Комплаенс-протокол поможет управлять рисками — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 50 » Все стороны совета

Все стороны совета

Введение комплаенс-протокола

Введение в действие комплаенс-протокола значительно упрощает работу адвокатам, позволяя осуществлять юридическую защиту клиента с учетом его сильных и слабых сторон

Перед началом работы с клиентом юридическая компания проводит детальный анализ корпоративных, правовых и финансово-хозяйственных взаимоотношений клиента при ведении бизнеса. Очень важно качественно оценить имеющуюся проблематику по результатам хозяйственной деятельности клиента и объем работ, который необходимо выполнить. Compliance — это система мероприятий по управлению рисками и проверки соблюдения требований действующего законодательства как Украины, так и зарубежных стран, других нормативных документов (стандартов, правил и т.д.), этических норм поведения на предприятиях. Одним из важнейших мероприятий, касающихся управления рисками финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя, является введение комплаенс-протокола во избежание антикоррупционных рисков и других нарушений.

Этапы комплаенса

Методика введения комплаенс-протокола на предприятии заключается в следующем.

  1. Назначение лица, которое будет осуществлять внедрение положений и реализацию мероприятий комплаенс-протокола, введение новой штатной единицы на предприятии или привлечение специалистов, оказывающих аутсорсинговые услуги (аудиторов, комплаенс-офицеров, менеджера по комплаенсу), с целью упреждения конфликта интересов при проверке деятельности работников предприятия.
  2. Разработка методики и методов оценки рисков, содержащей максимальное количество критериев и зависящей от размера бизнеса клиентов, сферы деятельности и других факторов индивидуального характера.
  3. Принятие мер для предупреждения, ограничения и/или снижения до приемлемого уровня выявленных рисков. Внедрение системы контроля за выполнением комплаенс-протокола работниками предприятия, а также максимально возможная его имплементация в плоскость договорных взаимоотношений предприятия с поставщиками/клиентами.
  4. Осуществление периодического обучения работников с целью усовершенствования механизма реализации комплаенс-протокола.

Необходимо не только составить список положений протокола, но и донести до каждого сотрудника, почему важно их выполнять и как это нужно делать. Эффективное обучение сочетает в себе информацию о приоритетах компании и регуляторные вопросы («не давать взятки», «проводить предварительную оценку сторонних поставщиков услуг») с правилами и процедурами, необходимыми для достижения краткосрочных целей. Важно доступно объяснить работникам, какие риски ждут компанию и каждого из них в случае несоблюдения установленной политики.

  1. Введение системы быстрого реагирования при выявлении рисков. Разработка схемы оповещения работниками предприятия по результатам выявления возможных рисков для оперативного принятия мер по их минимизации.

Анализируя организационную структуру и внедряя систему быстрого реагирования, необходимо обращать внимание на наличие четкого описания цели, функций, задач и стратегических направлений деятельности субъекта внутреннего контроля. Осуществить распределение задач, функций, полномочий и ответственности между исполнителями комплаенс-протокола и комплаенс-офицерами. Разработать и утвердить внутренние положения и должностные инструкции, в которых определить обязанности и ответственность каждого работника за выполнение комплаенс-протокола, а также направления и виды отчетности каждого структурного подразделения.

  1. Постоянная система контроля руководством предприятия результатов внедрения комплаенс-протокола должна включать осуществление анализа и мониторинга отчетов, составленных копмплаенс-офицерами, и применение инновационных изменений с целью ее беспрерывной модернизации.

Тем не менее ответственность и контроль за соблюдением законодательства, дисциплины и этики предприятия, внутренних порядков и процедур, обеспечение соблюдения работниками требований законодательства в сфере предотвращения и выявления коррупции, правил этического поведения предприятия лежит на плечах его руководства и лиц, ответственных за реализацию комплаенс-политики на предприятии.

После введения в действие комплаенс-протокола на практике становится легче осуществлять юридическую защиту клиента, учитывая и досконально зная его сильные и слабые стороны, что значительно упрощает работу как адвокатам, так и собственникам бизнеса.

Работа с персоналом

На первом этапе построения защиты бизнеса очень важно наладить коммуникацию с управленческим персоналом предприятия для выявления возможных рисков с их стороны, о которых они зачастую и не знают. Так, довольно часто в нашей практике мы сталкивались с выявлением фиктивного предпринимательства со стороны поставщиков, о которых финансовый директор и бухгалтер не догадывались. Своевременное выявление данных фактов обеспечивает сохранность денежных средств клиента.

