«Эта служба и опасна, и трудна» — очевидно, эти перефразированные слова известной песни законодатели решили отнести к работе государственных служащих, и, чтобы облегчить ее, создали новую законодательную базу. 17 ноября с.г. парламент принял Закон Украины «О государственной службе» (Закон), который открыл новые правовые горизонты для деятельности около 300 тыс. человек. Правда, это количество должно существенно сократиться, поскольку сейчас на Украине продолжается административная реформа, которая, согласно определенной концепции, предусматривает существенное уменьшение госслужащих. Но, как показала практика, в данном вопросе власть спешит медленно: ряды госслужащих не редеют, и, судя по всему, в связи с новыми законодательными гарантиями касательно их деятельности в ближайшее время этого и не случится.
К принятию нового Закона шли более 18 лет. Действующий Закон Украины «О государственной службе» был принят еще в 1993 году. Попытки обновить устаревшую законодательную базу предпринимались и раньше (Закон претерпел множество изменений), но решительные шаги были сделаны только в этом году.
Следует отметить, что новый закон о государственной службе — один из ключевых законов, которые составляют костяк изменений в рамках проведения административной реформы. Ранее уже были приняты изменения в законы Украины «О Кабинете Министров Украины» и «О центральных органах исполнительной власти». Если последние изменения были внесены достаточно быстро, то законопроект о государственной службе с момента принятия за основу ждал своего часа более полугода, хотя принять его народные депутаты Украины обещали на предыдущей (VIII) сессии парламента. За этот период текст документа очень изменился — в ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении поступило 855 поправок. Но, как оказалось, не настолько, чтобы сразу после голосования в парламенте отправить его на подпись Президенту Украины.
«Сейчас этот документ находится на юридической доработке в аппарате Верховного Совета Украины, поскольку, когда в парламенте голосовали за него, были некоторые несогласования по определенным статьям. Думаю, что уже на ближайшей пленарной неделе парламент вернется к рассмотрению окончательного варианта. Пока еще спикер парламента Владимир Литвин документ не подписал», — рассказал председатель подкомитета по вопросам государственного строительства Комитета Верховного Совета Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Василий Демчишен, который представлял данный документ в сессионном зале парламента.
Главная дискуссия в ходе рассмотрения текста документа разгорелась вокруг классификации должностей государственной службы, которая будет зависеть от характера и объема должностных обязанностей и от организационно-правового уровня соответствующего органа. Если в пока еще действующем Законе было прописано семь категорий этих должностей, то новым Законом предлагается разделить их на пять групп, каждая из которых делится на подгруппы. Например, к первой группе отнесены должности руководителя, заместителей руководителя государственного органа, членов государственного коллегиального органа, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, и их аппарата, органа власти Автономной Республики Крым (АРК) и его аппарата; председателя, заместителей председателя местной государственной администрации. Правда, после так называемой техническо-правовой доработки в парламенте этот перечень может расшириться.
В Законе также установлены новые подходы к оплате труда государственных служащих. В частности, предложено усилить роль должностного оклада в структуре заработной платы и оптимизировать другие ее составляющие. Минимальный размер должностного оклада для должностей низшей подгруппы устанавливается на уровне двух размеров минимальной заработной платы, на его основании формируется схема должностных окладов других подгрупп. Также Законом предусмотрено установление максимальных размеров должностных окладов для каждой подгруппы должностей.
По замыслу законодателей, это позволит не только выровнять шкалу оплаты труда госслужащих разных уровней и повысить мотивацию для тех, кто занимает должности низшей подгруппы (некоторые получают около 1200 грн), но и уменьшить коррупционные риски данной профессии.
Вместе с тем в Законе вводится институт продолжения прохождения государственной службы после достижения предельного возраста пребывания на государственной службе — 65 лет. В части 2 статьи 37 Закона предусмотрена возможность принятия субъектом назначения решения о продолжении прохождения государственной службы государственным служащим, занимающим должности І-1, І-2, І-3, І-4 подгрупп, по достижении им 65-летнего возраста по его согласию в связи с потребностями службы. Это тоже достаточно претензионная норма, которая появилась в тексте документа уже после рассмотрения его в первом чтении. По сути, она нивелирует другой принцип Закона — о равных условиях прохождения государственной службы.
В том, что престиж профессии государственного служащего нужно повышать путем улучшения социальных гарантий, убеждены не все народные депутаты Украины. В частности, Владимир Яворивский признался, что не голосовал за Закон, как и его коллеги по фракции «Блок Юлии Тимошенко — «Батькивщина», поскольку это «регрессивная редакция закона». «На Украине статус госслужащего имеет исключительный характер и подразумевает много льгот и преимуществ, но пользы от этой профессии очень мало. Широким слоям населения этот Закон абсолютно ничего не дает, даже наоборот, поскольку теперь на оплату труда госслужащих придется выделять больше средств из Государственного бюджета», — говорит он. По словам г‑на Яворивского, еще 10 лет назад он инициировал вопрос о приостановлении, «заморозке» действия закона о государственной службе. Много предложений Владимир Яворивский вносил и в текст нового Закона, в частности, предлагал, чтобы медиков и педагогов, которые работают в государственных учреждениях, приравняли к госслужащим. Свое предложение народный депутат мотивировал предвыборным обещанием Президента Украины Виктора Януковича. Однако это предложение в здании под куполом не поддержали.
Ключевое отличие нового Закона от действующего — это достаточно четкий перечень исключений из его сферы действия. В частности, выведены из системы государственной службы Президент Украины, члены Кабинета Министров Украины, первые заместители и заместители министров, народные депутаты Украины, уполномоченный Верховного Совета Украины по правам человека, депутаты Верховного Совета АРК, кроме избранных на должности в Верховный Совет АРК, на которых они работают на постоянной основе, и др. — то есть политические должности.
Также в Законе вводится новая норма — статья 13 «Требования к политической беспристрастности государственного служащего». В ней установлено, в частности, что государственный служащий не имеет права организовывать забастовки и участвовать в них, а также совершать действия, демонстрирующие его политические взгляды или свидетельствующие об особом отношении к определенным политическим партиям.
Следует отметить, что ограничения для госслужащих, и не только политические, уже давно введены во многих странах. Там обходятся значительно меньшим количеством государственных служащих, при этом качество услуг, предоставляемых государством населению, — на достаточно высоком уровне. На Украине пока что государственная служба действует по принципу «не качеством, а количеством», и кардинальных изменений в работе госслужащих в ближайшее время, похоже, не будет.
По данным Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, по состоянию на 1 января 2011 года на государственной службе работали 292 516 человек.
Индекс соотношения количества госслужащих к общему количеству населения на Украине составлял 0,64 %.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…