Люкс-фактор — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (886) » Люкс-фактор

Люкс-фактор

Начиная с 1990-х годов международные организации, среди которых МВФ, Международная группа по борьбе с отмыванием преступных доходов ОЭСР, FATF, Форум финансовой стабильности, ведут активную борьбу с офшорами. «Черный», «белый», «серый» списки неоднократно менялись с момента их первой публикации ОЭСР 2 апреля 2009 года. С каждым годом построение корпоративной структуры, позволяющей планировать налоговую нагрузку, торговые потоки и аккумулирование прибыли, становится все сложнее.

С ноября 2014 года борьба против офшоров начала набирать новые обороты. На этот раз под категорию «налогового рая» попала такая респектабельная резиденция, как Люксембург, которая всегда была одним из наиболее функциональных инструментов в мировой экономике.

Холдинговые, торговые компании, инвестиционные фонды — элементы налогового планирования и грамотного построения корпоративной структуры, позволяющие выстраивать механизмы управления и получения прибыли.

Потерял ли Люксембург свою привлекательность как элемент эффективной структуры бизнеса? Основной источник корпоративного права в Люксембурге — это Закон о коммерческих компаниях 1915 года в современной редакции. Чаще всего учреждаются компании в таких организационно-правовых формах, как SA (открытая компания с ограниченной ответственностью (акционерное общество) и SARL (общество с ограниченной ответственностью).

Холдинговые компании 1929 года регистрируются в форме общества с ограниченной ответственностью (открытого или закрытого). Название объясняется тем, что налоговый статус компании регулируется законом от 31 июля 1929 года о безналоговых холдинговых компаниях. Отсутствие возвратного налога и валютного контроля позволяет распределять прибыль в форме дивидендов или прироста капитала (capital gain) в другие юрисдикции.

Элементы структурирования

Компании SOPARFI (Société de Participations Financiéres — компании финансового участия) — это компании особого режима холдинговых организаций в соответствии с указом от 24 декабря 1990 года. В отличие от холдинговых компаний 1929 года имеют полное право пользоваться преимуществами, предоставляемыми соглашениями об устранении двойного налогообложения, а также директивами ЕС.

Люксембургская индустрия инвестиционных фондов является крупнейшей в ЕС. Существует несколько видов инвестиционных фондов: SICAF — инвестиции в основной капитал, SICAV — инвестиции в переменный капитал, SICAR — инвестиции в рисковый капитал.

Инвестиционные фонды SICAR — наиболее привлекательные формы компаний для налогового планирования. Инвестируют только в рисковые активы. Основной задачей такой структуры является развитие и улучшение целевого актива. Учреждаются субфонды. По общему правилу каждый субфонд несет ответственность только за свои обязательства. Подобная структура называется зонтичным фондом. К данной организационно-правовой форме применимы соглашения об избежании двойного налогообложения, а также европейские директивы о распределении дивидендов.

Инвестиционные фонды с переменным капиталом (SICAV) или с основным капиталом (SICAF) являются компаниями с ответственностью, ограниченной по акциям, отдельной от держателей акций, деятельность которых заключается в инвестировании в финансовые активы. Учреждаются субфонды, которым будут соответствовать разные классы акций, активов, типов валют (зонтичный фонд).

Налоговая система Люксембурга считается одной из самых лояльных среди резиденций, используемых для планирования налоговой нагрузки. Например, ставка на НДС (VAT) самая низкая в Европе — 15 % (1 января 2015 года будет повышена до 17 %). Проценты и роялти, выплачиваемые SOPARFI в адрес иностранной компании, не подлежат налогообложению у источника в Люксембурге.

По общему правилу налог у источника на дивиденды, выплачиваемые люксембургской компанией своим акционерам, удерживается по ставке 15 %. Дивиденды, распределенные люксембургской компанией, освобождаются от налога у источника выплаты, если компания-получатель является в том числе компанией-резидентом государства — члена ЕС и перечислена в статье 2 Директивы ЕС о материнских и дочерних компаниях (в частности, Кипр, Словакия и другие).

Еще одно важное преимущество налоговой системы данной юрисдикции — индивидуальные tax rulings (налоговые постановления), предоставляющие компании индивидуальные налоговые льготы.

Но с ноября 2014 года начал разгораться скандал с расследованиями таких налоговых постановлений Люксембурга — LuxLeaks, который привел к так называемому налоговому шторму в ЕС, последовавшему за утечкой 250 гигабайт конфиденциальной информации в 2013 году (Offshore Leaks). В первых числах ноября 2014 года Международным консорциумом журналистских расследований (ICIJ) были обнародованы около 28 000 страниц конфиденциальных документов, затрагивающих 340 международных компаний, которые получили индивидуальные налоговые льготы (tax ruling) от налоговой администрации Люксембурга (около 548 постановлений за период с 2002 года по 2010 год). 

Выяснилось, что при помощи таких льгот ставка корпоративного налога снижалась с 29,22 % вплоть до 1 %.

Налоговый шторм в ЕС

По подсчетам консорциума, сотни миллиардов долларов были выведены под более благоприятные фискальные условия Люксембурга. Среди самых громких участников расследования — Pepsi, Fiat, IKEA, FedEx, Coach Inc., Канадский публичный сектор Пенсионного фонда, Accenture, Abbott Laboratories, American International Group (AIG), Axa, Crédit Agricole, Deutsche Bank, Procter & Gamble, JPMorgan Chase, Vodafone, британский банк HSBC, Shire Pharmaceuticals и другие.