Если вашей юридической компанией или собственными силами вашего бизнеса недостаточно собрано информации о ваших поставщиках, как часто и бывает, найдите время и проведите диалог с руководителями фирм-поставщиков. И уже в процессе диалога, задавая элементарные вопросы об объемах продаж, количестве сотрудников фирмы, их основных покупателей, вы поймете, кто есть кто.

Также важно еще на этапе начального сотрудничества детально изучить менеджмент фирмы и структуру корпоративной собственности, ведь, не имея полной осведомленности о клиенте, ваша юридическая фирма может быть вовлечена в рейдерский захват одного из собственников.

Чтобы обезопасить бизнес клиента, мы проводим тренинги и квесты о проведении обысков, по результатам которых наша команда в содействии с менеджментом клиента прорабатывает алгоритм четких действий в случае возможного визита представителей государственных органов, который включает в себя в том числе назначение ответственных лиц за проведение отдельных действий. На практике это позволяет выиграть время, что прямо пропорционально зависит от сэкономленных денег вашего клиента.

После проведения обысков, а зачастую и во время их проведения правоохранительные органы оглашают в банках решения суда об аресте денежных средств клиента. Стоит отметить, что, согласно части 1 статьи 170 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины арестом имущества является временное, до отмены в установленном настоящим кодексом порядке, лишение по решению следственного судьи или суда права на отчуждение, распоряжение и/или пользование имуществом, в отношении которого существует совокупность оснований или разумных подозрений считать, что оно является доказательством преступления, подлежит специальной конфискации у подозреваемого, обвиняемого, осужденного, третьих лиц, конфискации у юридического лица, для обеспечения гражданского иска, взыскания с юридического лица полученной неправомерной выгоды, возможной конфискации имущества. Арест имущества отменяется в установленном настоящим кодексом порядке.

Наша адвокатская практика свидетельствует о том, что чаще всего арест денежных средств проводится необоснованно, что в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 174 УПК Украины дает возможность подать ходатайство о его снятии и успешно это снятие осуществить.

Так же происходит и с подозрениями, которые были предъявлены нашим клиентам. На государственном предприятии одного из топ-менеджеров обвиняли в совершении преступления по части 5 статьи 191 Уголовного кодекса Украины за подписание договора о закупке сырья для производства металлических изделий по ценам, в 6,3 раза превышающим рыночные. В доказательство невиновности нашего клиента были предъявлены авиабилеты, которые доказывали, что на момент подписания данного договора клиент не пребывал в Украине, а в дальнейшем почерковедческая экспертиза это подтвердила.

Время перемен

Напоследок стоит отметить, что кардинальные изменения действующего законодательства в 2019 году были периодом «революционных перемен» в сфере процессуального права. Мы используем действующие платформы, сформированные Ассоциацией юристов Украины, Ассоциацией адвокатов Украины, решения их специализированных комитетов для освещения и обсуждения адвокатами, представителями государственных органов, субъектами хозяйствования проблемных вопросов в сфере защиты бизнеса и поиска оптимальных путей их решения.

 

СОЛОВЕЙ Денис — советник GRACERS law firm, адвокат, г. Киев,

ЖУКОВ Василий — руководитель практики налогового права GRACERS law firm, г. Киев

 


МНЕНИЕ

Арест незаконен

Анастасия ДОБРОЧИНСКАЯ, старший партнер ЮК PRAVO GARANT

УПК Украины предусматривает два процессуальных пути снятия ареста с имущества: обжалование в апелляционном порядке (пункт 9 части 1 статьи 309 УПК Украины) и подача ходатайства об отмене ареста (статья 174 УПК Украины), выбор которого осуществляется после анализа обстоятельств конкретного дела.

При инициировании вопроса о снятии ареста с безналичных денежных средств необходимо исходить из основания наложения ареста, указанного в определении следственного судьи. В решении должны быть учтены наличие обоснованного подозрения и достаточности доказательств, последствия ареста имущества для третьих лиц, разумность и соразмерность ограничения права собственности задачам уголовного производства. На практике указанные требования  зачастую соблюдаются не в полной мере.

Так, денежные средства в безналичной форме на банковском счете не всегда попадают под определение вещественных доказательств в уголовном производстве по своей правовой природе, поскольку не являются материальными объектами. Таким образом, арест безналичных средств как вещественных доказательств, мотивированный соответствием признакам, указанным в статье 98 УПК Украины, является незаконным.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA