— Какие процедуры должна пройти владеющая интеллектуальной собственностью компания, чтобы выйти на рынок товаров и услуг?
— В этом случае не обойтись без всестороннего исследования интеллектуальной собственности (ИС) своей компании и возможных конкурентов. Эта процедура сравнима с due diligence, проводимым при любых серьезных сделках, а сама защита интересов компании должна быть комплексной. Работая с клиентом, мы в первую очередь изучаем ситуацию на рынке для производителя той или иной продукции, проводим анализ всех интересующих его объектов ИС. Кроме того, команда специалистов по due diligence должна состоять из независимых консультантов. Ведь внутренний эксперт никогда не сможет в полной мере критично оценить работу своей компании, а также не учтет возможный конфликт интересов.
— Из каких аспектов состоит аудит интеллектуальной собственности?
— Процесс должен включать исследование патентов, торговых марок, авторских прав, коммерческих тайн и ноу-хау компании с целью определения возможностей и преимуществ в конкурентной борьбе, также необходимо учитывать слабые стороны и возможные обязательства. Среди общих методов, применимых ко всем видам ИС, можно отметить следующие: вся такая собственность компании должна быть выявлена, идентифицирована и классифицирована с точки зрения возможностей ее охраны. То есть необходимо провести аудит имеющихся и возможных объектов охраны. Во время этого процесса, например для имеющихся регистраций, нужно определить даты подачи заявок на патенты и торговые марки, выдачи охранных документов, истечения срока их действия, необходимые платежи для поддержания их действия, территорию охраны. Кроме этого, необходимо установить точное право собственности на каждый объект ИС, это особенно важно в отношении собственности, на которую была получена лицензия или которая была передана компании. Поэтому проверка права собственности требует тщательного анализа договоров о передаче прав и лицензионных соглашений, а также сопоставление информации из разных источников и прежде всего из официальных органов. Золотое правило due diligence ИС — осуществлять независимую проверку всего. Особенно учитывая тот факт, что в нашей стране достаточно широкое распространение получила недобросовестная регистрация объектов ИС. Этот “бизнес” начинался еще в России и плавно перешел к нам. Нарушитель изучает портфель прав известных брендов и проверяет их защиту в Украине. Если таковой нет, то он регистрирует знак под своим именем, блокируя рынок для правообладателя, которому потом предлагает выкупить свой же бренд.
Антонина Пахаренко-Андерсон
В 1972 году окончила Киевский политехнический институт, в 1976-м — патентные отделения Московского и Харьковского институтов повышения квалификации специалистов, в 1995-м — юридический факультет Межрегиональной академии управления персоналом. Вице-президент Украинской группы Международной ассоциации по охране интеллектуальной собственности (АIPPI). Член Всеукраинской ассоциации патентных поверенных. Соавтор книги “Охрана интеллектуальной собственности в Украине”. …
— То есть следует анализировать все права собственности — как свои, так и потенциальных конкурентов?
— Безусловно, это не менее важный аспект. В процессе исследования необходимо определить предполагаемые нарушения чьих-либо прав, которые могут повлечь судебные дела. Нужно просчитать, как продукция конкурентов может нарушить патенты компании и не будет ли продукция самой компании нарушать патентное право третьих сторон. При этом, например, должны быть исследованы такие аспекты, как вид объекта охраны (изобретение или полезная модель) и объем охраны, который им предоставляется (широкий или узкий), ведь сила патентов имеет прямое отношение к их ценности.
— Как компания в Украине может защититься от нарушения своих прав ИС?
— Данная категория собственности — частное право. Государство предоставляет минимальное законодательное регулирование, а дальше каждый правообладатель должен защищать себя сам. В первую очередь компания сама отслеживает свой портфель прав ИС. А национальным производителям необходимо прийти к пониманию, что нельзя “выезжать” на чьем-то имидже и авторитете. Практика свидетельствует, что украинские компании становятся законопослушными, только когда выходят на международный рынок. Объект ИС необходимо регистрировать не только в стране распространения, а изучать такую возможность также в соседних странах. Например, некоторые компании, работающие на территории таможенного союза, столкнулись с ситуаций, когда торговая марка защищена в России, а в Казахстане — нет. Поддельные товары из стран Юго-Восточной Азии без препятствий поступают через границу Казахстана из-за неспособности таможни проверить всю продукцию и распространяются дальше по единому таможенному пространству. По такому же принципу поддельные товары попадают из России в Украину. Для того чтобы проверять нарушения прав ИС, торговые марки должны быть внесены в таможенный реестр объектов ИС, но не все правообладатели делают это. На сегодня в украинском таможенном реестре значится около 150 зарегистрированных торговых марок.
— Как защитить торговую марку при выходе на международный рынок?
— Присоединение Украины к Всемирной торговой организации повлекло ряд обязательств и условий, касающихся в основном гармонизации украинского законодательства с европейским. Со вступлением в ЕС семи новых стран его граница еще больше приблизилась к Украине, и теперь мы являемся ближайшими соседями ЕС. Как результат, Украина стала не только важным пограничным пунктом, но и транзитной территорией для поступления на европейский рынок товара, нарушающего права ИС. Поэтому всем клиентам мы рекомендуем обеспечивать защиту их прав не только в отдельно взятой стране, но и предусмотреть охрану в ближайших государствах. Например, частыми являются ситуации, когда при выходе зарубежных компаний на украинский рынок они объявляют тендер для дистрибуторов, не позаботившись заранее о защите прав ИС в стране распространения. А потом выясняется, что недовольный чем-то дистрибутор регистрирует их же торговую марку в качестве знака для товаров и услуг или как промышленный образец. Компания, потратившая значительные средства на рекламную кампанию, в итоге выясняет, что выпускать продукцию в таком виде она не может, поскольку вынуждена платить очень большие деньги нарушителю. В результате принимается решение уйти на другой рынок либо перестраивать производство.
Следовательно, перед тем как вступать в переговоры с предполагаемыми дистрибуторами, компании необходимо обеспечить свои права: подать заявки на регистрацию, проверить, чтобы существующие свидетельства и патенты оставались действующими. Легче предусмотреть возможные риски и получить дополнительную защиту или урегулировать конфликтные моменты до судебных разбирательств. Это всегда дешевле, чем судебная тяжба, которая не всегда успешна, но влечет большие затраты.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…