В центре скандала также компания «большой четверки» PricewaterhouseCoopers (PwC), которая помогла получить большинство налоговых постановлений в Люксембурге. Письменные предложения PwC, изложенные на 100 страницах, состоящих из 70 этапов структурирования, зачастую были одобрены и подписаны в один день.

По словам министра финансов Люксембурга, налоговые постановления являются распространенной процедурой во многих странах — участницах ЕС, таких как Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания и Люксембург, и не являются противозаконными. PwC заявили, что «консорциум публикует старую и украденную информацию, хищение которой должно быть расследовано. Налоговые консультации и планирование были предоставлены в соответствии с люксембургским, европейским и международным налоговым законодательством».

Результаты расследований, да и сам факт таких расследований отпугивают бизнес от Люксембурга. Последствия скандала еще нельзя предугадать. Люксембург назван «налоговым раем». Но это не единственная тенденция в сторону деофшоризации Люксембурга.

52 государства подписали Соглашение Multilateral Model Competent Authority Agreement, основанное на статье 6 Конвенции о взаимном административном содействии по налоговым вопросам.

По Соглашению будет предоставляться информация о банковских счетах, в том числе имена, адреса бенефициаров, реквизиты банков, баланс, проценты, дивиденды, прибыль от купли-продажи активов, проценты по депозитному счету.

Среди государств, подписавших соглашение, — Австрия, Британские Виргинские Острова, Великобритания, Каймановы острова, Кипр, Эстония, Германия, Ирландия, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Словакия, Швейцария. Украины и США в этом списке на данный момент нет.

В случае Люксембурга первый обмен информацией планируется на сентябрь 2017 года. Также между Люксембургом и правительством США подписано Соглашение об имплементации FATCA, согласно которому будет предоставлена информация в налоговую службу Люксембурга об американских налогоплательщиках, которая в свою очередь предоставит эту информацию налоговому управлению США.

В ожидании штиля

Итак, можно ли дать точный ответ на вопрос: потерял ли Люксембург свою привлекательность как элемент эффективной структуры бизнеса?

В 2013 году Люксембург входил в десятку безопасных стран по соотношению экономики, политики, кредитного рейтинга, уровня долга и рисков на рынках капитала с показателем 87.27 и кредитным рейтингом Standard & Poor’s: AAA.

На данный же момент нельзя с уверенностью утверждать, что Люксембург будет эффективно использоваться в структурировании бизнеса как прежде. Налоговые расследования затрагивают также и нового председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, бывшего премьер-министра Люксембурга, что лишь подливает масла в огонь. Налоговый шторм в ЕС еще не скоро стихнет, остается ждать последствий, санкций, реакции мирового сообщества и дальнейшей имплементации новых тенденций в мировое законодательство.

LuxLeaks — не единственный пример тенденций к деофшоризации, среди которых расследования налоговых схем в Нидерландах, Великобритании, деятельность Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ), Offshore Leaks, закон Российской Федерации о деофшоризации, Multilateral Model Competent Authority Agreement, имплементация FATCA. Украина также предпринимает законодательные меры для упразднения использования офшорных компаний. В октябре 2014 года был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей».

Преследование офшоров становится повсеместным. Налоговая нагрузка, холдинги, торговля, финансовые компании и т.д. планируются как сложные многоуровневые структуры. Причем такие структуры увеличивают свою динамику, приспосабливаясь к новым тенденциям антиофшорной политики, которая с каждым годом становится более агрессивной и бескомпромиссной.

 

ЗАГРЯДСКАЯ Мария — юрист МЮФ Integrites, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Восстановлению подлежит

Акцент

Новости юридических фирм

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила интересы международной табачной компании

Юристы МПЦ EUCON представили интересы «Энергетической группы» в налоговом споре

Адвокаты ЮФ «Ильяшев и Партнеры» вошли в состав руководства НАСК «Оранта»

В фокусе: реформы

Справедливости рады

Государство и юристы

Новости законотворчества

В НК Украины уточнят понятие структурного подразделения

Санкции за неправомерное использование платежных карт усилят

Одобрены поправки Президента к Закону об СНБО

Государство и юристы

Символ меры

Обратный вход

Документы и аналитика

Судебное разрушение

Арестный ход

Неконституционное представление

Неделя права

Программный ход

ВККС вернулась в строй

Реформистские взгляды

Неделя права

Новости из-за рубежа

Юрфирмы зарабатывают на представительстве в Верховном суде США

Неделя права

Проект на троечку

Новости из зала суда

Судебная практика

«Укртрансгаз» должен уплатить 23 млн грн

«Автор Мюзик» не должен платить компенсацию

Новости юридических фирм

Частная практика

«ECOVIS Бондарь и Бондарь» защитили интересы МАУ в споре с Swissport International

Юристы Sayenko Kharenko выступили экспертами форума по праву ВТО

Н. Стеценко представил концепцию реформирования акционерных обществ с целью сближения с правом ЕС

Отрасли практики

Проверить на слово

Люкс-фактор

Сбору нет

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Усилить защиту

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Путь да дело

Самое важное

СЭЗ «Крым»

Стратегия и практика

В круги своя

Риторический запрос

Судебная практика

Самовольное лицо

Тонкости перехода

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах проведения публичных торгов по реализации имущества, находящегося в ипотеке

Судебная практика

Вернуть ребенка

О противодействии

Судебная практика

Судебные решения

Применение последствий недействительности сделки

Судебная практика

Реформирование исполнения

Часть имею

Тема номера

Теория соотносительности

Понимает настроение

Миноритарная реакция

Отложенный механизм

Частная практика

Расширение со знанием

Профессиональный подход

Кассовый орден

Інші новини

PRAVO.UA