— В апреле парламент внес изменения в закон “О рекламе”, согласно которым рекламу медпрепаратов нужно сопровождать текстом: “Самолечение может быть вредным для вашего здоровья”. Стало ли принятие закона компромиссом фармацевтического лобби с оппонентами, настаивающими на полном запрете подобной рекламы?
— Ожидания участников рынка не оправдались, ведь сейчас готовится ко второму чтению законопроект N7007 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере здравоохранения”, направленный на усиление контроля за оборотом лекарственных средств и содержащий, в частности, положение о полном запрете рекламы лекарственных средств. Таким образом, ряд депутатов не отказались от своих радикальных намерений полностью запретить подобную рекламу и публично высказывают различные аргументы в пользу такого решения.
— Но ведь такое регулирование даже жестче европейских стандартов.
— Действительно, согласно директиве 2001/83/EC, реклама безрецептурных лекарственных средств при условии соблюдения требований, предусмотренных директивой, разрешена. Урегулирован данный вопрос и на уровне национальных законодательств государств—членов Европейского союза: реклама безрецептурных лекарств не запрещена, но в зависимости от страны имеет ряд особенностей. Важно, что в странах—членах ЕС существуют действенные механизмы саморегулирования на фармацевтических рынках, поэтому в случае неэтичного поведения, например, недобросовестной рекламы, фармацевтические компании могут нести ответственность, предусмотренную не только законодательством, но и принятыми игроками рынка кодексами поведения. Как правило, они предусматривают довольно значительные штрафные санкции. Подобный механизм может быть задействован также и в Украине.
Тимур Бондарев
В 1996 году окончил Институт международных отношений Киевского национального университета имени Т. Шевченко, а также Венский экономический университет и Международную бизнес-школу в Борнмуте (Великобритания). Начиная с 1997 года, занимал различные должности в Фонде госимущества и компании “Украинский алюминий”. С 2002 года работает в адвокатском объединении Arzinger. Специализация — недвижимость и строительство, слияния и поглощения, антимонопольное право, приватизация, государственно-частное партнерство. Сопредседатель комитета по вопросам недвижимости Американской торговой палаты, советник мэра Львова по вопросам привлечения иностранных инвестиций и государственно-частного партнерства. …
К сожалению, некоторые игроки фармацевтического рынка ведут агрессивные маркетинговые кампании, игнорируя при этом установленные законодательством требования к рекламе лекарственных средств. Вместе с тем, на мой взгляд, бороться с недобросовестными компаниями можно с помощью ужесточения ответственности за нарушение рекламного законодательства, а также усилив контроль над рекламными кампаниями со стороны компетентных органов. Это можно рассматривать в качестве альтернативы полному запрету рекламы лекарственных препаратов.
— А как, помимо новшеств в сфере рекламы, отразилось на деятельности фармацевтического рынка изменение антикоррупционного законодательства?
— Одними из наиболее существенных изменений в регулировании “гостеприимства”, которые в связи со вступлением в силу закона “Об основах предотвращения и противодействия коррупции” нужно учитывать фармацевтическим компаниям во время планирования своих маркетинговых стратегий, являются установленные ограничения относительно получения подарков. Множество вопросов у фармацевтических компаний также вызывают ограничения возможностей оплаты обедов и ужинов с опинион-лидерами в ресторанах, проведения круглых столов, оплаты проезда и проживания врачей на конференции и т.д. Для того чтобы обезопасить себя от риска рассмотрения такой деятельности в качестве предоставления неправомерной выгоды субъектам ответственности за коррупционные правонарушения, рекомендую представителям фармкомпаний иметь документальное подтверждение, чтобы можно было подтвердить законность оснований для предоставления выгоды (например, заключать соответствующие договоры и т.д.).
При разработке маркетинговых стратегий фармацевтическим компаниям необходимо учитывать, что под действие антикоррупционного закона подпадают не только государственные служащие, но также, например, главврачи государственных лечебно-профилактических учреждений и частных клиник, заведующие кафедрами государственных и частных высших учебных заведений и т.д. Более того, исходя из судебной практики, сформировавшейся за короткий период действия закона, в качестве субъекта коррупционного правонарушения может рассматриваться и врач, выписывающий рецепты/больничные, и руководитель среднего медицинского персонала, выполняющий организационно-распорядительные функции.
— В последнее время все более актуальными становятся вопросы правовой защиты инновационных препаратов. Какие тенденции, на ваш взгляд, прослеживаются в этом направлении?
— В нынешнем году для укрепления позиций отечественных производителей был внесен ряд предложений по изменению действующего законодательства — в частности, было предложено сократить срок эксклюзивности инновационных препаратов, разработали программу импортозамещения. Данные новшества явно не в пользу зарубежных инновационных компаний и могут заставить их отказаться от выведения оригинальных препаратов на рынок Украины. Так, 3 ноября 2011 года Верховной радой был принят во втором чтении и в целом законопроект, согласно которому правовая охрана будет предоставляться только тем препаратам с новым действующим веществом, которые поданы на регистрацию в Украине в течение двух лет с момента первой регистрации в какой-либо стране мира. Стоит отметить, что инновационные компании и так испытывают определенные сложности с охраной и реализацией своих прав интеллектуальной собственности в Украине и поэтому не спешат внедрять здесь свои инновационные продукты. Об этом свидетельствуют многочисленные патентные споры, которые ведутся зачастую между зарубежными инновационными компаниями-владельцами патентов и украинскими фармкомпаниями-производителями генериков. Если же в Украине ограничат режим правовой охраны инновационных препаратов, которые и так мало представлены в стране, то возникнут серьезные опасения относительно правильности выбранного пути развития фармацевтической отрасли.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…