Крайняя мера — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (728) » Крайняя мера

Крайняя мера

19 декабря с.г. должен состояться Киев­ский саммит «Украина — ЕС», на котором будет официально оглашено о завершении переговоров с ЕС по Соглашению об ассоциации. Тем не менее, на некоторые из запланированных реформ Украина только обратила внимание. Среди таких преобразований — регулирование предпринимательства. Представители СОТ и ЕС неоднократно говорили о монополизме в украинской экономике. Это связано как с неблагоприятными условиями для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), так и с государственным вмешательством в экономику, носящим законный характер. Только недавно была завершена разработка нескольких законопроектов, которые призваны решить эту проблему и гармонизировать наше законодательство с европейскими нормами.

Новые масштабы

15 ноября с.г. парламент принял за основу Закон Украины «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства на Украине» (№ 9202). Закон призван закрепить условия и критерии предоставления поддержки, а также ее виды. К видам финансовой помощи отнесены: 1) частичная компенсация процентных ставок по кредитам; 2) час­тичная компенсация лизинговых, факторинговых платежей и платежей за пользование гарантиями; 3) предоставление гарантии и поручительства по кредитам; 4) предоставление кредитов, в том числе микрокредитов, для начала и ведения собственного дела; 5) предоставление займов на приобретение и внедрение новых технологий; 6) компенсация расходов на развитие кооперации между субъектами малого, среднего предпринимательства и крупными предприятиями; 7) финансовая поддержка внедрения энергосберегающих и экологически чистых технологий.

Сейчас функции такого акта выполняет Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства». Судя по названию, проект расширит круг получателей помощи, причислив к ним средний бизнес. Тем более, количество средних предприятий увеличится. Сейчас средним предприятием является то, у которого объем годового дохода от реализации продукции за год не превышает 100 млн грн. А в случае принятия законопроекта таковым будет считаться предприятие, доход которого не превышает 50 млн евро. Также законопроект закрепляет понятие субъектов микропредпринимательства (до 10 работников, не более 2 млн евро годового дохода).

Но другие нормы не позволяют быть уверенными в том, что помощь получат все субъекты МСП. Ведь получатели помощи должны соответствовать и требованиям общегосударственных, региональных или местных программ развития МСП. Естественно, в условиях непрозрачности власти это позволяет предполагать, что местные программы будут содержать критерии, выгодные только определенным категориям субъектов МСП.

Помимо этого, на уровне закона устанавливается список субъектов МСП, которые не смогут получить государственную поддержку: кредитные и страховые организации, инвестфонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг; производители оружия, алкогольных и табачных изделий; предоставляющие в аренду недвижимость; имеющие задолженность перед бюджетом и многие другие.

В отличие от европейских экспертов, отечественные — из числа сотрудников Главного научно-экспертного управления парламента — назвали необоснованным принятие проекта: «Многим положениям предложенного проекта присущ характер дублирования или пересказ уже существующих в законодательстве норм». Тем более справедливыми являются нарекания, что, несмотря на указанные виды помощи, ­законопроект не содержит гарантий ее получения.

Помощь как исключение

Еще одним актом, касающимся развития общественно-значимой хоздеятельности (независимо от размера предприятия), является проект Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» (Закон). Правда, он как раз направлен на ограничение помощи государства. Это одно из требований в контексте грядущего подписания Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. По мнению европейских экспертов, госпомощь снижает стимул предпринимателей к более эффективному ведению бизнеса и создаст украинским предприятиям привилегии по сравнению с европейскими в их конкуренции за отечественный рынок. Принятие до 2012 года этого акта, разработанного Антимонопольным комитетом Украины, предусматривается в президентской Программе экономических реформ на 2010 — 2014 годы.

«Задачей этого Закона является установление баланса между необходимостью допустимой государственной помощи и сохранением должного уровня экономической конкуренции, — так по поводу целей законопроекта высказалась профессор КНУ им. Тараса Шевченко Наталья Кузнецова. — К этому времени вопрос рассматривался лишь в контексте именно предоставления государственной помощи, и никогда никто не думал о негативных последствиях, которые могут иметь такие действия для участников единого рынка».

Сейчас предоставление госпомощи происходит неупорядоченно. Помимо нарушения конкурентной культуры, это приводит к расточительству госсредств.

Как утверждается в отчете «Правила предоставления государственной помощи», подготовленном экспертами ЕС, в 2002 году Украина выделила на госпомощь 2 % своего ВВП, в то время как весь ЕС — лишь 0,6 %.

Законопроект предлагает исчерпывающий (хотя, местами, размытый) список сфер, в которых госпомощь допустима: содействие социально-экономическому развитию отсталых регионов с низким уровнем жизни или высоким уровнем безработицы; реализация важных общенациональных проектов или исправление серьезных проблем в экономике государства; содействие развитию отдельных видов хоздеятельности или отдельных экономических зон; поддержка и сохранение национального культурного наследия. Подобные принципы содержатся и в Соглаше­нии о функционировании Европейского Союза.

