагрузка на одного судью должна составлять 183 дела в год, однако фактически в среднем один судья рассматривает 279 дел. Ежедневно в Верховный Суд поступает около 360 дел. Я даже не говорю о ненадлежащем материально-техническом обеспечении и независимости судебной власти, которая в Украине всегда есть на бумаге, но судейский корпус ее не ощущает.

При этом новые концепции предложенных судебных реформ также не решают описанных проблем. Считаю данные инициативы еще более популистскими, ведь они не направлены на реальные изменения.

— Что не так с судейской независимостью в Украине?

— Концептуально у нас нет механизма ее обеспечения. Скажите, как судебная власть может быть независимой, если она полностью финансово зависит от исполнительной и законодательной?

Правительство с парламентом захотели — ограничили заработные платы судьям, захотели — ликвидировали премии, надбавки, а могут и вообще урезать материально-техническое обеспечение. Руководство страны привело к тому, что во многих судах уже просто нет марок и конвертов для отправки корреспонденции. Нонсенс, что к началу осени судебная система недофинансирована на около 2 млрд грн. Я веду к тому, что построить независимую и сильную судебную систему не удастся, пока она сама себя не будет обеспечивать материально, хотя бы частично.

В госбюджете на 2020 год доходы судов (средства от уплаты судебного сбора, конфискации имущества и т.п.) составляют почти 4 млрд грн. Зато расходы на содержание судебной власти — почти 18 млрд. Вопрос: а где же брать еще 14 млрд?

Поэтому надо существенно увеличивать ставки судебного сбора за рассмотрение хозяйственных и некоторых категорий административных и гражданских дел. В контексте судейской независимости мне кажется целесообразным создание Фонда правосудия по примеру некоторых штатов Америки. Судебный сбор будет поступать не в госбюджет, а в Фонд правосудия, распорядителем которого будут органы судейского самоуправления. Судьи смогут использовать эти деньги для собственных нужд. За счет этих средств можно было бы предусмотреть и премии, и надбавки для добросовестных судей, рассматривающих дела без волокиты, быстро, объективно и справедливо, имеющих низкий процент отмененных решений, для судей с большой нагрузкой и т.д.

Мы все должны приложить максимум усилий, чтобы изменить психологию и привыкнуть к тому, что судиться — дорогое удовольствие. Ведь так обстоят дела во многих развитых странах, к стандартам которых мы стремимся.

— Причиной колоссальной нагрузки на суд вы назвали кадровый голод, вызванный судебной реформой. Но ведь украинские суды были загружены и до реформы. Что же тогда является настоящей причиной?

— Кадровый голод — одна из новых причин. К тому же проблемы, в том числе и чрезмерная нагрузка, возникшие до 2014 года, до сих пор не решены. Нагрузку на суд можно уменьшить с помощью законодательных предохранителей, которым уделяется немало внимания сейчас. И, повторюсь, украинское общество должно осознать, насколько дорогим удовольствием является решение дела профессиональным судьей. Более того, сам суд может способствовать этому, взыскивая с проигравшей стороны судебные издержки, в том числе реальные расходы на правовую помощь.

Уверен, картина бы кардинально изменилась, если бы по результатам рассмотрения каждого дела был поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, которые, например, проводили проверку, составляли акты налоговой проверки, на основании которых принимались те или иные решения, а также лиц, которые эти решения принимали. Кроме того, в случае принятия решения судом не в пользу государственного органа судебный сбор и другие судебные издержки следует погашать не за счет бюджета, а за счет виновников судебной тяжбы.

Увы, в таких делах суды нечасто взыскивают расходы на правовую помощь. И хотя адвокаты моего объединения постоянно ориентируют суд на открытие дисциплинарных производств, судьи редко ставят этот вопрос в отдельных постановлениях. Такие взыскания, как элемент процессуальной дисциплины, послужат цели восстановления справедливости и недопущения злоупотреблений в будущем.

Все должны четко понимать: инициатор безосновательного судебного разбирательства, принудивший процессуального оппонента защищаться от абсурдных исковых требований, платить гонорары квалифицированным адвокатам, должен быть готов к тому, что именно ему придется все это компенсировать. Чем больше суды будут принимать решений о компенсации расходов на предоставление правовой помощи, тем больше люди будут думать, а стоит ли вообще ввязываться в подобные авантюры.

Таким образом, существенное увеличение ставок судебного сбора, взыскание всех расходов и убытков, во-первых, приведет не только к развитию судейского самоуправления и обеспечению судейской независимости, но и к реальной разгрузке судов. Ведь в суд не будут обращаться с бессмысленными, заранее бесперспективными исками, которые являются не чем иным, как злоупотреб­лением правом доступа к правосудию. Во-вторых, будет развиваться институт медиации: стороны начнут обращаться в суд, только использовав весь имеющийся арсенал досудебного урегулирования спора.

— Как вы считаете, насколько существенно нагружает судебную систему работа правоохранительных органов?

— Вопрос даже не в том, как правоохранительные органы нагружают судебную систему, ведь существует механизм судебного надзора за досудебным расследованием. Насколько эффективна работа правоохранителей, демонстрирует институт следственного судьи.

Показательно, что за 2019 год проведено почти 60 тысяч негласных следственных (розыскных) действий! Следственные судьи рассмотрели 958 тысяч ходатайств следователей и прокуроров. Из них о проведении обысков, в том числе в жилище, — 95,6 тысяч, арестов имущества — более 82 тысяч, выемок вещей и документов — почти 225 тысяч. И все это должен санкционировать суд, что и приводит к колоссальной нагрузке.

Суды завалены делами небольшой и средней тяжести, а также ходатайствами о санкциях, которые необходимы правоохранителям во время расследования уголовных производств. Это и тормозит всю судебную систему, делая ее неэффективной.

Описанное выше прямо влияет на эффективность работы судов уголовной юрисдикции, поскольку они вопервых санкционируют следственные действия при досудебном расследовании в делах, только 1,5 % которых направляются в суд; вовторых тратят много времени на рассмотрение дел о совершении преступлений небольшой и средней тяжести, что не дает возможности рассматривать эффективно дела по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Уверен, что, исправив эти недостатки, мы существенно разгрузим суды и сделаем их эффективными.

СКАЧАТЬ PDF

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

50 ведущих юридических фирм Украины 2020 года

«Бронзовая лига» ведущих юридических фирм Украины 2020 года

Банкротство

Госрасчет

Панацеи.net

Поправки на ветер

История рейтинга

Победители рейтинга «50 ведущих юридических фирм Украины» в 1998—2020 годах

Конкурентное право

Это возместительно?

Крупнейшие публичные сделки в сфере антимонопольного права

Перелом со смещением

Международный арбитраж

Альтернативная реальность

Арбитраж 2020

Методология

Расчетный курс

Налоговая практика

Tax-стиль

Точка сбора

Мистер нерезидент

Отчислить до блеска

BEPS попутал

Крупнейшие публичные споры в сфере налогообложения

Отрасли практики

В частном порядке

Планы на приватизацию

Деньги — вперед!

Снести мифы

Спрос на предложения

Крупнейшие публичные сделки

Отрасли экономики

Не летная по году

Фарма будущего времени

Энергопотери

Установить энергобаланс

Креативный двигатель

Стимуляторы роста

IT-перспективы

Региональные рынки

Уловить сегмент

Ведущие региональные юридические фирмы Украины

Полоса препятствий

Судебная практика

Реформенное безобразие

Обеспеченное будущее

Эксперт-анализ

Атмосферные явления

Земля по курсу

Концептуальный сбой

Крупнейшие публичные судебные и арбитражные дела

Чувство долга

Переменчивая система

Уголовное право и процесс

Позиция разыскивает

Подозрительная активность

В лучших экстрадициях

Цифровая эволюция

Смена деклараций

Должностная конструкция

Crime Time

Беспрецедентный проступок

Юридический рынок

Правила переноса

Суть первой инстанции

Зарплатная видимость

Юринтеграция

«Спорное» преимущество

50 ведущих юридических фирм Украины по количеству юристов

Экспертный совет

От редакции

50 ведущих юридических фирм Украины по объему доходов

Коронный разряд

Рейтинг признания юридических фирм

Рейтинг признания юридических фирм по отраслям практики

50 ведущих юридических фирм Украины по финансовой эффективности

Інші новини

PRAVO.UA