19 декабря с.г. должен состояться Киевский саммит «Украина — ЕС», на котором будет официально оглашено о завершении переговоров с ЕС по Соглашению об ассоциации. Тем не менее, на некоторые из запланированных реформ Украина только обратила внимание. Среди таких преобразований — регулирование предпринимательства. Представители СОТ и ЕС неоднократно говорили о монополизме в украинской экономике. Это связано как с неблагоприятными условиями для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), так и с государственным вмешательством в экономику, носящим законный характер. Только недавно была завершена разработка нескольких законопроектов, которые призваны решить эту проблему и гармонизировать наше законодательство с европейскими нормами.
15 ноября с.г. парламент принял за основу Закон Украины «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства на Украине» (№ 9202). Закон призван закрепить условия и критерии предоставления поддержки, а также ее виды. К видам финансовой помощи отнесены: 1) частичная компенсация процентных ставок по кредитам; 2) частичная компенсация лизинговых, факторинговых платежей и платежей за пользование гарантиями; 3) предоставление гарантии и поручительства по кредитам; 4) предоставление кредитов, в том числе микрокредитов, для начала и ведения собственного дела; 5) предоставление займов на приобретение и внедрение новых технологий; 6) компенсация расходов на развитие кооперации между субъектами малого, среднего предпринимательства и крупными предприятиями; 7) финансовая поддержка внедрения энергосберегающих и экологически чистых технологий.
Сейчас функции такого акта выполняет Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства». Судя по названию, проект расширит круг получателей помощи, причислив к ним средний бизнес. Тем более, количество средних предприятий увеличится. Сейчас средним предприятием является то, у которого объем годового дохода от реализации продукции за год не превышает 100 млн грн. А в случае принятия законопроекта таковым будет считаться предприятие, доход которого не превышает 50 млн евро. Также законопроект закрепляет понятие субъектов микропредпринимательства (до 10 работников, не более 2 млн евро годового дохода).
Но другие нормы не позволяют быть уверенными в том, что помощь получат все субъекты МСП. Ведь получатели помощи должны соответствовать и требованиям общегосударственных, региональных или местных программ развития МСП. Естественно, в условиях непрозрачности власти это позволяет предполагать, что местные программы будут содержать критерии, выгодные только определенным категориям субъектов МСП.
Помимо этого, на уровне закона устанавливается список субъектов МСП, которые не смогут получить государственную поддержку: кредитные и страховые организации, инвестфонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг; производители оружия, алкогольных и табачных изделий; предоставляющие в аренду недвижимость; имеющие задолженность перед бюджетом и многие другие.
В отличие от европейских экспертов, отечественные — из числа сотрудников Главного научно-экспертного управления парламента — назвали необоснованным принятие проекта: «Многим положениям предложенного проекта присущ характер дублирования или пересказ уже существующих в законодательстве норм». Тем более справедливыми являются нарекания, что, несмотря на указанные виды помощи, законопроект не содержит гарантий ее получения.
Еще одним актом, касающимся развития общественно-значимой хоздеятельности (независимо от размера предприятия), является проект Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» (Закон). Правда, он как раз направлен на ограничение помощи государства. Это одно из требований в контексте грядущего подписания Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. По мнению европейских экспертов, госпомощь снижает стимул предпринимателей к более эффективному ведению бизнеса и создаст украинским предприятиям привилегии по сравнению с европейскими в их конкуренции за отечественный рынок. Принятие до 2012 года этого акта, разработанного Антимонопольным комитетом Украины, предусматривается в президентской Программе экономических реформ на 2010 — 2014 годы.
«Задачей этого Закона является установление баланса между необходимостью допустимой государственной помощи и сохранением должного уровня экономической конкуренции, — так по поводу целей законопроекта высказалась профессор КНУ им. Тараса Шевченко Наталья Кузнецова. — К этому времени вопрос рассматривался лишь в контексте именно предоставления государственной помощи, и никогда никто не думал о негативных последствиях, которые могут иметь такие действия для участников единого рынка».
Сейчас предоставление госпомощи происходит неупорядоченно. Помимо нарушения конкурентной культуры, это приводит к расточительству госсредств.
Как утверждается в отчете «Правила предоставления государственной помощи», подготовленном экспертами ЕС, в 2002 году Украина выделила на госпомощь 2 % своего ВВП, в то время как весь ЕС — лишь 0,6 %.
Законопроект предлагает исчерпывающий (хотя, местами, размытый) список сфер, в которых госпомощь допустима: содействие социально-экономическому развитию отсталых регионов с низким уровнем жизни или высоким уровнем безработицы; реализация важных общенациональных проектов или исправление серьезных проблем в экономике государства; содействие развитию отдельных видов хоздеятельности или отдельных экономических зон; поддержка и сохранение национального культурного наследия. Подобные принципы содержатся и в Соглашении о функционировании Европейского Союза.
В целях выполнения этого Закона предлагается, что АМКУ будет наделен такими полномочиями: требовать от поставщиков и получателей государственной помощи информацию с ограниченным доступом; проводить проверки поставщиков и получателей государственной помощи в определенном АМКУ порядке; иметь доступ к финансовой отчетности получателей и поставщиков помощи; давать обязательные для рассмотрения рекомендации органам исполнительной власти, органам местного самоуправления по внесению изменений в условия предоставления помощи, требовать прекращения незаконной государственной помощи (в том числе действующих сегодня программ), а также принимать решение о возвращении незаконно полученной помощи. Сумма государственной помощи, подлежащей взысканию, начисляется включительно с процентами за весь период использования такой помощи, начиная с даты, когда помощь поступила в распоряжение получателя, и до даты ее возврата в полном объеме (размер процентов будет определять Кабинет Министров Украины).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…