В целях выполнения этого Закона предлагается, что АМКУ будет наделен такими полномочиями: требовать от поставщиков и получателей государственной помощи информацию с ограниченным доступом; проводить проверки поставщиков и получателей государственной помощи в определенном АМКУ порядке; иметь доступ к финансовой отчетности получателей и поставщиков помощи; давать обязательные для рассмотрения рекомендации органам исполнительной власти, органам местного самоуправления по внесению изменений в условия предоставления помощи, требовать прекращения незаконной государственной помощи (в том числе действующих сегодня программ), а также принимать решение о возвращении незаконно полученной помощи. Сумма государственной помощи, подлежащей взысканию, начисляется включительно с процентами за весь период использования такой помощи, начиная с даты, когда помощь поступила в распоряжение ­получателя, и до даты ее возврата в полном объеме (размер процентов будет определять Кабинет Министров Украины).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

50 ведущих юридических фирм Украины 2011 года

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

История рейтинга

Эксперты Всеукраинской исследовательской программы "50 ведущих юридических фирм Украины 2011 года"

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Банковское и финансовое право

Валютная оппозиция

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Фармацевтика

Общественно-экономическая фармация

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Рынки капитала

Капитальное приращение

Мимолетные привлечения

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Уголовное право

Поголовная ответственность

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Недвижимость

Стройка с минусами

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Корпоративное право

Акционерное плечо

Опорные правозащитники

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

M&A

Частный интерес

Правила покупки и продажи

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Инвестиции

Лекарство от чиновника

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Банковское и финансовое право

Долг судом красен

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Энергетика и природные ресурсы

Морально-энергетические принципы

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Анализ законодательства

Зонт от банкротства

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Передовики

50 крупнейших публичных сделок

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Бронзовая лига

"Бронзовая лига" ведущих юридических фирм Украины 2011 года*

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Юрфирма года

Диверсификация Олимпа

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Обзор

50 ведущих юридических фирм Украины по количеству юристов

50 ведущих юридических фирм Украины по объему доходов

50 ведущих юридических фирм Украины по показателю финансовой эффективности

Рейтинг признания юридических фирм

Цена практичности

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Региональные лидеры

Помощь на месте

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Энергетика и природные ресурсы

Деньги на ветер

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Методология

Одна голова хорошо

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Тенденция

Сетевые настройки

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Интеллектуальная собственность

Наиболее заметные споры

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

История рейтинга

Как это было

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Интеллектуальная собственность

Патентная преступность

Триумфальные марки

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Агробизнес

Урожайное вето

Аграриев подвели к барьеру

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Международный арбитраж

Судейский менталитет

Выразительная юрисдикция

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Реструктуризация / банкротство

Процедурные чистки

Тонкая расшивка

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Налоговое право

25 крупнейших споров в сфере налогообложения

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Международная торговля

Система мер и миров

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Налоговое право

Крайняя степень возмещения

Фискальный стресс

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Конкуренция

Культура локтя

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Судебная практика

50 крупнейших судебных и арбитражных дел

В суд идет

Самопроизвольные трактовки

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Аудит

Заключения на ровном месте

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Антимонопольное право

Смешанные противоборства

Разгон мирных концентраций

25 крупнейших публичных сделок в сфере антимонопольного права

50 ведущих юридических фирм Украины 2011

Защита собственности

Правила самообороны

VOX POPULI

Юридический форум

Сомнительная польза

Актуальный документ

Документы и аналитика

Информационный запрос

Акцент

Новое время

Государство и юристы

Новости законотворчества

Юридические клиники смогут оказывать правовую помощь

Государство и юристы

Крайняя мера

Политики — вне закона

Государство и юристы

Новости законотворчества

Срок полномочий членов ВККС предлагают увеличить

Государственную программу приватизации обновят

Государство и юристы

Ушел из жизни В.Розвадовский

Документы и аналитика

Медиа с повышенным давлением

Удар законом по правоприменению

Книжная полка

Кодификация по-научному

Неделя права

Новости из-за рубежа

Приставы смогут задерживать должников

Антитабачный закон обжалован в суде

Неделя права

Олег Сергейчук празднует 45-летие

Проверь контрагента

Обмен налоговым опытом

Доказать отправку

В отказном порядке

Строгий порядок

Новости из зала суда

Судебная практика

Состоялось предварительное рассмотрение апелляционной жалобы по делу Ю. Тимошенко

300-миллионный гонорар АО «Бриарей» — законный

ООО «Киноман» не добилось через суд заключения договора аренды

Новости юридических фирм

Частная практика

Максим Копейчиков выступил на практическом семинаре относительно регистрации недвижимости

МЮК «Александров и Партнеры» переезжает

МЮФ Salans выступает юридическим советником в сделке по приобретению ЧАО «Тисагаз»

«Саенко Харенко» сопровождает получение разрешения АМКУ на слияние компаний в бумажной промышленности

Татьяна Бессараб принимает участие в подготовке обзора законодательства о ГЧП

Новый советник Integrites

«Астерс» провела культурно-деловой прием для инвестиционных профессионалов

АО Arzinger завершило реорганизацию страховщиков

Отрасли практики

Рассылка попала под сокращение

Цепная акция

Уязвимые точки аренды

Линия обороны расширяется

Чиновникам придется выбирать слова

Канал discovery доступен и украинцам

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Неделя прав человека

Решения недели

Судебная практика

Изменение кредитного договора

Налоговое обязательство

Загрязнение окружающей среды

Самое важное

Подвели под амнистию?

Свобода должна быть свободной

Судебная практика

Взаимозачет зашел в тупик

Судебная практика

Судебные решения

Обратить взыскание на заложенное имущество путем совершения нотариусом исполнительной надписи нельзя

О возможности истребования имущества у добросовестного приобретателя

Тема номера

Доступ к делу ограничен

Санкция ошиблась кодексом

Долгая дорога в ВСУ

Частная практика

Узкий профиль юрфирмы

Правовидение

Юридический форум

Девять лет успеха

«Moot court» объединяет будущих юристов

Інші новини

PRAVO.UA