Узкопрофильные компании предоставляют высококачественное и эффективное юридическое сопровождение клиентам, а ограниченность конкретным рыночным сегментом позволяет отслеживать законодательные новинки и последние тенденции в данном секторе. Однако круг потенциальных клиентов таких компаний значительно ограничивается и появляется риск стать невостребованным участником рынка — по сравнению с «универсальными» юридическими компаниями.
Как показал опрос «Юридической практики», для узкопрофильных юркомпаний характерны значительные преимущества. Так, относительно стабильный круг клиентов, нуждающихся в «специальных» юридических услугах, возможность позиционирования фирмы в «узкой» нише юридических услуг, команда профессионалов в конкретной отрасли являются бесспорными преимуществами по мнению старшего юриста ЮФ «АНК» Артема Волкова.
Узкую специализацию юриста сравнивает с мастерством юрист АК «Правочин» Юрий Сивовна: «Мастерство отшлифовывается годами, а теоретический и практический опыт юриста в результате такого «шлифования» — бесценен. Поэтому к плюсам однозначно можем отнести накопленные знания и опыт юриста в конкретной отрасли, умение разрешать сложные задачи, тем самым оказывая своего рода эксклюзивные, высококачественные услуги в той или иной сфере права».
«Нельзя одновременно вести судебные дела, участвовать в уголовном процессе и при этом быть специалистом в области налогообложения, таможенных сборов, строительства или торговли каким-то оборудованием», — говорит партнер АО «АФ «АКТИО» Ольга Просянюк. «Каждый человек должен заниматься своим делом. Узкая специализация в этом контексте идет только на пользу, так как человек досконально занимается тем вопросом, в котором он силен и хорошо разбирается. С точки зрения привлечения клиентов, специализация дает только выгоду», — продолжает г‑жа Просянюк.
Кроме того, узкая специализация дает возможность сконцентрировать множество направлений деятельности компании на достижении единой цели. Так считает партнер ЮК «Правовой Альянс» Илья Костин. «Знания и навыки в отдельной специфической сфере гарантируют способствование в достижении бизнес-задач нашими клиентами. Учитывая активность нормотворческого процесса, его алогичность, непоследовательность, узкая специализация дает неоспоримый плюс при поддержании профессиональных качеств юристов при позиционировании себя перед клиентами», — отмечает он.
В то же время для некоторых отраслей права узкая специализация практически невозможна. Илья Костин отмечает, что сделки M & A требуют знаний во многих областях, прежде всего, в финансовой и банковской, однако, давая заключения об M & A, необходимо проверить большое количество сфер деятельности предприятия, которые не ограничиваются корпоративным правом. Минусом узкой специализации Илья Костин называет то, что «наша эволюция происходит не вширь, а вглубь! Получить крупный проект, который стоил бы больших денег, при узкой специализации возможно, но не на постоянной основе, поэтому это прерогатива для фирм, адвокатов, юристов, которые избрали путь самосовершенствования».
Как минус узкой специализации г‑жа Просянюк называет то, что многие узкоспециализированные юристы не могут видеть шире проблематику конкретного вопроса, что может повлечь за собой определенные трудности. Кроме того, для человека, имеющего узкую специализацию, есть риск оказаться невостребованным на юридическом рынке, в случае если актуальность его практики резко снизится. «В целом, это все индивидуально», — говорит она.
Выгодно ли позиционировать себя, находить свою специализацию, чтобы отличаться от других? Ольга Просянюк считает, что делать это необходимо: «Например, «АФ «АКТИО» позиционирует себя как лучшее адвокатское объединение в уголовном праве и процессе, а также в вопросах взаимодействия с контролирующими органами. Это позиционирование оправдано, так как другие юридические фирмы таковыми себя не считают ввиду отсутствия отдельного департамента уголовного права, адвокаты которого занимались бы подобными делами. Если мы не являемся лучшими, к примеру, в космическом праве, то говорить о такой специализации мы никогда и не станем».
Соглашается с мнением, что невозможно досконально знать все отрасли права и быть специалистом одновременно во всех возможных сферах, Юрий Сивовна: «Ведущие юридические компании часто зарабатывали свой авторитет не путем специализации в большинстве юридических практик, хватаясь за каждое попавшееся дело, а наоборот, как раз путем специализации в каких-либо отдельно взятых практиках и предоставлении высококачественных услуг именно в рамках своей специализации». Г-н Сивовна считает, что искать и находить свою специализацию важно и нужно. Другое дело, что их может быть несколько. «Именно так это практикуется в универсальных юридических фирмах. В любом случае, даже при наличии в арсенале компании десятка практик, развиты они в разной мере. Добиться равенства в развитии всех существующих практик достаточно сложно. Однако стремиться к усовершенствованию и выравниванию практик, безусловно, нужно», — отмечают в АК «Правочин».
В юридических кругах нет однозначного мнения относительно того, какие компании более востребованы на рынке услуг. Так, Артем Волков предполагает, что спрос все-таки выше на «универсальные» юридические услуги. Однако есть некоторые примеры, когда клиенты нуждаются именно в услугах «специализированной» юридической фирмы. Сюда г-н Волков относит: артистов шоу-бизнеса, аптечные сети и медицинские клиники, фитнес-клубы, а также все услуги, связанные с торговыми марками и интеллектуальной собственностью.
В АО «АФ «АКТИО» придерживаются несколько иного мнения. Так, г‑жа Просянюк говорит, что специализированные юридические услуги пользуются большим спросом среди потребителей, ведь клиент ищет, прежде всего, юридическую фирму или консультанта, которые специализируются именно в его конкретном вопросе. «Например, если у человека проблемы со зрением, он не станет идти к общеспециализированному врачу, а обратится к окулисту. Точно также, имея конкретную проблему, клиент обратится в ту юридическую фирму, которая специализируется в этом вопросе», — проводит аналогию г-жа Просянюк. «При этом если у клиента есть проект, включающий несколько направлений и отраслей, безусловно, плюсом будет наличие в юридической фирме нескольких департаментов, которые смогут комплексно его сопроводить», — подводит черту г-жа Просянюк.
Нередко постоянные клиенты обращаются в компанию с «непрофильным» вопросом. Как в таком случае поступают компании? В ЮФ «АНК» придерживаются следующего принципа: лучше передать заказ коллегам-профессионалам, чем допустить недовольство клиента. Артем Волков говорит: «Всегда, когда вопрос выходит за пределы нашей стандартной практики, мы смело привлекаем наших коллег как на Украине, так и за рубежом».
Считают, что нужно передавать непрофильный заказ компаниям-партнерам и в АК «Правочин». Так, по мнению Юрия Сивовны, это необходимо делать, в первую очередь, для интересов клиента, поскольку достижение клиентом ожидаемого результата путем предоставления высокоспециализированных услуг является основной и главной задачей любого юридического бизнеса. «Если компания не в состоянии, ввиду непрофильности, оказать услуги необходимого уровня, клиенту обязательно необходимо подсказать, где он мог бы их получить. И не стоит забывать, что передача заказа своим коллегам является неотъемлемой частью партнерства между компаниями, что, в свою очередь, создает позитивный имидж для обоих», — напоминает г-н Сивовна.
Обращаются за помощью к компаниям-партнерам и в ЮК «Правовой Альянс». Однако, «если клиент, «юридическую биографию» которого мы знаем лучше него самого, обращается к нам за советом по непрофильному вопросу, мы должны не отказывать, а постараться наиболее полно изучить вопрос, при необходимости обращаясь к компаниям-партнерам», — подытоживает г-н Костин.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…