— С 2021 года украинский бизнес будет жить в новой налоговой реальности, и прежде всего это касается сферы сотрудничества с иностранными компаниями. Чем вызваны эти новации и на что уже надо обратить внимание?
— Принятие Верховной Радой Украины Закона № 466-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» и последующих поправок в Налоговый кодекс (НК) Украины вызвано необходимостью выполнения обязательств по имплементации плана BEPS. Эти акты существенно изменяют правила игры для бизнеса, который ведет сотрудничество с иностранными компаниями. И очень хорошо, что есть запас времени, чтобы приспособиться компаниям, работающим с нерезидентами.
Прежде всего, надо проверить все операции с нерезидентами на предмет наличия подтвержденной деловой цели.
— Как понять, что такая цель имеет место?
— Новая редакция положений НК Украины не устанавливает, какой должна быть операция, соответствующая принципу разумной экономической причины или, иначе говоря, имеющая деловую цель, но конкретизирует случаи ее отсутствия, а именно:
— если целью операции или ее результатом является неуплата или неполная уплата налогов или уменьшение объема налогооблагаемой прибыли;
— если в сопоставимых условиях компания не совершила бы такую операцию с несвязанными лицами.
Интересно, что в редакции Закона № 466, вступившего в силу 23 мая 2020 года, перечень таких случаев был неисчерпывающим. Это позволило бы налоговым органам Украины ставить под сомнение наличие разумной экономической причины практически в любой операции с нерезидентом. Однако последующие поправки свели критерии отсутствия деловой цели к двум вышеупомянутым.
— Почему наличие разумной экономической причины так важно?
— Если резидент не может обосновать деловую цель операции с нерезидентом, он должен увеличить свой доход на сумму расходов по такой операции. Стоит отметить, что проектом закона № 4065, который уже принят в первом чтении, существенно уточнены последствия несоблюдения деловой цели сделки. А именно, критерий применяется не ко всем нерезидентам, а только к «низконалоговым» и иностранным компаниям специфических организационно-правовых форм. Если операции с такими нерезидентами не имеют деловой цели, то украинская компания должна увеличить свой доход на всю стоимость соответствующей сделки. Аналогичное правило применяется к операциям по выплате роялти в пользу нерезидентов, но уже без ограничений по ставкам налогов или форме компании. Вместе с тем обязанность доказывания отсутствия деловой цели возложена на налоговые органы.
Таким образом, если налогоплательщик заинтересован, чтобы к его операциям с нерезидентами не применялось правило об увеличении дохода, ему необходимо пересмотреть все свои операции на наличие деловой цели, позаботиться о ее документальном обосновании на случай, если какие-либо из них привлекут внимание налоговых органов. При возникновении спора контролирующие органы всячески попытаются доказать отсутствие деловой цели, а налогоплательщик должен быть готов подтвердить обратное.
— Как изменились правила определения бенефициарного собственника?
— В НК Украины уточнен перечень признаков того, что иностранная компания не является бенефициарным собственником, исходя из критерия основной цели. Так, лицо, у которого недостаточно квалифицированного персонала, основных средств, собственного капитала для фактического выполнения функций, использования активов и управления рисками, связанными с получением дохода от украинской компании, не сможет считаться бенефициарным собственником. Не может им быть и лицо, тем или иным способом отчуждающее весь или преимущественную часть полученного дохода третьему лицу.
Определение бенефициарного собственника тоже важно для применения налоговых льгот по международным соглашениям, поскольку пониженные ставки или освобождение от налогов возможны только тогда, когда доход получает бенефициарный (фактический) собственник, а не компания — промежуточное звено. Ввиду этого украинским налогоплательщикам надо проверять, кому именно они выплачивают доход за границу, чтобы налоговые органы не посчитали применение льгот неправомерным.
В то же время обратим внимание и на новую возможность, которую дает применение так называемого прозрачного подхода. Если нерезидент, которому фактически выплачивается доход, не является его бенефициаром, то он может подать налоговому органу Украины заявление, указав реального бенефициара, а тот — аналогичное заявление с подтверждающими документами. В таком случае украинская компания сможет применить ставку налога на репатриацию согласно правилам налогообложения со страной резидентства реального бенефициара. И если международная конвенция с этой страной будет предусматривать льготы, украинская компания сможет ими воспользоваться.
— Какие еще сюрпризы есть для бизнеса, сотрудничающего с нерезидентами?
— Я рекомендую обратить внимание и на расширение понятия постоянного представительства. Теперь в НК Украины прямо обозначено, что постоянное представительство нерезидента в Украине включает:
— лиц, ведущих переговоры касательно существенных условий сделок нерезидента, в результате которых последний заключает сделки на таких согласованных условиях (без значительных изменений);
— лиц, заключающих сделки от имени нерезидента, в случае если такая деятельность осуществляется в пользу только одного нерезидента или связанных с ним лиц;
— лиц, хранящих запасы товаров, принадлежащих нерезиденту, со склада которых осуществляется поставка товаров от имени нерезидента.
Поэтому налогоплательщикам целесообразно проверить, какие функции в рамках сотрудничества с нерезидентами они выполняют в Украине. Если их деятельность содержит элементы из числа указанных выше, есть риск признания их постоянным представительством с соответствующими правилами налогообложения.
— Хорошие новости будут?
— Не без них. Еще одним нововведением является процедура взаимного согласования, и теперь украинские компании получают дополнительный механизм защиты своих прав в разрезе налогообложения их операций с нерезидентами. Суть процедуры такова. Если лицо считает, что в результате действия или решения контролирующего органа Украины либо другой страны оно подвергается или будет подвергаться налогообложению, которое не соответствует международной конвенции, оно может подать заявление в компетентный орган Украины (Министерство финансов Украины) о рассмотрении дела по процедуре взаимного согласования. В таком случае украинский компетентный орган проводит консультации с иностранными налоговыми ведомствами и может удовлетворить требования налогоплательщика. Однако воспользоваться данным правом можно лишь, если оно предусмотрено международным соглашением с соответствующей страной.
Следует отметить, что 24 сентября 2020 года Минфин Украины обнародовал проект приказа «Об утверждении Порядка рассмотрения заявления (дела) по процедуре взаимного согласования и требований к заявлению», определив требования к такому заявлению и порядок его рассмотрения, уточнив перечень лиц, которые могут инициировать подачу заявления, и особенности проведения процедуры.
В целом большинство последних налоговых изменений направлены на то, чтобы внедрить в Украине мировые налоговые механизмы и практики, к которым бизнесу так или иначе необходимо приспособиться. Потому важно уже сейчас провести аудит всех договоров с нерезидентами, проанализировать сотрудничество с ними на предмет деловой цели, риска признания как постоянного представительства, определить бенефициарного собственника, чтобы избежать споров с налоговыми органами, отказа в применении льгот и начисления штрафов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…