— Как изменились подходы налоговых органов к работе с налогоплательщиками?
— По моим личным наблюдениям, налоговый орган в данный момент выглядит как хищник, запертый в клетке. С введением моратория у него забрали самый важный инструмент — проведение ключевых проверок, по результатам которых можно сделать значительные доначисления налогоплательщикам. На фоне выполнения задачи по поступлению платежей в бюджеты и моратория на проведения проверок налоговый орган начал проводить индивидуальную работу с налогоплательщиками, настойчиво приглашая «на свидания» руководителей предприятий, на которых, как правило, обсуждаются два вопроса. Первый — необходимость увеличения налоговой нагрузки, второй — пересмотр взаимоотношений с определенными контрагентами, которые, по мнению налогового органа, имеют признаки фиктивности. Если диалог казался фискалам не конструктивным, то предприятие отправлялось в список рисковых налогоплательщиков с последующей блокировкой регистрации налоговых накладных.
Количество запросов контролирующего органа к налогоплательщикам о предоставлении информации по взаимоотношениям с контрагентами и документов значительно увеличилось. Здесь, по мнению контролирующего органа, имеет место нарушение налогового законодательства касательно взаимоотношений не с прямым контрагентом-поставщиком, а условным пятым в цепочке поставок, к которому предприятие не имеет никакого отношения. Заканчивается такой запрос рекомендацией налоговой отказаться от налогового кредита путем подачи уточненной декларации.
Следует отметить, что число случаев применения процедуры приостановления регистрации налоговых накладных также возросло.
— Мораторий на проверки вводится как временная мера. Менялись ли его условия ввиду изменения карантинных ограничений? Как дела обстоят сейчас?
— С целью поддержки налогоплательщиков на период карантина с 18 марта 2020 года был установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок. По состоянию на сегодня мораторий пока действует, но законодатель постепенно расширяет основания, по которым можно проводить проверки.
Учитывая последние изменения, во время карантина могут проводиться документальные внеплановые проверки по обращению налогоплательщика, на основаниях, определенных подпунктами 78.1.7 и 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса Украины, а также фактические проверки по вопросам (1) учета, лицензирования, производства, хранения и транспортировки горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий; (2) целевого использования горючего и спирта этилового налогоплательщиками; (3) оборудование акцизных складов расходомерами-счетчиками; (4) осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива, на основаниях, определенных подпунктами 80.2.2, 80.2.3, 80.2.5 пункта 80.2 статьи 80 Налогового кодекса Украины. Вместе с тем камеральные проверки не запрещены, поэтому они могут проводиться во время карантина и применения ограничительных мер.
Мораторий на проверки может закончиться уже в этом году. С целью увеличения поступлений в государственный бюджет в 2021 году был подан законопроект № 4101 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений», зарегистрированный 15 сентября 2020 года.
В случае принятия указанного законопроекта отменяется мораторий на проведение документальных и фактических проверок, введенный на период карантина. При этом исключаются из плана-графика плановых документальных проверок на 2020 год проверки, которые могли быть начаты в период с 18 марта 2020 года по день вступления в силу закона.
— Как оцениваете законодательные изменения в части администрирования налогов — как уже принятые, так и планируемые?
— Любые изменения налогового законодательства — это стресс для бизнеса. Неважно, позитивные они или негативные, учитывая, что позитивных изменений в налоговой сфере практически нет, а если и есть, то на фоне негативных они практически незаметны.
Что касается Закона Украины № 466-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве», то это был самый обсуждаемый и противоречивый законопроект прошлого года. На мой взгляд, внесенные Законом № 466 изменения в Налоговый кодекс Украины направлены на расширение полномочий контролирующего органа при проведении проверок с целью увеличения сумм начисления и ускорения их взыскания. А эффективность новых инструментов, которыми налогоплательщик может защитить свои права, покажет время.
— Какие инструменты оптимизации налогообложения показали эффективность в 2020 году?
— Эффективным инструментом оптимизации налогообложения стал мораторий на проведение проверок. Девять месяцев без них бизнес работал или пытался работать в условиях кризисной турбулентности. Этот период на практике показал, что бизнес работает результативней, когда ему не мешают.
Если говорить о реальных инструментах оптимизации, то в 2020 году практически любой инструмент был эффективным в той или иной мере, главное — не бояться его применять. В 2021 году бизнесу необходимо будет особенно уделить внимание процессам оптимизации, поскольку в этом году спасательного зонтика в виде моратория на проверки, скорее всего, не будет. Использование конкретных инструментов оптимизации напрямую зависит от структуры бизнеса и запроса клиента, поэтому универсального набора инструментов, подходящего абсолютно всем, не существует.
Можно выделить три самых популярных запроса клиентов по оптимизации: операции с задолженностями (сомнительные, безнадежные); операции с товарными остатками на складе; операции с необоротными активами. В зависимости от структуры бизнеса и бизнес-процессов клиента инструменты оптимизации для удовлетворения одного и того же запроса не всегда будут одинаковыми.
— Что посоветуете бизнесу в части налогового планирования на следующий год?
— В первую очередь надо готовиться к документальным проверкам, как к плановым, так и к внеплановым. Особенно это касается тех налогоплательщиков, которые были включены в план-график на 2020 год и их проверки не состоялись по причине моратория. Здесь нужно обратить внимание, что проверки в 2021 году будут охватывать период, составляющий не три, а четыре года деятельности налогоплательщика, поскольку были приостановлены сроки давности на период действия моратория.
Вместе с тем необходимо использовать инструменты налоговой оптимизации для решения конкретных задач.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…